Марухина Наталия
Семинар «Метод проектов в работе музыкальных руководителей ДОУ как инновационная педагогическая технология»
СЕМИНАР «Метод проектов в работе музыкальных руководителей ДОУ как инновационная педагогическая технология»
План семинара- практикума :
1. Ознакомление с планом семинара-практикума
2. Упражнения на настрой эффективной работы семинара- практикума
3. Метод проектов в ДОУ как средство развития творчества и профессиональной активности педагогов (теоретическая часть)
Публикация «Семинар „Метод проектов в работе музыкальных руководителей ДОУ как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Представление авторских проектов педагогов :
5. Анализ проектов разработанных педагогами
6. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода».
7. Практикум
2. Определение правил работы на семинаре.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения: 3 минуты
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.
1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
Мы переходим к теоретической части семинара : «Метод проектов в работе музыкальных руководителей как инновационная педагогическая технология».
Слайд 1 Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Выходят в свет новые нормативно-правовые документы, определяющие направления развития дошкольного образования в целом и регламентирующие деятельность дошкольных учреждений.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из основных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Как нельзя больше и лучше всего сосответсвует данным требованиям педагогическая технология - МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Пед технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Какие еще пед. технологии вы знаете?
Нам всем необходимо овладеть теоретическими основами проектной деятельности, понятийным аппаратом, структурой и содержанием проекта, типами и видами проектов для использования данной пед технологии в нашей работе.
Слайд 2 Метод проектов основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность детей.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Слайд 3 не читаю Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Т. е. дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу.
Слайд 4 Включаясь таким образом в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Слайд 5 Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным.
Слайд 6. Зачем нужны проекты? Любой проект эта работа в трех направлениях : что проект даст детям, родителям, педагогам
Слайд 7. Детям Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
слайд 8 Родителям Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Слайд 9 Педагогам Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
слайд 10 Перед тем как познакомить вас с видами проектов, считаю необходимы познакомить с уровнями проектных умений дошкольников по Евдокимовой. 1 уровень
Слайд 11 2 уровень Слайд 12. 3 уровень
Слайд 13 Виды проектов
В практике современных ДОУ используют различные типы и виды проектов, существуют классификация проектов.
Например, по составу участников какие бывают проекты? Индивидуальный (особенно инклюзивное образование, работа с одаренными детьми, парный, групповой, фронтальный
По срокам реализации – краткосрочный (1-2 недели – месяц, средней продолжительности (2-4 месяца, долгосрочный (учебный год)
По доминирующей деятельности – ролево-игровой, творческий (со 2 младшей группы, информационный и практико-ориентированный (со средней группы) исследовательско-творческий (старший дошкольный возраст,
В практике современных дошкольных учреждений используются виды проектов, по доминирующему виду деятельности.
-Исследовательско-Творческие (познавательно-творческие) - Задачи и цель такого проекта - Развитие познавательных способностей детей: умения наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки; систематизация знаний; формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни.
Как итог проекта сами дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (конкурс, детский праздник, концерт, фотоальбом).
-Информационные- Практико – ориентированные - целями такого проекта становится сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. При этом дети приобщаются к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах) Происходит формирование установок толерантного сознания, развитие самопознания и положительной оценки
-Ролево- игровые: в таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Формируется развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов; развитие навыков общения;
Творческие проекты : целью таких проектов является развитие творческого потенциала каждого участника проекта : Овладение различными видами творческой деятельности, приобщение к искусству, народному творчеству
Слайд 14. По тематике - комплексные: «Мир театра», «Сказка в музыке» «Классическая музыка в детском саду», «Фоновая музыка в детском саду», «Танцы народов мира»; «Времена года в музыке»; творческие: «Мы - музыканты», «Мы - композиторы» «Наш веселый оркестр» ; «Инструменты симфонического оркестра»; индивидуальные: «Я и музыка» «Музыка в моей семье»; исследовательские: «Откуда берется звук», "Мой любимый композитор".
Слайд 15. Способы разработки проектов : Проект - это пять П
Слайд 16 Модель трех вопросов
Слайд 17 Системная паутинка Слайд 18 Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
Слайд 19 Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен) Майндмэппинг
Метод "Мыслительных (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова. Детям можно слова заменить символом, иллюстрацией, условным обознавениием.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Слайд 20 Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
Слайд 21 I этап - подготовительный:
Цель: определение целей ( две цели: для детей, родителей, можно и педагогов, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
1. На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, Т. е. выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, материально-технических условий, Могут понадобиться определенные преобразования в предметно-развивающей среде, материально-технической базы.
