Татьяна Филатова
Семейный проект «Волшебные камни Таганая»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный проект
«Волшебные камни Таганая»
Выполнили:
Учитель -логопед : Филатова Татьяна Сергеевна.
Ребё нок: Филатова Юлия.
Златоуст
Содержание.
Страница
1 Аннотация 3
2 Введение. Актуальность и социальная значимость. 4
3 Проблема. Цель. Задачи. 5
4 Этапы проекта. 6
5 1 этап. Подготовительный 8
6 2 этап. Основной.
2.1. Национальный парк Таганай
2.2. Златоустовский краеведческий музей.
Публикация «Семейный проект „Волшебные камни Таганая“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
2.3. Горный парк П. П. Бажова.
2.4. «Волшебные камни Таганая» 8
7 3 этап. Заключительный 14
8 Источники информации 15
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный семейный проект знакомит с камнями и минералами Таганая. Суть проекта состоит в том, чтобы изучить какие минералы мы можем встретить на Таганае, какие изделия делают из камней Златоустовские мастера и не только. А также познакомиться с профессиями связанными с добычей и обработкой камней.
Для достижения поставленных целей была проделана большая работа по изучению интересующей нас теме. Была прочитана художественная литература, проводились беседы экскурсоводами музеев. Были созданы: альбом в технике скрапбукинг; макет горы самоцветов, наряд для куклы «Хозяйка медной горы», изготовление наряда для Юли на сказку «Каменный цветок» и колье.
Исходя, из проделанной работы мы сделали вывод, что изучая неживую природу нашего края, ребенок расширяет представления о камнях и минералах национального парка Таганай. С помощью данного проекта формируется познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы.
ВВЕДЕНИЕ
Таганайский горный массив, расположенный на стыке двух частей света – Европы и Азии, носит статус одного из наиболее живописных уголков Урала. Здесь самой природой был создан уникальный коктейль, состоящий из горных рек, причудливых каменных останцев, удивительных каменных рек и старинных минеральных копей. К тому же это прекрасное место овеяно множеством сказаний и легенд. В переводе с башкирского языка Таган-Ай означает “подставка для луны”.
Старший дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
В нашем проекте мы знакомимся с камнями Таганая, что побуждает детей к изучению природных ископаемых своего края. А также заинтересовываем ребенка к использованию исследовательской деятельности. Формируем активный словарь ребенка. Развиваем воображение, любознательность, интерес и бережное отношение к природным богатствам.
АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. В данном проекте при изучении камней и минералов Таганая, мы расширяем кругозор ребенка. Наряду с изучением минералов дети знакомятся с профессиями связанными с добычей и обработкой камней, с изделиями Златоустовских мастеров.
Проблема:
Как познакомить ребенка с камнями национального парка Таганай?
Цель проекта :
Развитие познавательных и творческих способностей ребенка в процессе изучения камней (гранат, малахит, кварц, хрусталь, пирит)
Задачи проекта :
1. Формировать у ребенка представления о камнях на основе литературных произведений
2. Познакомить ребенка с природным материалом камень.
3. Изучить профессии связанные с добычей и обработкой камней.
4. Развивать познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
5. Прививать желание изучать камни через исследование музейных экспонатов
6. Стимулировать творческую активность ребенка.
7. Воспитывать уважение к неживой природы.
8. Развивать эмоциональную отзывчивость.
9. Обогащать детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности.
10. Вовлечь ребенка в творческую деятельность: выражать свои знания и фантазию в продуктивной деятельности
Продолжительность проекта : Краткосрочный
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : семья Филатовых (Филатова Татьяна Сергеевна — мама, Филатова Юлия, 5 лет — дочь).
Этапы проекта :
Дата Мероприятие Результат
4.01 – 6.01 Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы: сказы П. П. Бажова, легенды Таганая Обогатить знания ребенка
6.01 Экскурсия в национальный парк Таганай, детский эколого – просветительский центр «Таганай» Закрепить знания ребенка о легенде Таганая.
6.01 Знакомство с профессиями, связанных с добычей и обработкой камней (геолог, ювелир) Обогатить знания ребенка
10.01 Создание домашнего мини - музея камней Домашний мини – музей камней
14. 01 Экскурсия в городской краеведческий музей: просмотр выставки камней и выставки «Мастера Златоуста» Познакомить с искусством Златоустовских мастеров
17.01 Экскурсия в горный парк П. П. Бажова, музей камней Закрепить знания ребенка о героях сказок П. П. Бажова. Дать наглядное представление о камнях, разнообразии, красоте, неповторимости.
22.01 «Волшебные камни Таганая» Беседа Юли с детьми группы № 10 со сказами П. П. Бажова, камнями и минералами Таганая
22.01- 27.01 Дидактические игры с камнями : Что лишнее? " "Найди пару" "Продолжи ряд" Развитие внимания, речи, воображения, мелкой моторики
23.01 – 28.01 «Гора самоцветов» Создание макета горы самоцветов
29.01- 4.02 «Украсим куклу» Наряд для куклы Хозяйки медной горы
5.02 – 8.02 Создание альбома в технике скрапбукинг Альбом «Волшебные камни Таганая»
12.02 – 13.02 Украшение из самоцветов Изготовление колье.
