Наталья Волкова
Формирование инфраструктуры ДОУ и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации ОП до
Слайд 1 (Тема)
Семинар «Формирование инфраструктуры ДОУ и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации ОП ДО»
Слайд 2
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее - Рекомендации).
Публикация «Формирование инфраструктуры ДОУ и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации ОП до» размещена в разделах
Слайд 3 Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Разработанные, с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Слайд 4
При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).
Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее - ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
Слайд 5
При реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать ФГОС и ФОП ДО:
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- требованиям безопасности и надежности согласно СанПиН и законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
Слайд 6 ФГОС предъявляет к ППРС определенные требования
Слайд 7
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
(Выступления воспитателей).
1. Гаврилова Т. Ю.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
2. Арсенова В. А.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Абакшина Ж. Н.
Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Матвеева К. П.
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Буракова Н. С.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Безопасность использования средств обучения и воспитания обеспечивается нормативными правовыми актами, устанавливающими общие и специальные требования в сфере средств обучения и воспитания, среди которых законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации, оценке соответствия, санитарно- эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, защита прав потребителей.
Как сохранить баланс безопасности и двигательной активности?
Пространство должно напоминать естественную среду.
Оборудования должно быть много, чтобы дети не конкурировали за обладание любимым местом или предметом
Необходимо выработать с детьми правила использования оборудования и проведения подвижных игр. Если правила выработаны с участием детей, то они сами начинают следить за их выполнением
Надо заранее свести риски к минимуму: убрать лишние предметы, то, что можно разбить, чем можно пораниться, уколоться, порезаться, закрыть углы мебели, положить мягкое там, где велика вероятность падения
Оборудовать аптечку, потому что царапины и ссадины – неизбежные спутники детского развития и даже индикаторы того, что ребенок проживает свое детство активно
Необходимо разделить зоны детской активности: для подвижных и спокойных игр
«Детям необходима опасность в небольших дозах. В таких ситуациях они учатся помогать друг другу. Это и есть общество» архитектор Такахару Тезука
6. Бутылина И. В.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 8
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: (на слайде)
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Слайд 9
На слайде представлены ссылки на информационно-образовательную среду ДОУ.
Слайд 10
Оборудование в группе может быть размещено по центрам детской активности. Описание самих центров представлено в тексте рекомендаций.
Центры детской активности, обеспечивают все виды детской деятельности, в них организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
Слайд 11
При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Игра и конструирование, например, часто объединены в деятельности детей - постройка сразу обыгрывается или, наоборот, сюжет игры требует конструктивного творчества. Познание часто соседствует у детей с экспериментированием, а ознакомление с литературой - с театрализованным и художественным творчеством.
Слайд 12
В рекомендациях представлен перечень оснащения групповых помещений ДОО для всех возрастных групп:
• Группа для детей младенческого возраста (до года)
• Группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет)
• Первая младшая группа (2- 3года)
• Вторая младшая группа (3-4 года)
• Группа среднего дошкольного возраста
• Группа старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
• Группа старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
(Выступление Гришина А. А.)
Слайд 13
Задачи, которые будем решать в течение года:
Анализировать перечень оснащения всех возрастных групп и кабинетов (начало и конец года)
Мониторить запросы всех участников образовательного процесса
Последовательно вносить изменения в инфраструктуру и комплектацию учебно-методических материалов
Учиться использовать компоненты инфраструктуры и проектировать
пространство.
Слайд 14