Папки-передвижки

Семинар «Использование культурного наследия в работе с детьми»

Рубжанат Ибрагимовна
Семинар «Использование культурного наследия в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар на тему «Использование культурного наследия в работе с детьми».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории России и Дагестана -Формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России.

Публикация «Семинар „Использование культурного наследия в работе с детьми“» размещена в разделах

М А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных с общностью исторических судеб.

Уважаемые педагоги, чтобы вникнуть в смысл темы нашего семинара я хочу вам напомнить основные понятия. Это:

Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

Культурные ценности – ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

Традиции – это то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников.

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с ним.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм, любовь и гордость к своей Родине.

Уважаемые педагоги, сейчас я хочу обратиться к Вам и попросить продолжить следующую фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Одной из годовых задач нашего ДОУ является продолжение работы по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, воспитание осознанного, бережного отношения к историческому наследию.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание любви и уважения к ближайшему окружению (семья, коллектив, привитие нравственных норм поведения);

• Формирования чувства сопричастности ребенка к родной земле, природе и всему живому;

• Формирование интереса, представлений о русской (дагестанской) национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции, воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

• Формирование представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие, воспитание любви к своему краю;

• Формирование представлений о Родине как многонациональном государстве, воспитание толерантности.

Задачи эти решаются во всех видах деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

2. Очень важно создание предметно-развивающей среды:

Оборудование специальных зон;

Предметы народно-прикладного искусства;

Дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности;

Наглядно-иллюстрированный материал;

Организация выставок детского творчества.

Организация в группе уголка «Родной край»

Деловая игра «Педагогический экспресс».

Предлагаю вам вместе со мной принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс».

Я буду задавать вопросы, и мы попробуем вместе на них ответить

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? Государство

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? Страна.

3. Скажите, пожалуйста, что является официальной эмблемой государства? Герб

4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

-единство Европейской и Азиатской части нашей страны;

-верность; -силу; -власть;

5. Символ государства, полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? Флаг.

6. Кто является создателем флага? Создателем флага был Петр 1.

7. Что означают цвета Российского флага? (Цветам российского флага приписывается множество разных символических значений, однако официального толкования цветов Государственного флага РФ на данный

момент не существует. Самое популярное толкование его цветов заключается в следующем.

-Белый цвет – означает мир, чистоту, непорочность. Совершенство.

-Синий – цвет веры и верности, постоянства.

-Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

8. Каким законом устанавливается государственный флаг, Герб, гимн Российской Федерации? Федеральным конституционным законом.

9. Дата принятия Конституции РФ? 12декабря 1993год

Наша родина – Россия. Но у каждой реки есть свой исток, маленький ключик, с которого все начинается. Наша малая Родина называется Республика Дагестан – город Махачкала. И давайте вместе вспомним важные даты из истории нашего города.

10. Итак, назовите дату основания города Махачкала?

Укрепление было построено в 1844 году и получило название Петровское, местные же называли его Анжи-Кала, В 1914 году Порт-Петровск был самым крупным городом Дагестана с населением уже в 24 тысячи человек.

11. Кто нарисовал герб Дагестана,

Авторы герба - Д. Иванов, М. Шелковенко, К. Грефенштейн при участии Ж. Курбанова, Д. Джафарова и Р. Магомедова.

12. Что символизирует каждый элемент герба Дагестана?

Орел у народов Дагестана один из наиболее почитаемых представителей фауны, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости, стойкости и выносливости,

Солнце символизирует жизнь, жизненную силу, свет, богатство, плодородие и изобилие, выражает идею жизнеутверждения и процветания республики.

Герб установлен Законом Республики Дагестан № 25 от 19 ноября 2003 г. «О государственном гербе Республики Дагестан», принятом Народным Собранием Республики Дагестан 30 октября 2003 г.

Живут в России разные народы, а Дагестан, как говорят «Страна гор и гора языков»

Очень чтят в Дагестане традиции взаимопомощи. Весь аул оказывает безвозмездную физическую и материальную помощь тому, кто занят строительством дома, сельскохозяйственной работой и т. д., уделяя огромное внимание организации коллективной работы, в которой наравне со взрослыми участвовали и дети (чистка шерсти, сбор урожая и др.)

Но городским детям об этом нужно просто рассказывать и объяснять.

Но существуют традиции, которые дети должны знать и соблюдать.

Традиция человечности дагестанской семьи - это традиция гостеприимства.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать».

1. Мужчина должен приветствовать женщину.

2. Проходящий приветствует сидящих

3. Хозяин приветствует гостя

4. Младший уступает мест о старшему.

И как же мы должны приобщать детей к народным традициям, культурному наследию?

Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть, поэтому в мире робототехники, информатики, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры.

Народная игра - это уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Но самое важное – народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.

Народные игры могут охватить все стороны жизни и что особенно важно и ценно в условиях реализации ФГОС ДО, народные игры затрагивают самые разные образовательные области.

Например, игры на силу и ловкость – это образовательная область… «Физическое развитие»,

- игры с использованием художественного слова – это образовательная область … «Речевое развитие»,

- игры о быте, ремёслах, природе – это образовательная область … «Познавательное развитие»

- игры с музыкальным сопровождением – это образовательная область … «Художественно-эстетическое развитие»

- игры с правилами – это образовательная область… «Социально-коммуникативное развитие»,

То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы.

Во всех играх есть правила. Я хочу вам их напомнить.

Играем честно и сообща;

Играем не ради корысти, а ради удовольствия;

Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.

Давайте немного отдохнем, поиграем.