14.02 – 17. 02 «Царевна самоцветов» Изготовление наряда для Юли на сказку «Каменный цветок»
Перспектива дальнейшего развития:
В дальнейшем готовимся к инсценировке сказки «Каменный цветок», в которой Юля играет главную роль – Хозяйка медной горы.
Мы с Юлей искали материал в библиотеках города, проводили беседы с работниками музеев, а так же использовали ресурсы интернета. Собирали информацию о камнях и минералах, знакомились с изделиями, которые делались из камня. Нами было найдено много фотографий камней и их описание, а так же рассматривали изделия из этих камней.
Так же нам было интересно узнать о профессиях связанных с камнями : это профессия геолога и ювелира. Мы просматривали литературу о данных профессиях.
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Данный проект поможет ребёнку расширить представления о камнях и минералах национального парка Таганай.
С помощью данного проекта формируется познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Она должна научиться ориентироваться в удивительном мире камня : знать их свойства, особенности, значения и применения человеком в исследовательской деятельности с минералами. Знакомство с профессиями, с литературой и наглядным материалом. Раскрыть потенциальные возможности и особенности ребенка, его умения самостоятельно делать выводы.
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
По старой семейной традиции, один из вечеров мы посвятили творчеству П. П. Бажова. В этот вечер я прочитала дочери произведение «Малахитовая шкатулка» (прил. 1). Когда дочь задала мне вопрос: «Что такое малахитовая? И как это шкатулка малахитовая выглядит?» и «Кто такая хозяйка каменной горы?» с этих вопросов началось наше увлекательное и познавательное приключение в мир камней. Я решила познакомить дочь с камнями и минералами нашего национального парка Таганай.
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ.
2.1. Национальный парк Таганай
Посетив национальный парк Таганай и Детский эколого - просветительский центр, мы с Юлей начали изучать камни нашего парка. (прил. 2)
Первый камень, с которым мы познакомились, это малахит.
МАЛАХИТ
Минерал является популярным поделочным камнем, ценимым за великолепную зеленую окраску и необычную текстуру. Вообще, название минерала происходит от греч. «молохе» — мальва. За сходство с ее бархатисто-зелеными листьями Плиний Старший называл этот камень словом «молохитес», которое со временем превратилось в «малахит».
Настоящая слава к этому самоцвету пришла только после открытия в начале XIX века крупнейших уральских месторождений. Поэтому малахит с полным основанием принято считать русским камнем.
Потом экскурсовод рассказала нам про такие камни и минералы как :
ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ
Горный хрусталь - идеально прозрачная и бесцветная разновидность кварца. В древности считалось, что горный хрусталь – это лёд.
Горный хрусталь использовался в магических обрядах у разных народов с самых древних времён. В Древнем Египте, например, на нём вырезали портреты усопших, веря, что в изображение переселяются их души; в Древней Греции и Финикии цари и знать пили из хрустальных кубков, так как считалось, что хрусталь очищает вино от яда, которым их могли бы отравить.
Удивительным свойством этого минерала является то, что он никогда не нагревается. По этому характерному признаку его отличали от стеклянной подделки во все времена. Оставаясь прохладным даже на ярком солнце, природный хрусталь вполне способен снизить боль от ушиба или облегчить жар. В национальном парке горный хрусталь найден в районе Откликного гребня.
ПИРИТ
Пирит — один из самых распространенных минералов в земной коре.
Своё название минерал получил за свойство искрить при ударе (греч. «pyrites lithos» — огненный камень). Является одним из постоянных спутников золота. Внешне похожий на самородное золото, пирит был одним из излюбленных минералов средневековых алхимиков.
Считалось, что он помогает только отчаянным людям, а обычных людей способен толкнуть на неблаговидные поступки. Начиная с 17 века в Европе периодически были в моде ювелирные украшения из пирита, причём ценились они почти как серебряные. На Таганае пирит найден в Евграфовском и Надеждинском рудниках.
ГРАНАТ
На Таганае гранат встречается почти повсеместно, наибольшего разнообразия достигая в западной части парка. Этот минерал характерен для метаморфических пород — кристаллических сланцев и гнейсов, которыми и сложены таганайские горы. При выветривании гранаты, как химически стойкие минералы, долго не разрушаются и переходят в россыпи. Вот почему гранаты можно легко найти прямо на таганайских тропах или в речных наносах.
«Гранатовой короной» национального парка по - праву считается Ахматовская копь, где встречаются медово-жёлтые, зелёные, коричнево-красные, розовые гранаты.