2. анализ нормативно-правовой и научно-методической базы и т. д.
Значительная роль на подготовительном этапе отводится работе с родителями : необходимо поставить их в известность и Обсудить план совместной деятельности; Эрудиция, жизненный опыт родителей, может стать источником информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. С другой стороны – вовлеченность в проект позволит членам семей стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка. На этапе организации проекта воспитатель сначала вместе с родителями, а потом с детьми определяет возможное содержание проекта-
• творчество каких композиторов может быть представлено,
• что интересного можно рассказать о каждом композиторе, произведении,
• как можно оформить материал (альбом, книжка-самоделка, мини музей, фонотека, фонд любимых произведений).
3. Работа с воспитателями : консультации, рекомендации, контроль за самостоятельной деятельностью детей, использование музыки в режимные моменты, во время НОД; пополнение музыкального уголка в группе
4. Собрать информацию, материал (конспекты, репертуар по всем видам деятельности, консультации для родителей. воспитателей. памятки, папки-передвижки, музыкальные дневники группы, музыкальный киоск);
5. Составить перспективное планирование на период реализации проекта (все направления)
6. Провести анкетирование родителей и воспитателей, узких специалистов,
7. диагностика с целью определения уровней развития детей (продумать вопросы если нет методики)
8. спланировать сотрудничество с общественными организациями и учреждениями (экскурсия музей, бибилиотека, ДМШ, школа, худшкола, ДК).
9. Сформулировать ожидаемые результаты
Слайд 22 Роль педагога и ребенка на подготовительном этапе
Слайд 23 Второй этап – основной.
Цель: реализация проекта.
1. На этом этапе внедряется в практику все то, что было запланировано на подготовительном этапе: проводятся, занятия, индивидуальная работа, работа с родителями, с воспитателями, реализуются запланированные экскурсии, посещения ДК, ДМШ и т. д.
2. систематизируется и обрабатывается накопленный материал, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
3. Дать домашнее задание родителям и детям;
4. Перейти к самостоятельным и творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;
Слайд 24 Роль педагога и ребенка
Слайд 25 Третий этап – заключительный КОНТРОЛЬНЫЙ:
Цель: подведение итогов работы.
1. презентация проекта. (праздник, совместное с родителями развлечение и т. д.)
2. Проводится анкетирование родителей, педагогов, диагностика детей
3. Подводятся результаты проектной деятельности педагогов (участие в семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты о реализации проекта происходят на мастер-классах, практикумах, дискуссиях на педсовете, круглом столе. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
Слайд 26 Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, КВН, составляем альбом, минимузей, коллаж, семейный фотоальбом и т. д.);
Слайд 27 Педагог и ребенок
Слайд 28, 29 В ходе реализации совместных детско-родительских проектов старшие дошкольники учатся тому,
• как можно найти информацию по интересующей проблеме,
• как построить рассказ по теме проекта для детей и взрослых,
• как проиллюстрировать свою деятельность фотографиями и рисунками
Проект как научная работа имеет пакет документации, соответствующий общим требованиям и собственной классификации и оформляется в соответствии с ними.
Так, каждый проект имеет свою информационную карту– это своего рода визитка проекта. модель информационной карты проекта, В ней могут быть прописаны следующие данные: название, автор, вид и тип проекта, цель, задачи, (план, сроки, количество участников, возраст, форма проведения, ожидаемые результаты.
Необходимо также прописать актуальность и значимость выбранной темы для детей. Может оформляться как введение или как пояснительная записка. Далее, прописывается план реализации проекта, прикладывается весь материал, используемый при реализации проекта (анкеты, диагностики на начало и конец реализации проекта, игры, конспекты занятий, различных других мероприятий, информационный материал (для родителей, рекомендации для воспитателей, конспект презентации проекта (развлечения, досуга, праздника). Если проект долгосрочный, могут также прикладываться перспективные планы. В конце прописываются выводы и перспективы по реализации проекта, список используемой литературы. Наглядные материалы оформляются как приложения к работе в конце.