Светлана Кудинова
Семейный художественно-творческий проект «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные художественно-творческие проекты
Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий. Известно, что творить нравится всем, и к этому надо отнестись с особым вниманием.
Клубок серьезных социальных и политических проблем, конфликтов в современной жизни требует от специалистов поиска новых, эффективных методов и подходов в работе с детьми.
Публикация «Семейный художественно-творческий проект „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Темочки
Объективная реальность требует разработки и внедрения в практику методик, направленных на объединение людей. Необходимо начинать строить мосты между разными группами в нашем обществе, создавать ситуации, благоприятствующие диалогу и общению.
Видимое расслоение на бедных и богатых обострило отношения и внутри каждой семьи. Нарушилась гармония детско-родительских связей. Утеряны традиции семейной культуры. А для ребенка родной дом – это весь его мир.
Родители на данный момент нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.
Изобразительное искусство может предложить такие технологии и программы, которые хоть отчасти смогут решать наболевшие проблемы. Одной из таких программ и является семейные художественно – творческие проекты.
А. Задачи семейных художественно-творческих проектов :
Семейные художественно-творческие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Эти семейные проекты имеют разные темы. Но в процессе их реализации параллельно решается несколько задач.
Творческая задача. Дети и родители вместе работают над созданием художественного произведения.
Образовательная задача. Участники проекта знакомятся с новыми техниками и художественными приемами изобразительного искусства и осваивают их. Они не только рисуют, но и обсуждают заданные темы, а также представляют свои работы другим детям и взрослым.
Психологическая задача. На протяжении всей программы с детьми и взрослыми могут работать ассистенты-психологи. Они помогают каждому включиться в творческую деятельность, а также проводят индивидуальный опрос (интервью) по заранее заготовленным вопросам.
Задача экологического воспитания. Темы некоторых проектов напрямую связаны с защитой природы, человека, всего живого.
Б. цель художественно-творческого проекта.
Основная цель таких проектов – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.
В ходе осуществления семейного проекта между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить с механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг другу.
Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дают возможность понять и почувствовать, что – ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. И мы должны принимать и уважать их. Собравшись вместе, объединив творческие усилия, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.
Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.
Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом.
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Семейно-художественный проект
«Птица семейного счастья».
Цели и задачи проекта :
• Привлечь к участию в проекте детей вместе с родителями. Во время работы каждая семья изготовит бумажную птицу, которая будет символизировать идеал счастливой семейной жизни.
• Объединить всех членов семьи с помощью искусства, прояснить и выявить некоторые психологические проблемы, назревшие в семье.
• Посредством проекта попытаться разрешить эти проблемы прямо в процессе реализации проекта.
Способствовать сближению детей и родителей, детей и педагогов, семей и образовательного учреждения.
Идея и творческое задание.
Каждой семье предстоит создать из нескольких картонных тарелочек художественный объект-птицу счастья. Специальная разметка на двух тарелках поможет участникам проекта правильно разрезать их на отдельные части, из которых и будет собираться фигура птицы. Авторы работ украсят эти детали цветной бумагой, чтобы в итоге получилась красочная и необычная птица.
В результате каждая семья представит на обозрение всех участников проекта свою птицу семейного счастья, а также расскажет небольшую историю о её жизни. Заранее подготовленные вопросы помогут детям и родителям составить этот рассказ.
Материалы для работы по проекту :
Тарелки бумажные круглые для изготовления фигурки птицы; степлеры; гуашь, кисти, тарелочки пластиковые, стаканчики для воды, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки для работы с красками и клеем, губки поролоновые, два ведра для воды, клеенка, бумага и ручки для записей.
План реализации проекта :
-Встреча и регистрация участников проекта.
-Подготовка материалов.
-Объяснение задания.
-Вырезание из 2 тарелок отдельных частей для составления фигурки птицы.
-Роспись деталей.
-Сборка птиц.
-Интервью с художником.
-Составление рассказа о своей птице счастья.
Реализация проекта.
Подготовительная часть.
• Закупка художественных материалов, необходимых для проведения занятия.
• Корректировка вопросов с учетом данной аудитории и поставленной задачи.
