Наталья Шунькова
Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шуньков Александр Владимирович.
Руководитель работы: мама Шунькова Наталья Викторовна,воспитатель МДОАУ № 10 "Казачок", г. Новокубанска.
Участники проекта : папа Шуньков В. А., сестра Яна.
Содержание:
1. Введение
2. Цель
3. Задачи
4. Актуальность
5. Вывод
6. Приложение
Введение.
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и пригодной для жизни человека воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство - надо беречь! А как можно научиться бережно расходовать питьевую воду? Поэтому мы выбрали тему исследования: «Почему и как надо беречь питьевую воду».
Публикация «Семейный экологический проект „Капля за каплей — спасешь океан“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель работы:
Воспитание экологического мировоззрения и формирование бережного отношения к воде как драгоценному дару природы и жизненно важному ресурсу для человека.
Задачи:
Узнать о запасах пресной воды.
Выяснить, где мы теряем воду или нерационально её расходуем.
Определить, как устранить потери воды.
Познакомиться со свойствами воды.
Вопросы проекта :
Как вода попадает в кран и куда потом девается?
Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
Для чего человеку нужна вода?
Гипотеза:
если каждый человек будет беречь воду, то потери пресной воды сократятся.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Приблизительная продолжительность проекта : 1 месяц
Технологии:
1. Педагогика сотрудничества.
2. Технология исследовательской деятельности.
Оборудование:
компьютер, фотоаппарат, бытовые приборы для наблюдения за состоянием воды.
Методы:
объяснительно-иллюстративный с элементами диалога,
самостоятельное обдумывание,
чтение книг,
поиск информации в Интернете,
наблюдение,
эксперимент.
Актуальность исследования
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель. Во время выполнения проектной работы ребенок знакомится с физическими свойствами воды; узнаёт, откуда берется вода в кране; учится экономить и беречь ее. У ребенка развивается наблюдательность, творческие способности, воспитывается бережное отношение к воде. Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла такой необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях: на природе, дома. Почему же была выбрана именно эта тема? Просто потому, что ребенка давно интересовал вопрос: «Откуда берется вода у нас в кране? И куда она выливается?».
Меня зовут Саша. Мне очень нравится рассматривать глобус – уменьшенную копию нашей планеты Земля. Если быстро раскрутить глобус, то он кажется одноцветным - голубым. И всё потому, что этой краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.
Голубой краской изображена на глобусе вода - все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Я вот иногда думаю, почему нашу планету называют Земля, если большую часть занимает Вода? И почему взрослые говорят, что воду нужно беречь, что её не хватает всем жителям нашей Земли?
Папа в ответ на мой вопрос наполнил трёхлитровую банку водой, а рядом поставил стакан, наполовину заполненный водой.
«Вот смотри,- сказал мне папа. - Представь, что банка, наполненная водой - это вся вода на нашей планете Земля, вода в стакане - это запасы пресной воды».
Оказывается, несмотря на то, что воды на нашей планете много, для питья пригодна только малая её часть
Моя старшая сестра Яна быстро нашла информацию в Интернете о том, сколько же воды на земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Для питья и приготовления пищи пригодна только пресная вода. Она же используется для хозяйственных нужд: полива растений, мытья посуды, машин, помещений, для умывания, ухода за животными. Вода нужна всему живому на Земле!
Просматривая с сестрой информацию из интернета о воде, вся наша семья узнала, что:
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов
2 % воды - это льды
1 % воды – это пресная вода
3 % – пригодны для человека
Запасы пресной воды распределены так:
3 % - запасы пресной воды на Земле
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги
24-30 % - грунтовые воды
0,5 % - атмосферная влага
0,5 % - поверхностные воды
А как же вода из рек и озёр попадает к нам в дом? Куда она девается потом? Изучая информацию дальше, мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки или из скважины человек направил воду в трубы, затем она попадает на очистную станцию, где воду очищают, и только после этого она приходит к нам в дом. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очищали воду, четвёртые – проводят монтаж кранов. А мне раньше казалось, что вода сама течёт из крана и её очень много, зачем её экономить, пусть себе льётся! Но теперь я знаю, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, то высохнут реки, исчезнут озёра. Если закончатся запасы пресной воды – закончится жизнь.
Вода в нашем доме.
Мама предложила мне понаблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: чистим зубы - открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Не всегда плотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Я всегда открываю кран полностью, когда хочу помыть руки, и вода из крана бьёт сильной струёй. Сколько драгоценной воды расходуется зря! Кухонный кран. Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, мытья рук, полива цветов.
Душ и кран для ванны. Вода используется для купания членов семьи.
Кран для гигиенических процедур. Вода используется для умывания и чистки зубов, мытья рук в течение дня.
Сливной бочок унитаза. Вода используется для смыва органических отходов жизнедеятельности человека
Стиральная машина. Вода используется для стирки и полоскания белья
Вода в кране для гигиенических процедур
Мы с мамой и сестрой Яной решили подсчитать, какой объём горячей воды используется для умывания и чистки зубов утром и вечером.
Саша –2,5 минуты
папа – 2,5 минуты
мама – 3,5 минуты
сестра – 3 минуты
Оказалось, расход воды получается далеко не маленький. Соответственно, каждый член семьи использует его 2 раза в день. У каждого из нас на данную процедуру уходит:
При расходе 8, 2 литров воды в минуту для умывания и чистки зубов за неделю наша семья расходуется следующее количество горячей воды:
2 раза в день 7 дней (2,5 мин + 2,5 мин + 3,5 мин + 3 мин) 8,2 л/мин = 1320,2 литра
Прибавим к этому количеству примерно 6 литров в день (данная вода расходуется на периодическое мытье рук и другие недолговременные включения крана, ее количество не одинаково и точному просчету не подлежит).
Получаем расход горячей воды из данного источника:
1320,2 литра + 6 литров 7 дней = 1362,2 литра.
Мы посчитали, сколько денег платит наша семья за воду за один только месяц, потом умножили на 12 месяцев – получили сумму за год. Оказалось – много мы тратим денег. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой, как и раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить один кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.
Исходя из небольших подсчетов, мы убедились, что много воды в доме вытекает зря, без пользы.
На семейном совете решили, что будем экономней и бережней относиться к воде.
Но что же для этого необходимо? А всего лишь, к примеру, нужно прикрутить кран и сделать струю воды поменьше, когда необходимо помыть руки. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. И чистить зубы можно так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не нужно оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Просто взять и налить воду в стаканчик, а закрыть кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
А вот еще несколько рекомендаций по экономному использованию воды от моего папы:
При использовании воды снизить напор с максимального на умеренный или минимальный (в зависимости от потребностей);
Заменить купание в ванной принятием душа или по возможность снизить количество купаний в ванной;
Выключать воду во время намыливания при купании;
Закрывать кран во время намыливания грязной посуды, используя воду только для ополаскивания или мыть грязную посуду в раковине используя заглушку;
Своевременно менять или чинить пришедшие в негодность краны, трубы, сантехнику;
По возможности заменить сливной бачок на унитазе на более современный с двухрежимной кнопкой слива (в зависимости от потребностей можно слить как весь объем воды, так и половину объема воды в бачке);
Сократить количество стирок, посредством исключения работы стиральной машины с неполным барабаном.
Пока мы с папой и мамой занимались подсчетами экономии воды, старшая сестра Яна нашла в интернете несколько интересных фактов о воде: Вода – самое простое и привычное вещество на
планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
Факт первый: самая чистая вода в Финляндии.
В исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. И самые чистые озёра и водоёмы оказались в Финляндии.
Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды.
Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.
Факт третий: сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.
Факт четвертый: у воды более 3 состояний. Из приведенных опытов мы узнали, что у воды есть 3 состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Факт пятый: вода как стекло. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. Она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Факт шестой: основа жизни – это вода.
Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды.
Факт седьмой: вода – переносчик болезней.
Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. Большинство всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.
А ещё один вопрос, на который я хотел получить ответ: что такое круговорот воды в природе? Совсем недавно посмотрел мультфильм «Лунтик и его друзья», в котором упоминалось об этом явлении.
Что же такое круговорот воды в природе?
Мама предложила мне нарисовать вместе с ней это явление карандашами, попутно объясняя, как происходит круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.
А еще мы нашли очень интересное стихотворение об этом явлении.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока,наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана :
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше.
Пока Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Наконец-то я понял, что происходит с водой в природе и для чего она нам нужна!
Вывод
Итак, работая над проектом, мы познакомились со свойствами воды, провели несколько опытов. Расширили свои знания о воде, узнали много нового: Что такое круговорот воды в природе? Какими свойствами обладает такая привычная для человека вода? Сколько же пресной воды на Земле? Где же мы теряем воду и как можно экономно расходовать этот важный природный ресурс? Я и вся моя семья теперь твердо знаем правила бережного отношения к воде: не оставлять краны открытыми; следить за исправностью кранов; регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства. выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор, когда моем посуду; в унитазе снизить уровень заполнения; мыть посуду в чашке. На семейном совете решили все эти правила соблюдать!
Приложение:
Опыт первый. Три состояния воды
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Автор Шуньков Александр Владимирович](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459765707.jpg)
Опыт второй. Вода растворяет некоторые предметы, продукты (соль, сахар).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Руководитель работы мама Шунькова Наталья Викторовна воспитатель МДОАУ Казачок г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459765783.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Участники проекта папа Шуньков В](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459765848.jpg)
Опыт третий. Для чего мы используем воду.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Приложение Введение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459765911.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Пресной воды в мире всего](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459765950.jpg)
Опыт четвертый. Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Эти запасы истощаются и пригодной для жизни человека воды становится всё меньше и меньше](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459766034.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Вода одно из главных богатств на Земле](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459766070.jpg)
Опыт пятый. Вода – источник жизни
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Трудно представить что стало бы с нашей планетой если бы исчезла пресная вода](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-356372-1459766138.jpg)
Источники информации:
1. Источник: https://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html © Fishki.net
2. Н. А. Рыжова. Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997
3. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.