Мария Боровкова
Семинар «Как правильно организовать непосредственно образовательную деятельность в ДОУ»
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок»
Семинар
«Как правильно организовать непосредственно образовательную деятельность»
Подготовила:
старший воспитатель
Боровкова Мария Васильевна
Сатис, 2019
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…
Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности прежде всего в –
* формах её организации,
Публикация «Семинар „Как правильно организовать непосредственно образовательную деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД.
Давайте по порядку…
Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности.
Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН, то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий : Двигательная детская деятельность
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания
Игровая детская деятельность
- Сюжетные игры, игры с правилами
- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
- Игры с речевым сопровождением
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
- Детский дизайн
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
- Чтение, обсуждение
- Заучивание, рассказывание
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Самостоятельная художественная речевая деятельность
- Викторина, КВН
- Вопросы и ответы
- Презентации книжки
- Выставки в книжном уголке
- Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
- Наблюдение, экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование, исследование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
- Конструирование
- Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
- Этюды и постановки
- Логоритмика
Трудовая детская деятельность
- Дежурство, поручения, задания
- Самообслуживание
- Совместные действия
Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога) : от административно-регламентирующего к непринужденно - доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения, а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.
На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»).
Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т. д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Вот мы перешли к третьей отличительной особенности – структура.
И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься.
Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л. Г. Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть.
I. Вводная часть.
Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
II. Основная часть.
Проектирование решений, выхода из проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
III Заключительная (итоговая) часть.
Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
Итак, разберём каждую из трёх частей…
I. Вводная часть.
Организационный момент : Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом. Это могут быть: упражнения на внимание, эмоционально-психологический настрой.
Рекомендации к вождению в тему:
Для успешного вхождения в тему, для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, заворожить детей. Как это можно сделать, какие приемы использовать?
1. Сюрпризный момент очень выигрышный:
- какое-то письмо с проблемными заданиями;
- закадровый голос;
- в гости какой-то персонаж пришел и предложил;
- приглашение в путешествие (игры – путешествия: «В страну сказок», «В страну Любознаек», «На остров Фантазий», «Путешествие на площадь «Искусств», где познакомимся с архитектурными памятниками», «Космический полёт на ракете» и т. д.)
- какой-то элемент яркий на доске либо на фланелеграфе, например, из-за кустика выглядывают чьи-то ушки.
2. Педагог, перевоплощенный в какого-то героя, имеющий проблему.
3. Использование Модели 3-х вопросов - инновационный метод
- что вы знаете о. ?
- откуда вы это знаете?.
- что бы вы хотели еще узнать?.
Предложить воспитателям поделиться опытом проведения организационного момента.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.
Мотивация. Организация мотивационного этапа вызывает у воспитателей затруднения. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам.
- Интересуетесь, как они могут вам помочь.
- Каждому ребёнку даётся посильное задание.
- В конце подчеркиваете, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня»
Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например:
Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя»
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
- Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Правила построения мотивации:
- учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
- мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
- завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Педагогам необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.
Виды мотивации:
• игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);
• внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная);
• внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);
• мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная;
• мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная, информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет).
II. Основная часть состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе.
(Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
- При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т. п., можно не указывать.
- Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
- Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,
- По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
- Так же одним из требований к занятию является степень активности детей - больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. С этой целью педагоги используют вопросы поискового и проблемного характера.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой?
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы?
Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.
- Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов - в данном случае усвоенная ребенком информация будет системной, разносторонней и прочной.
Например: Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Задание: Отгадайте загадку. Найдите картинку-силуэт. Определите, где живёт животное. Поместите картинку в нужное место в лес или у дома человека.
-Рыжая плутовка, кур воровка. Глазищи, усищи, а моется всех чище.
Дети отгадывают загадки, подходят к столу, находят нужную картинку, объясняют свой выбор.
Упражнения в счете на ощупь, а также в счете звуков. Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки. Они считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на карточках, отверстия в дощечке, игрушки в мешочке или под салфеткой и т. п.
Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.
III. Заключительная (итоговая) часть (до 3 -5 минут).
Включает в себя:
Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным? В какую игру научим дома играть папу? Что запомнилось? Что удивило?»
- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т. п.).
Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.
- После подведения итогов, начиная со средней группы, проводится рефлексия.
Рефлексия – это оценка себя, с объяснением причин удач и неудач. С детьми это необходимо проводить, чтобы они учились адекватно оценивать себя и свою работу, понимали, что деятельность оценивается от цели к результату и принимали для себя критерии успешной учебной деятельности, которая у них только формируется.
Критерии общие:
- Если ты внимательно слушал, не отвлекался, выполнил все задания, то подними зеленый кружок.
- Если ты внимательно слушал, не отвлекался, выполнил все задания, но я тебе помогала, то подними желтый кружок.
- Если ты не внимательно слушал, отвлекался, мешал другим, не выполнил задания, то подними красный кружок.
- Далее следует спросить нескольких детей, почему они подняли кружок такого цвета. Кружки могут заменяться на любой материал.
Обратим внимание, что в первом случаи оценка положительная, во втором акцент на уровень самостоятельности, третий случай негативная оценка. Следует, отметить детей с негативной самооценкой и подчеркнуть, что в следующий раз они будут внимательно слушать и выполнять задания, тогда они смело оценят себя зеленым, например.
-Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения, вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.
- Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т. п., указывать не обязательно.
При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии» : не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно, а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т. е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т. д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… в этом, и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы.
Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.
И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции, осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.