1. Первая игра называется «Знакомство» (русская хороводная игра).

Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.

2. Следующая игра называется «Пол, нос, потолок». В нее я хочу предложить поиграть всем присутствующим.

Эта игра является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.

3. Предлагаю поиграть в игру «Большой мяч».

Дагестанские народные игры «Надень папаху», «Джигитовка», «Подними платок».

Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности, давайте попробуем это доказать.

. Предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.

Итак, народные игры…

• Интересны и увлекательны

• Приобщают к национальной культуре

• Знакомят с окружающим миром

• Доступны каждому.

• Решают задачи всех образовательных областей

• Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит,

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…

Праздники в нашей жизни. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому необходимо знакомить детей с праздниками наших бабушек и дедушек.

Воспитательно-оздоровительная работа осуществляется через проведение тематических, народных, праздников, таких как:

праздник Осени, День Народного Единства, Праздник первой борозды, День Матери,

Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Выпускной бал, День защиты детей

Давайте вспомним, какие же праздники отмечали наши предки.

Семейные праздники. - рождение ребенка появление первого зуба, первые шаги ребенка, 1 раз в 1 класс, и т. д.

Праздник первой борозды; праздник урожая; встреча весны, проводы зимы и т. д. дни рождения, проводы в Армию и встреча из Армии.

Эти праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия детей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавалось из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них каждый человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Разнообразные спортивные игры и состязания, получившие широкое развитие в историко-культурном обустройстве горцев, были подчинены воспитанию физически сильных людей. В детях поощрялось, чтобы все свободное время уделяли физической подготовке: борьбе, прыжкам, метанию камней, бегу, верховой езде и лазанию по горам. Это нашло свое отражение и сегодня:

Через знакомство с народным фольклором и произведениями художественной литературы.

Знакомятся с народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни. Со старшими детьми, помимо занятий, проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи.

Через пословицы и поговорки:

Чем неправду говорить, лучше молчать

Если к чистому прибавить нечистое — все загрязнится

Змея меняет кожу ежегодно, а ядовитые зубы – никогда.

Лентяю — день длинный, трудолюбивому — дня не хватает.

Свою землю и табун знает.

Без отца — сын хозяин, без матери — дочь

Кто соврёт, тот и украдёт.

Старшим место уступи, младшим помощь окажи.

Через знакомства со сказками и рассказами. Игра с детьми :

Давайте поиграем в детский сад: я – воспитатель, а вы – дети:. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать.

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

6. Что бы бабка с дедом могли сделать с золотым яичком в наше время?

7. Кто из животных пострадал, в надежде поесть досыта? (Волк).

8. Почему Иванушка превратился в козленочка?

9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».

11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

- Дагестан славится бесстрашными, мужественными людьми. Таков и есть наш юный герой из сказки «Храбрый мальчик».

- Ответ старика (чтение по ролям)

- 7 гранатовых прутьев,

- «почему меня нет в книге записей?»

Стих. Р Гамзатова:

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он - не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Фазу Алиева

Законы гор

В горах моих родных

Не писаны законы

Во все века

Никто их не писал

Никто из них томов

Не составлял -Натуры горцев

К этому не склонны

Но если в очаге

У одного лишь горца

Еще хранится

Искорка огня,

Она из ночи в ночь

День изо дня

Из очага в очаг передается

И если в сундуке

У одного лишь горца

Еще хранится горсточка муки,

Ее на все хватает очаги,

И в каждом доме

Свежий хлеб печется.

Знакомятся с народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни.

Со старшими детьми, помимо занятий, проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи.

Большую роль в приобщении детей к культурному наследию имеют просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей

Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города.

Постановка музыкально-театрализованной деятельности.

9. Проведение познавательных викторин, олимпиад.

Расширение предметно – развивающей среды в группах

Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций посвященных малой родине.

Но есть области, где просто необходима помощь родителей, :

Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.

Прогулки по памятным местам родного края.

Экскурсии в музеи. знакомство с музейными экспонатами.

Мы сами видим, что за свою многолетнюю практику даже нашего детского сада выросло целое поколение людей, выпущенных из стен нашего ДОУ. Из года в год меняются у детей и их родителей нравственные ценности и, к великому сожалению, у некоторых не в лучшую сторону.

Именно поэтому большое место должно быть отведено работе с родителями, необходимо привлекать родителей к жизни группы, давать им разные поручения, проводить анкетирование. Можно использовать игры игры «Угадай, чей народный костюм, «Угадай, чь национальное блюдо», «Кому, что нужно для работы); «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»;

Но если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями русского и Дагестанского народного творчества, родной речью, то мы считаем, что это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

3. Какие народные праздники вы знаете?

4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

5. О каком празднике вы узнали у своих предков?

6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?

8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в

рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в саду?детском

Публикации по теме:

Фото и видеоотчет об участии в проекте, посвященном году культурного наследия народов России, в центре помощи семье и детямФото и видеоотчет об участии в проекте, посвященном году культурного наследия народов России, в центре помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Фотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия РоссииФотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия России В начале мая мы провели совместно с библиотекой мероприятие, приуроченное году культурного наследия России под названием «Люблю тебя, моя.

Сценарий закрытия Года культурного наследия народов РоссииСценарий закрытия Года культурного наследия народов России Сценарий праздника, посвященного закрытию Года культурного наследия народов России «Достояние нашей земли». Дети входят под музыку.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Использование культурного наследия в работе с детьми»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 15:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Использование культурного наследия в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Рубжанат Ибрагимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД