Наталья Шунькова
Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шуньков Александр Владимирович.
Руководитель работы: мама Шунькова Наталья Викторовна,воспитатель МДОАУ № 10 "Казачок", г. Новокубанска.
Участники проекта : папа Шуньков В. А., сестра Яна.
Содержание:
1. Введение
2. Цель
3. Задачи
4. Актуальность
5. Вывод
6. Приложение
Введение.
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и пригодной для жизни человека воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство - надо беречь! А как можно научиться бережно расходовать питьевую воду? Поэтому мы выбрали тему исследования: «Почему и как надо беречь питьевую воду».
Публикация «Семейный экологический проект „Капля за каплей — спасешь океан“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель работы:
Воспитание экологического мировоззрения и формирование бережного отношения к воде как драгоценному дару природы и жизненно важному ресурсу для человека.
Задачи:
Узнать о запасах пресной воды.
Выяснить, где мы теряем воду или нерационально её расходуем.
Определить, как устранить потери воды.
Познакомиться со свойствами воды.
Вопросы проекта :
Как вода попадает в кран и куда потом девается?
Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
Для чего человеку нужна вода?
Гипотеза:
если каждый человек будет беречь воду, то потери пресной воды сократятся.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Приблизительная продолжительность проекта : 1 месяц
Технологии:
1. Педагогика сотрудничества.
2. Технология исследовательской деятельности.
Оборудование:
компьютер, фотоаппарат, бытовые приборы для наблюдения за состоянием воды.
Методы:
объяснительно-иллюстративный с элементами диалога,
самостоятельное обдумывание,
чтение книг,
поиск информации в Интернете,
наблюдение,
эксперимент.
Актуальность исследования
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель. Во время выполнения проектной работы ребенок знакомится с физическими свойствами воды; узнаёт, откуда берется вода в кране; учится экономить и беречь ее. У ребенка развивается наблюдательность, творческие способности, воспитывается бережное отношение к воде. Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла такой необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях: на природе, дома. Почему же была выбрана именно эта тема? Просто потому, что ребенка давно интересовал вопрос: «Откуда берется вода у нас в кране? И куда она выливается?».
Меня зовут Саша. Мне очень нравится рассматривать глобус – уменьшенную копию нашей планеты Земля. Если быстро раскрутить глобус, то он кажется одноцветным - голубым. И всё потому, что этой краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.
Голубой краской изображена на глобусе вода - все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Я вот иногда думаю, почему нашу планету называют Земля, если большую часть занимает Вода? И почему взрослые говорят, что воду нужно беречь, что её не хватает всем жителям нашей Земли?
Папа в ответ на мой вопрос наполнил трёхлитровую банку водой, а рядом поставил стакан, наполовину заполненный водой.
«Вот смотри,- сказал мне папа. - Представь, что банка, наполненная водой - это вся вода на нашей планете Земля, вода в стакане - это запасы пресной воды».
Оказывается, несмотря на то, что воды на нашей планете много, для питья пригодна только малая её часть
Моя старшая сестра Яна быстро нашла информацию в Интернете о том, сколько же воды на земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Для питья и приготовления пищи пригодна только пресная вода. Она же используется для хозяйственных нужд: полива растений, мытья посуды, машин, помещений, для умывания, ухода за животными. Вода нужна всему живому на Земле!
Просматривая с сестрой информацию из интернета о воде, вся наша семья узнала, что:
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов
2 % воды - это льды
1 % воды – это пресная вода
3 % – пригодны для человека
Запасы пресной воды распределены так:
3 % - запасы пресной воды на Земле
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги
24-30 % - грунтовые воды
0,5 % - атмосферная влага
0,5 % - поверхностные воды
А как же вода из рек и озёр попадает к нам в дом? Куда она девается потом? Изучая информацию дальше, мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки или из скважины человек направил воду в трубы, затем она попадает на очистную станцию, где воду очищают, и только после этого она приходит к нам в дом. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очищали воду, четвёртые – проводят монтаж кранов. А мне раньше казалось, что вода сама течёт из крана и её очень много, зачем её экономить, пусть себе льётся! Но теперь я знаю, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, то высохнут реки, исчезнут озёра. Если закончатся запасы пресной воды – закончится жизнь.
Вода в нашем доме.
Мама предложила мне понаблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: чистим зубы - открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Не всегда плотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Я всегда открываю кран полностью, когда хочу помыть руки, и вода из крана бьёт сильной струёй. Сколько драгоценной воды расходуется зря! Кухонный кран. Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, мытья рук, полива цветов.
Душ и кран для ванны. Вода используется для купания членов семьи.
Кран для гигиенических процедур. Вода используется для умывания и чистки зубов, мытья рук в течение дня.