• Подготовка разметки на двух тарелочках для вырезания отдельных деталей фигурки птицы.
• Подготовка помещения и оборудования для проведения занятия.
• Размещение художественных материалов для выполнения творческого задания.
Творческая часть
• Объяснение задания.
Воспитатель объясняет детям и родителям, в чем будет заключаться их творческая задача, показывает поэтапно, как можно составить фигуру птицы из двух тарелочек, как правильно разрезать по разметке эти тарелочки, чтобы получить необходимые детали.
Воспитатель показывает художественные материалы, с помощью которых можно украсить эту птицу, превратить заготовку в красивое изделие.
• Подготовка и украшение деталей фигуры птицы
• Скрепление отдельных деталей в целую фигуру
• Выставка птиц
• Сочинение рассказа о птице счастья
• Зачитывание рассказа о птице счастья перед другими участниками проекта.
• В конце занятия каждая семья снимет свою птицу с выставки и уносит домой. Теперь эта птица-символ семейного счастья поселится у них дома и будет им напоминать о тех минутах, когда они вместе творили маленькое чудо.
Вопросы для рассказа о птице счастья:
• Что это за птица?
• Как её зовут?
• Откуда она прилетела?
• Какой у неё характер?
• Кто её друзья, а кто враги?
• В какую семью прилетает эта птица?
• Какое место больше всего любит птица?
• Что может измениться в доме, когда к вам прилетит птица счастья?
• Что больше всего нравится вам в этой птице?
• Какие три желания вы бы попросили исполнить птицу счастья?
Художественно – творческий проект «Мир в твоем окне».
Цели и задачи: 1. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками проекта.
2. Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями и педагогами.
3. Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками.
Материал: Ватман, бумага белая плотная, простые карандаши, ластики, точилки. Гуашь, кисти, стаканчики для воды, ножницы. Тряпочки для работы с красками, губки поролоновые, два ведра для воды, клеенка, бумага и ручки для записей.
План реализации проекта :
-Встреча и регистрация участников проекта.
-Подготовка материалов.
-Объяснение задания.
Покраска стены дома на полотне.
-Изображение своего окна.
-Интервью с художником.
-Выставка, импровизированное обсуждение картины.
Ход занятия:
Когда я была маленькой, я очень любила смотреть на светящиеся окна домов. Днем они кажутся все одинаковыми, но вечером, когда включается свет, то все они как будто оживают. В них появляется жизнь. Вот на одном из окон стоит красивый букет в вазе, может быть у кого-то день рождения. А в этом окне я вижу маленького мальчика, который, наверное, ждет свою маму. В следующем окне очень красивые шторы и комнатные цветы.
Но даже и сейчас, когда я выросла, я все равно обращаю внимание на вечерние окна. Особенно мне очень хочется увидеть свое окно. И если в моих окнах включен свет, а на окне сидят две кошки. Это значит, что в гости к нам приехала моя мама. Она ждет меня с работы, и готовит что нибудь вкусненькое. Вот как я представляю свое окно (показ).
А сегодня я хотела бы, что бы вы, договорившись друг с другом, нарисовали бы свое окно таким, каким бы вы хотели его видеть. А сейчас приступаем к работе.
Заключительная часть: -Интервью с художником.
-Выставка, импровизированное обсуждение картины.
Заключение.
Роль изобразительного искусства возрастает в современном мире, так как это форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный язык, на котором можно говорить, рассказывать о себе, о своих идеях, проблемах, мечтах.
Искусство является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребенка. Здесь всегда виден результат своего труда. Человек может создавать собственный мир, который его защитит от невзгод.
Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим детей, родителей и педагогов.
В этой социально – художественной программе участвуют дети, родители, педагоги. Они все участники творческого проекта, здесь нет зрителей.
Выводы, сделанные на основе наблюдений за участниками программы, анализе созданных ими образов и выполненных рисунков, ответов на вопросы анкет, бесед с детьми и родителями помогут специалистам в дальнейшей работе с детьми и семьями.
Литература:
М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина Навстречу друг другу.
Т. Н Доронова, Г. В Глушкова, Т. И. Гризик Вместе с семьей.