Папки-передвижки

Семинар для родителей «Арт-терапия в детском саду и дома»

Юлия Юрьевна Солод
Семинар для родителей «Арт-терапия в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Этому сегодня уделяется много внимания, и не зря. Давайте узнаем, почему же так необходима арт-терапия для дошкольников.

Арт-терапия для дошкольников.

Когда ребенок предпринимает первые попытки творить?

Публикация «Семинар для родителей „Арт-терапия в детском саду и дома“» размещена в разделах

Правильно, как только начинает сидеть и пытается самостоятельно удерживать ложку. Каша, пюре и прочие блюда попадают не только в рот, но в обязательном порядке размазываются по столу и одежде. Малышу это доставляет непередаваемое удовольствие, ведь он не только ест, но и познает мир вокруг себя. Ребенок подрастает, данный период проходит, но необходимость перенести все свои мысли и ощущения в жизнь остается. Дошкольник начинает творить при помощи всего, что под руку попадется, и делает это на обоях, окнах, дверях и т. д. Родители одергивают малыша, и это правильно, он должен знать нормы.

А как же быть с полетом фантазии? А здесь как раз и необходима арт-терапия для дошкольников.

Каковы цели арт-терапии?

Основные задачи, которые включает в себя данный метод: развитие самоконтроля; облегчение общения в социуме; своевременное выявление психологических проблем; обучение концентрации на чувствах и ощущениях; комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод); выявление творческих способностей и т. д.

Арт-терапия для дошкольников : как работает метод.

Следует отметить, что существует несколько разновидностей арт-терапии, которые основаны на разных видах искусства: изотерапия (живопись, рисование, лепка и т. д.); песочная терапия; цветотерапия; библиотерапия (сочинение стихов, сказок); музыкотерапия; данс-терапия и др. Каждый вид обладает своими методиками. А профессионалы овладевают ними и с успехом применяют в работе с дошкольниками. Все вышеперечисленные виды имеют одно сходство – принцип действия. Он заключается в том, что активность с одного полушария головного мозга «переключается» на другое. Левое полушарие – это сознание, разум, который не всегда дает волю искренним чувствам. Правое же полушарие «включает» процессы бессознательного, и мы видим настоящие эмоции. Арт-терапия для дошкольников – занятия, которые дают возможность двум полушариям плодотворно трудиться. Работа направлена на то, чтобы осознать и исправить бессознательные комплексы и страхи.

Программа Арт-терапия для дошкольников :

• Песочная работа. Дошкольники очень любят это упражнение, а именно оно решает все вышеперечисленные задачи. Сегодня уже во многих детских садах есть самый обыкновенный ящик с песком. Строя из него замки, рисуя на нем, создавая различные фигуры, ребенок самовыражается, раскрепощается.

• Каракули. Для этого упражнения потребуются бумага и ручка. Ребенок, погрузившись в свои мысли, изображает различные линии, фигуры. Затем ему нужно рассмотреть рисунок и объяснить, что же это за образ. В это время можно уже осознанно его дорисовывать, добавлять дополнительные штрихи.

• Монотипия («один отпечаток»). Это очень занимательный вид арт-терапии. Для этого нужно тушью, чернилами или акварелью сделать рисунок (линию, пятно и т. п.) на поверхности, которая не впитывает краску. Затем необходимо приложить к данной поверхности лист бумаги, на котором зеркально отпечатается рисунок. Ребенок рассматривает получившийся образ, описывает его, дорисовывает. Арт-терапия для дошкольников позволяет детям самовыразиться, способствует проявлению внутренних проблем и переживаний.

Арттерапия в работе с детьми в дошкольных учреждениях.

Выделяют три уровня психологического здоровья детей младшего возраста:

- креативный уровень (ребенок – творец) – идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья ребенка. Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таким детям практически не нужна коррекционная помощь, они устойчиво адаптированы. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

- адаптивный уровень – средний уровень психологического здоровья. В целом, это адекватные дети, но проявляющие признаки дезадаптации. Такие дети обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляющая около 80% детей. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь.

- ассимилятивно – аккомодативный уровень - низкий уровень психологического здоровья. Дети не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеют системой и механизмами защиты. К этой категории относятся низкоадаптивные дети, «удобные тихони» и гиперответственные дети. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Этим детям необходима глубокая индивидуальная коррекционная работа.

В этой связи все виды арт- терапиии могут быть использованы как средство коррекции психологического здоровья таких детей.

В настоящее время использование арттерапевтических методик в работе с детьми младшего возраста в условиях дошкольных учреждений, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии личности, в коррекции эмоциональной и поведенческой функций и т. д.

Давайте выполним несколько упражнений, чтобы иметь преставления о данной методике.

Упражнение. «Рисуем сказку» (15 мин)

Цель: развивать умение творческого воображения, интуиции и сотрудничества.

Ход упражнения

Участников объединяем в две группы (по цветам). Каждая группа получает лист ватмана. Задача: участникам поочередно предлагается нарисовать какой-нибудь предмет из предложенной сказки (животное, предмет или т. д.) рисунки должны размещаться друг за другом. Группы обмениваются плакатами. Предлагается возможность придумать новую небольшую сказку - историю по рисункам. В сказке не пропускать ни одного рисунка. Представители от группы озвучивают сказку.

Рефлексия: Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?

Что вы взяли для себя из этого упражнения?

Упражнение «Характер и цвета» (5-8 мин)

Цель: предать в цвете акцент характера предлагаемого героя из знакомых сказок.

Ход упражнения

Участники самостоятельно или в подгруппах на карточках с помощью цвета определяют основные черты характера предложенных героев из сказок. После выполнения данного упражнения необходимо озвучить и обосновать данный выбор.

Рефлексия:

- Вам было интересно это упражнение?

- Что вы поняли?

Когда ваш ребенок рисует, обратите свое внимание, какие он цвета применяет – это может о многом рассказать

Можно очень легко определить душевное состояние ребенка, его психический настрой, характер по выбранным цветам для рисования. Если вы поймете, о чем идет речь в рисунках вашего ребенка, то вы сможете ему помочь, если у него имеются какие-либо проблемы. Для этого нужно научиться проводить анализ того, что рисует ребенок.

ЖЕЛТЫЙ

Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.

РОЗОВЫЙ

Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ

А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ

По мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

СИНИЙ

А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ

Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ

Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ

Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

ЧЕРНЫЙ

Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

Определите характер героя сказки и обозначьте его в цвете (картинки с героями).

Памятка для родителей

ЖЕЛТЫЙ

Желтый цвет выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.

РОЗОВЫЙ

Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ

А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ

Любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

СИНИЙ

А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. Это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ

Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. Этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ

Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ

Коричневый цвет любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

ЧЕРНЫЙ

Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для родителей «Компьютерно-игровые программы в детском саду и дома»Консультация для родителей «Компьютерно-игровые программы в детском саду и дома» Консультация для родителей «Компьютерно - игровые программы в детском саду и дома» Провела консультацию воспитатель МБДОУ №113 Демина.

Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду»Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду. Часть 2» Метод мозгового штурма Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для родителей «Арт-терапия в детском саду и дома»
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 16:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для родителей «Арт-терапия в детском саду и дома»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Солод (УИ 1729789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД