Ольга Гусева
Семинар «Развитие музыкальных способностей у детей. Формы работы с одаренными детьми»
Приобщать детей к музыке, развивать их музыкальные способности необходимо с раннего возраста, используя в первую очередь те методы, которые способствуют эмоционально-активному восприятию музыки. Только тогда музыка выполнит свою эстетическую, познавательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней.
Публикация «Семинар „Развитие музыкальных способностей у детей, Формы работы с одаренными детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В процессе музыкального воспитания дошкольников, развития творчества детей важное место занимают музыкально-дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию они учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звуков. Развивая музыкальные способности они помогают успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится решать детям в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Малыши обладают непроизвольным вниманием, поэтому весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на их чувства и интересы. Музыкально-дидактические игры дают возможность в игровой форме развивать музыкальный слух, активизировать умственные процессы, воспитывать нравственные качества личности. Учить детей различать и воспроизводить контрастные по высоте звуки в младшей группе нужно начинать с первого занятия с помощью так называемой музыкальной лесенки.
Развивая звуковысотный слух у детей 6 лет, в работе используется музыкальный букварь Н. А. Ветлугиной, например: "Бубенчики" - на сопоставление трех звуков различных по высоте; "Музыкальное эхо" - для развития музыкального слуха и чистоты интонации; "Ученый кузнечик" - для формирования у детей ладо-тонального слуха, ощущение и нахождение тоники.
Для закрепления представлений детей о ритмических отношениях звуков, умений точно воспроизводить заданный ритм можно предложить музыкально-дидактическую игру "Теремок". Дети слушают стихи:
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Вот по полю Мышка бежит
У дверей остановилась и стучит.
Дети слушают ритмический рисунок Мышки. На фланелеграфе помещается рисованная Мышка. Дети отхлопывают заданный ритм, запоминают его. Точно так же дети знакомятся с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, медведем.
На последующих занятиях дети вспоминают ритмический рисунок зверей, прохлопывают его. Можно вызвать по - одному желающему, простукивая ему любой из заданных ритмов. Если ребенок вспоминает, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставляется право выложить на фланел еграфе этого зверюшку и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок.
Использование музыкально-дидактических игр на занятиях позволяет достичь высокого уровня музыкального развития детей : развитие способностей в хоровом пении, в танцевальной деятельности, в игре на инструментах и выявить особо одаренных детей. Существует много методов и форм работы с такими детьми.
Одной из форм работы с одаренными детьми в нашем детском саду, является игра в ансамбле русских народных инструментах. Игра в ансамбле помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.
Наш ансамбль называется «Задорные ложкарята», т. к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля - дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс.
Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, использую следующие этапы:
I этап
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
Знакомя детей с новым инструментом, вначале всегда играю на нем сама, чтобы увлечь детей, показываю различные приемы ( например: ложки, трещотки).
б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.
Заинтересовав детей, получив от них согласие, заниматься в ансамбле, начинаю знакомить их с приемами игры на ложках.
II этап
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры и упражнения. Например: Игра «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки» и др. Постукивания ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками.
Далее знакомятся с основными приемами игры:
1. Здравствуйте. (В 2 руках, в одной руке – здороваются друг с другом: коленями, плечами, полом, черенками ложек, холкой, локтем, стульчиков и т. д.).
2. Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).
3. Мячики. (Двумя ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).
4. Трещотки. (Между рукой и коленом).
Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.
III этап
Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.
На этом этапе обращаю внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама я в данном случае становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.
Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей красивую тембровую окраску и колорит, стали применять художественный свист и игру на других народных музыкальных инструментах (трещотки, колокольчик, шумелки и др.).
Например: Русская народная песня «Тень, тень, потетень» (1 часть - ложки, 2 часть - народный инструмент, подходящий колориту героя.
. - А также инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, маракасы.
Дети очень любят играть на таких инструментах. Во -первых: они необычны, во - вторых: они изготавливают сами в детском саду или дома с помощью родителей, в - третьих: дети приносят атрибуты для изготовления таких инструментов.
Инструменты - самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки. Например: «Весенний лес» или озвучиваем стихи и песенки.
IV этап
Игра на трех ложках используя такие приемы:
1. Лягушка.
2. Форшлаги, (скользящие удары по двум ложкам третьей).
3. Тремоло, (частые удары ложкой правой руки, между двумя ложками левой).
Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческую инициативу. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.