Своё название минерал получил от латинского «granatum» за сходство кристаллов с зёрнами плодов граната. В древности все красные гранаты имели собирательное название анфракс, или карбункул; им приписывались чудесные магические и целебные свойства. Считалось, что гранат способен рождать сильные и страстные желания у своего владельца, наделять его силой, властью над людьми.
КВАРЦ
Окраска может быть различной. В связи с этим разновидности кварца (их насчитывают до 18) имеют и свои названия: раухтопаз (дымчатый кварц, цитрин (жёлтый или золотистый кварц, розовый кварц, морион (чёрный кварц, аметист (фиолетовый кварц, горный хрусталь (бесцветный кварц) и т. д.
Красивые кристаллы цитрина, аметиста используются как ювелирные камни. Ценным коллекционным материалом являются прозрачные кристаллы кварца с минеральными включениями (например, кварц - «волосатик»).
На Таганае кварц встречается повсеместно, являясь главным породообразующим минералом. Находится в виде призматических кристаллов или агрегатов белого, бесцветного, фиолетового и чёрного цветов.
Увиденные камни и минералы нам очень понравились, экскурсовод разрешила нам потрогать и рассмотреть поближе минерал гранат. (прил. 3)
Я рассказала дочери о профессиях связанных с добычей и обработкой камней.
Геолог – это разведчик. Он находит, где на земле и под землей скрыты полезные ископаемые и составляет карты, чтобы люди могли пользоваться богатствами нашей земли. Геолог изучает горные породы, взятые с поверхности земли, со дна моря или из скважин, проводит лабораторные исследования. Геологу часто приходится разгадывать загадки природы.
А Ювелир-мастер, изготавливающий из драгоценных металлов и камней ювелирные изделия. Необработанные камни попадают в ювелирную мастерскую. Где по эскизу изделия, созданному художником, камни отбирают, обтачивают, шлифуют, придают им красивую форму, блеск, обрамляют оправой – и тогда они становятся настоящими произведениями искусства.
Из различных камней ювелиры создают великолепные по своей красоте вещи-браслеты, серьги, кольца, подвески.
2.2. Златоустовский краеведческий музей.
Посетили Златоустовский краеведческий музей. (прил. 4)
Здесь мы подробнее узнали о том, где и в каких местах были найдены камни на Таганае. А также увидели работы Златоустовских мастеров, которые используют камень для украшения своих изделий.
2.3. Горный парк имени П. П. Бажова
При посещении парка П. П. Бажова, в первую очередь Юля пошла к скульптуре Хозяйке медной горы. Она сразу узнала героиню сказки. Так же рассмотрели и других героев, таких как: Огневушка - поскакушка, олень Серебряное копытце, величественный Дуб жизни, подножие и ветви Дуба населены множеством птиц, животных и насекомых. (прил. №5)
В музее парка мы увидели большое количество камней и минералов, которые были найдены у нас на Таганае. Сотрудник музея откликнулась на любопытство моего ребенка и с удовольствием провела беседу, рассказав о минералах. Юля попробовала себя в роли геолога, рассмотрев минерал через микроскоп.
Наше внимание привлекла гора самоцветов, и мы решили, что в своем проекте мы тоже сделаем гору самоцветов и хозяйку медной горы.
Также увидели изделия из камней : бусы, серьги, браслеты, картины, статуэтки и многое другое. В сувенирной лавке мы приобрели несколько камней для нашей домашней коллекции.
2.4. «Волшебные камни Таганая»
Моя дочь решила познакомить с интересным миром камней (через сказы П. П. Бажова) ребят группы №10 МАДОУ «Детский сад№96». Юля рассказала ребятам о сказах Бажова, о своих путешествиях в музеи города Златоуста, провела игры с ребятами, а также показала, какие изделия изготавливают из камней (прил. 6)
3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
В ходе работы над проектом, мы сделали много фотографий, также был изготовлен альбом в технике скрапбукинг; макет горы самоцветов и изготовили наряд для куклы «Хозяйка медной горы», колье и наряда для Юли на сказку «Каменный цветок». (прил. 7)
Была проделана большая работа по изучению данной темы. Было очень интересно и увлекательно не только моей дочери, но и всем детям старшей группы узнать о волшебном мире камня.
Во время проведения тематической, в МАДОУ «Детский сад №96», «Недели детской книги», Юля будет играть главную роль, Хозяйка медной горы, в инсценировке сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Я – златоустовец: Сборник методических разработок учебных и внеурочных занятий/ Администрация ЗГО; МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО. – Златоуст, 2016г. – 209 с. : ил
2. Библиотека № 7, г. Златоуст.
3. Музеи города Златоуста и экскурсоводы.
4. Шубникова О. М. Литература о минералах Южного Урала // Минералогия СССР. Серия Б., вып. 1. 193
5. В. С. Долгов М. С. Середа А. В. Козлов «Минералы Златоустовского Урала», Златоуст ООО «ФотоМир» 2007г.
6. Интернет ресурсы.