Маргарита Мозолина
Семинар для педагогов «Развитие навыков общения у дошкольников на современном этапе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность воспитания навыков общения дошкольников на современном этапе
Общение является важнейшим фактором полноценного развития личности, человеческая сущность проявляется в общении, которое служит обязательным условием существования форм социальной и индивидуальной жизни в обществе (Г. М. Андреева, Я. Л. Коломинский, Н. Б. Крылова)
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина)
Публикация «Семинар для педагогов „Развитие навыков общения у дошкольников на современном этапе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Общение осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (А. А. Леонтьев, К Обуховский и др.)
У дошкольников, как правило, общение тесно переплетено с игровой, исследовательской, продуктивной и других видах деятельности.
Даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования и проявления (М. И. Лисина)
Каждый из нас понимает, что современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Поэтому чрезвычайно важно осознавать, что представляет собой внутренний мир современного ребенка, в чем состоят и каким образом формируется общение детей в современном мире с его огромным информационным пространством и массовой культурой.
Вопрос к слушателям:
Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками 20 века, по Вашему мнению?
(ответы слушателей)
Многие современные педагоги обращают внимание на изменение в интеллектуальной сфере детей, подчеркивают их большую информированность. Отмечают, что дошкольники стали более развитыми, коммуникабельными, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике и жизни взрослых. Дети стали более раскованными, раскрепощенными.
Вызывает беспокойство такой факт, что произошли изменения в нравственном, социально – личностном развитии детей, их поведении. Современные дети более эгоистичны. Среди проблем, характерных для сегодняшних дошкольников, в первую очередь можно выделить такую как трудности в общении и взаимодействии детей со сверстниками, многие из которых связаны с комплексом социально – психологических проблем:
• Проявление агрессивности
• Застенчивость
• Гиперактивность или пассивность в поведении
• Попытки ухода в виртуальный мир
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г. г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имею особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.
Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также способствует исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.
Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:
1) в области любознательности детей;
2) в сфере их эмоциональных переживаний;
3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам;
4) в сфере овладения речью;
5) в сфере личности и самосознания детей.
Д. Б. Годовикова, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова установили, что от умения общаться, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Именно поэтому проблема воспитания навыков общения дошкольников на современном этапе актуальна.
Вопросы слушателям: Почему дети ссорятся? Что мешает их сотрудничеству и общению?
2. «Снежинки»
1. у вас у каждого есть лист бумаги, возьмите его;
2. сложите пополам;
3. оторвите правый верхний угол;
4. сложите еще раз пополам;
5. еще раз оторвите правый верхний угол;
6. еще раз сложите пополам;
7. и еще раз оторвите правый верхний угол;
8. разверните листок и покажите свое «произведение»
Обратите внимание, какие разные получились у вас снежинки, хотя, был дан четкий алгоритм действий. Нужно помнить о том, что практически у по любому вопросу у разных людей (в том числе и детей) взгляды отличаются, ведь все мы разные. Если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неинтересным.
На основании того, что все дети разные, практика показывает, что взаимоотношения их со сверстниками не всегда складываются благополучно Одни дети чувствуют себя лидерами, другие скоро оказываются в подчинении у первых; некоторые дети остаются вообще вне общения, сверстники не проявляют к ним интереса и не принимают их в свои игры; часть детей избегают общения, предпочитают игру в одиночестве.
Педагогам следует своевременно обратить внимание на детские жалобы, что «не берут в игру», или на отстраненность ребенка от игр других детей. Это первый симптом нереализованной потребности в общении и осознания дошкольником собственного неблагополучия.
Дети всегда тянутся к общению со сверстниками, которые способны придумывать и организовывать интересные игры и избегают контактов с ребенком, у которого недостаточный уровень игровых умений сочетается с незнанием и несоблюдением положительных способов сотрудничества (поделиться, договориться, уступить). Такой ребенок часто вступает в споры, не слушает партнеров, вмешивается в игры, мешает их проведению
Создают трудности в общении и некоторые личностные особенности детей. К примеру, это относится к медлительным детям, не умеющим поддерживать общий игровой темп.
Наблюдаются проблемы в контактах со сверстниками и у излишне подвижных, нетерпеливых, возбудимых детей, не умеющих управлять своим поведением, хотя и владеющими игровыми навыками. В совместной деятельности у них часто возникают конфликты из-за нежелания договориться, ждать своей очереди, ориентироваться на партнера.
Проблемы в общении наиболее ярко прослеживаются в совместных играх.
3. Обсуждение ситуаций в группах.
Ситуация 1.
Саша и Сережа играли вместе (4 года). Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.
Ситуация 2. Полную девочку (5 лет) обзывают мальчики, она плачет, замыкается, ни с кем не играет, и не хочет ходить в детский сад.
Ситуация 3. Мальчик (6 лет) из необеспеченной семьи. От того, что у него нет дорогих игрушек, и он не так хорошо одет, как другие дети, с ним никто не дружит.
4. Тренинг
Начиная со средней группы детского сада, существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Психологи выделяют статусы детей:
• Предпочитаемые
• Принятые
• Пренебрегаемые
• Изолированые
Для того, чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга только приятное, снять негатив. Попробуем и мы в них сегодня поиграть.
5. Игры со слушателями
«Добрые волшебники»
«Волшебные очки»
«Комплименты»
«Подарки»
«Конкурс хвастунов».
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. – СПб., 2012.
2. Бабаева Т. И. Старший дошкольник в общении со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2005.
3. Галигузова Л., Смирнова Е. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
4. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. М., 1998.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
6. Копытова Н. Н., «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом» - СПб., 2009.
7. Лаврентьева Г. П. культура общения дошкольника. – Киев, 1988.
8. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А. Г. Рузской, М., 1988.