Сливной бочок унитаза. Вода используется для смыва органических отходов жизнедеятельности человека
Стиральная машина. Вода используется для стирки и полоскания белья
Вода в кране для гигиенических процедур
Мы с мамой и сестрой Яной решили подсчитать, какой объём горячей воды используется для умывания и чистки зубов утром и вечером.
Саша –2,5 минуты
папа – 2,5 минуты
мама – 3,5 минуты
сестра – 3 минуты
Оказалось, расход воды получается далеко не маленький. Соответственно, каждый член семьи использует его 2 раза в день. У каждого из нас на данную процедуру уходит:
При расходе 8, 2 литров воды в минуту для умывания и чистки зубов за неделю наша семья расходуется следующее количество горячей воды:
2 раза в день 7 дней (2,5 мин + 2,5 мин + 3,5 мин + 3 мин) 8,2 л/мин = 1320,2 литра
Прибавим к этому количеству примерно 6 литров в день (данная вода расходуется на периодическое мытье рук и другие недолговременные включения крана, ее количество не одинаково и точному просчету не подлежит).
Получаем расход горячей воды из данного источника:
1320,2 литра + 6 литров 7 дней = 1362,2 литра.
Мы посчитали, сколько денег платит наша семья за воду за один только месяц, потом умножили на 12 месяцев – получили сумму за год. Оказалось – много мы тратим денег. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой, как и раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить один кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.
Исходя из небольших подсчетов, мы убедились, что много воды в доме вытекает зря, без пользы.
На семейном совете решили, что будем экономней и бережней относиться к воде.
Но что же для этого необходимо? А всего лишь, к примеру, нужно прикрутить кран и сделать струю воды поменьше, когда необходимо помыть руки. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. И чистить зубы можно так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не нужно оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Просто взять и налить воду в стаканчик, а закрыть кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
А вот еще несколько рекомендаций по экономному использованию воды от моего папы:
При использовании воды снизить напор с максимального на умеренный или минимальный (в зависимости от потребностей);
Заменить купание в ванной принятием душа или по возможность снизить количество купаний в ванной;
Выключать воду во время намыливания при купании;
Закрывать кран во время намыливания грязной посуды, используя воду только для ополаскивания или мыть грязную посуду в раковине используя заглушку;
Своевременно менять или чинить пришедшие в негодность краны, трубы, сантехнику;
По возможности заменить сливной бачок на унитазе на более современный с двухрежимной кнопкой слива (в зависимости от потребностей можно слить как весь объем воды, так и половину объема воды в бачке);
Сократить количество стирок, посредством исключения работы стиральной машины с неполным барабаном.
Пока мы с папой и мамой занимались подсчетами экономии воды, старшая сестра Яна нашла в интернете несколько интересных фактов о воде: Вода – самое простое и привычное вещество на
планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
Факт первый: самая чистая вода в Финляндии.
В исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. И самые чистые озёра и водоёмы оказались в Финляндии.
Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды.
Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.
Факт третий: сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.
Факт четвертый: у воды более 3 состояний. Из приведенных опытов мы узнали, что у воды есть 3 состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Факт пятый: вода как стекло. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. Она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Факт шестой: основа жизни – это вода.
Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды.
Факт седьмой: вода – переносчик болезней.
Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. Большинство всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.
А ещё один вопрос, на который я хотел получить ответ: что такое круговорот воды в природе? Совсем недавно посмотрел мультфильм «Лунтик и его друзья», в котором упоминалось об этом явлении.
Что же такое круговорот воды в природе?
Мама предложила мне нарисовать вместе с ней это явление карандашами, попутно объясняя, как происходит круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.
А еще мы нашли очень интересное стихотворение об этом явлении.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока,наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана :
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше.
Пока Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Наконец-то я понял, что происходит с водой в природе и для чего она нам нужна!
Вывод
Итак, работая над проектом, мы познакомились со свойствами воды, провели несколько опытов. Расширили свои знания о воде, узнали много нового: Что такое круговорот воды в природе? Какими свойствами обладает такая привычная для человека вода? Сколько же пресной воды на Земле? Где же мы теряем воду и как можно экономно расходовать этот важный природный ресурс? Я и вся моя семья теперь твердо знаем правила бережного отношения к воде: не оставлять краны открытыми; следить за исправностью кранов; регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства. выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор, когда моем посуду; в унитазе снизить уровень заполнения; мыть посуду в чашке. На семейном совете решили все эти правила соблюдать!
Приложение:
Опыт первый. Три состояния воды
Опыт второй. Вода растворяет некоторые предметы, продукты (соль, сахар).
Опыт третий. Для чего мы используем воду.
Опыт четвертый. Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.
Опыт пятый. Вода – источник жизни
Источники информации:
1. Источник: https://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html © Fishki.net
2. Н. А. Рыжова. Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997
3. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.