Елена Крюкова
Семейное насилие над детьми как социальная проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное насилие над детьми как социальная проблема
Детство является важнейшим периодом в жизни каждого человека. Именно в детстве происходит физическое и психическое развитие, формируются основные личностные качества.
Семья является для ребенка первичным институтом социализации, где у него формируются представления о человеческих взаимоотношениях, основные нормы поведения в обществе. Родители должны обеспечивать себе и своим детям не только достойный уровень жизни, но и благоприятный психологический климат в семье, ощущение любви и поддержки в преодолении трудностей. Но на сегодняшний день, в силу кризисных явлений, наблюдающихся в обществе, семьи перестают выполнять свои функции, что приводит к возникновению различных форм семейного неблагополучия.
Темочки:
На сегодняшний день дети являются самой незащищенной и уязвимой социально-демографической группой, именно поэтому они больше подвержены насилию и жестокому обращению. Различают много форм насилия, но особую значимость занимает насилие в семье. Насилие в семье - это сложная социальная проблема, которая отражает диссонанс, существующий во взаимоотношениях в обществе. Вся сложность и глубина этой проблемы предполагает наличие комплексной помощи, путем предупреждения, обеспечения и защиты, что в нашей стране, к сожалению, практически отсутствует.
Так каковы же причины, определяющие насилие над детьми в семье? В настоящее время существует множество различных моделей, целью которых является изучение и объяснение проблемы семейного насилия над детьми. С точки зрения социологии на насилие влияет социокультурный фактор, то есть определенный сложившийся стереотип, который был усвоен еще в детстве и применяется в данное время, в рассматриваемой социальной группе. Психиатрия и медицина связывают насилие над детьми с психическими изменениями родителей и деградацией. Социально-психологическая модель объясняет насилие над детьми в семье как следствие личного жизненного опыта родителей. То есть, к ним также применяли насилие в детстве и соответственно они считают такое поведение нормой. Сторонники психологической модели считают, что ребенок сам создает условия для того, чтобы к нему было применено насилие. Основываясь на всех этих моделях, насилие можно трактовать как социальное явление, провоцируемое взаимодействием нескольких факторов: психическими особенностями родителей и детей; внутрисемейными процессами; социально-экономическими условиями, явлениями общественного характера и т. д.
Виды насилия
Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
Насилие над детьми в семье может проявляться в форме сексуального, физического, психологического, а также в форме пренебрежения. Теперь немного подробнее рассмотрим формы семейного насилия над детьми.
Физическое насилие является одной из самых распространенных форм насилия над детьми, оно выражается в преднамеренном нанесении ребенку родителями вреда здоровью, которое может привести к смерти или вызвать серьезные нарушения психического и физического характера, отставание в развитии. Дети, подвергшиеся физическому насилию со стороны родителей, обычно имеют специфические внешние повреждения, повреждения внутренних органов, стараются быть изолированными от окружающих, раздражительны и агрессивны и т. д.
Сексуальное насилие - это форма насилия, при которой ребенка вовлекают с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения.
Некоторые дети, становясь объектами сексуального насилия, в силу своей незрелости или других факторов, даже не подозревают о том, что над ними совершается насилие. Психологи объясняют сложившуюся ситуацию тем, что ребенок в неблагополучной семье чувствует себя никому не нужным и всяческие проявления сексуального характера он расценивает как знак внимания, якобы взрослый в нем нуждается.
Такой вид, как психическое насилие над детьми в семье отличается постоянным психологическим воздействием на ребенка, которое в дальнейшем приводит к нарушению развития личности, социальной изоляции ребенка. Психическое насилие выражается в постоянных оскорблениях, унижении человеческого достоинства, угрозах, а также в предъявлении требований, которые не соответствуют возрастным возможностям ребенка.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
– нанесение физических повреждений;
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Можно сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие видов семейного насилия над детьми, их объединяет то, что следствием проявления жестокости является ущерб как для физического, так и для психического здоровья, нарушение социализации ребенка, также насилие представляет угрозу для жизни ребенка.
Для изучения такого явления, как насилие, требуется комплексный подход. Выделение причин и факторов, определяющих насилие над детьми в семье, является лишь маленьким шагом в изучении данного явления. Помимо вышеперечисленного, необходимо ориентироваться на диагностику и выявление новых психологических особенностей личности, а также на оказание разносторонней квалифицированной помощи.
Также в нашей стране практически отсутствует система всесторонней помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Лишь в некоторых регионах страны имеются кризисные центры, телефоны доверия, убежища для жертв семейного насилия. Конечно, есть различные программы, направленные на создание системы учреждений помощи жертвам семейного насилия, но, чтобы претворить их в жизнь требуются хорошо подготовленные кадры.
К жестокому обращению относится использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
• унижают его достоинство,
• используют обидные прозвища,
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
• ребенка стыдят,
• используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
• взрослыми растрачиваются семейные деньги.
• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:
• используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение, б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
• обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
• ребенка перебивают во время разговоров,
• отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.
Для предотвращения насилия в семье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так и индивидуальная профилактика, охватывающая в первую очередь подрастающее поколение. Важно, чтобы системы школьного и дошкольного образования были неотъемлемым компонентом комплексных программ по предупреждению семейного насилия. В перечень мер, направленных на профилактику семейного насилия, входят: формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснение взаимных прав и обязанностей членов семьи, обучение "мирным" способам разрешения конфликтов и информирование о допустимых законом путях и методах самообороны.