Елена Семионичева
Проект «Семейные экскурсии по городу»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №50 «Карусель» г. ЮЖНО – САХАЛИНСКА
Проект «Семейные экскурсии по городу». Совместные посещения детей с родителями достопримечательностей областной столицы». Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Публикация «Проект „Семейные экскурсии по городу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребёнка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребёнок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий, но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.
Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.
Одной из активных форм и методов работы с родителями являются совместные семейные экскурсии.
Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Поход ребёнка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада. Возможность понаблюдать за своим ребёнком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, подружили семьи, сплотили коллектив детей. Инициаторами и организаторами таких экскурсий являются родители наших воспитанников.
Экскурсии собирают не только детей с мамами и папами, но и приводят старших и младших братьев и сестёр.
Нам удалось сразу создать атмосферу доброжелательности, что немало способствовало укреплению детско-родительских отношений. При этом воспитывались волевые и дружеские качества, укреплялось взаимопонимание в коллективе, гордость за свою страну, любовь к Родине - к своей малой Родине, к её природе и истории.
Атмосфера доброжелательности перешла и в стены детского сада, стала характерной и для других общих дел в группе. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка. Большее количество родителей посещают родительские собрания и активно в них участвуют.
Наш проект существует год и называется он «Клуб путешественников». За это время мы побывали: дважды в музее «Россия – моя история», в пожарной части, в конно – спортивном клубе «Золотой мустанг», в Сахалинском зооботаническом парке, в Авиационном отряде ФСБ России, в пиццерии «Додо», в «Академии профессий», а также на экскурсии «Достопримечательности г. Южно – Сахалинска».
Алгоритм создания маршрутов:
Мы провели: 1. Анкетирование родителей на предмет выявления уровня знаний о краеведении и детском туризме.
Результат: выявление степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной тематике.
2. Родительское собрание:
- сообщение родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с малой родиной;
- подбор рекомендаций для родителей по разработке «Маршрутов клуба путешественников»;
- знакомство с алгоритмом разработки «Маршрута клуба путешественников»;
Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
3. Разработка родителями «Маршрута клуба путешественников»;
Результат: создание плана проведения «Маршрута клуба путешественников»;
4. Поездка по маршруту.
Результат: Обогащение знаний и практического опыта детей и родителей в совместной деятельности.
5. Презентация готовых маршрутов в группах.
Результат: Фотовыставка, видеоклипы, брошюры, вернисаж рисунков «Наши экскурсии».
Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:
- составление маршрута;
-обработку фактического материала;
- работу над содержанием;
- написание контрольного текста.
В процессе подготовки нового маршрута выходного дня мы выделили ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.
1. Определение цели и задач прогулки (экскурсии, похода и т. д.).
Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ об объекте также подчинен той же конечной цели.
Например:
-воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, толерантности к другим народам;
-эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки, истории и культуры и т. д. ;
- экологическое воспитание;
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Очень важно, чтобы прогулка была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, и способ подачи материала не был утомительным для детей. Поэтому тематика маршрутов обязательно должна быть сориентирована на возрастные, индивидуальные и гендерные интересы детей, т. е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к составлению маршрута.
Продуктом нашего проекта явился атлас «Поехали…»
Он хранится в методическом кабинете детского сада и будет пополнятся с новыми поездками.