Людмила Степакова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Секреты национальной культуры стран Евразии»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты национальной культуры стран Евразии
Цель- Обеспечить необходимые условия для организации и проведения поликультурного образования средствами интегрированной образовательной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей и их отражения в искусстве, фольклоре, народном творчестве.
Задачи:
1. Формировать у детей представления целостной картины мира и развивать самосознание личности в контексте национальной культуры Евразии;
2. расширить представления о человеке, его деятельности и рукотворном мире и культуре.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Секреты национальной культуры стран Евразии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
3. Обобщить знаний детей о национальных костюмах, традициях и быте.
4. Создать оптимальные условия для развития эмоционального, творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Оборудование-
Центр творчества.
Карта-модель Евразии.
Выставочный центр.
Магнитная доска.
Примерочная с национальными костюмами.
Вед
Недавно я прочитала новую интересную пословицу : «Человек не для себя родится». Я стала размышлять…Человек не для себя родится…А как вы понимаете эту пословицу? (рассуждения детей) (родится, чтобы создать что-то новое, своё. Посадить дерево, построить дом, воспитать детей.) Есть даже такие вещи, которые человек создал много-много лет назад, их передавали из поколения в поколение и сохранили до нашего времени. А как вы думаете, что это может быть? (ответы детей) (стихи, сказки, песни, национальные народные танцы и костюмы, дома, храмы, постройки – архитектура)
Одним словом это называется Культура. К культуре относятся все лучшие поступки и изделия, которые создал человек, и, которые служат другим людям. Культура очень разнообразна. Своя культура есть у каждой народности, у каждой страны. Сегодня перед вами самый большой материк…Евразия. Обратите внимание, как много на материке находится стран. (перечисляет некоторые) И у каждой страны своя культура – самобытная, интересная – своя архитектура, своя литература, свои национальные песни и танцы, своя живопись, свой язык. (обращает внимание на перо) Что это? Чьё-то перо. На нем что-то написано, сейчас узнаем чьё оно.
(читает) «Добрый день, мои юные друзья Муромлята! Я принес для вас непростое задание: Постарайтесь найти ответы на все поставленные перед вами вопросы и раскройте секреты культуры Евразии. Смелее! Я верю в вас! Ваш добрый друг.» А я-то думаю, что тут за вопросительные знаки нарисованы! Вот так ситуация…Кругом тайны, секреты, загадки. Но мы же с вами не из робких и любим узнавать всё новое и неизвестное.
Трудности нам нипочем,
Дети (продолжают) Все ответы мы найдем!
Вед.
Нельзя терять ни минуты. Но прежде чем начать умственную работу, необходимо размяться.
Исп. Полька «Скачет по полям»
(уходят на индийский танец)
Вед
Итак, приступим к раскрытию секретов культуры Евразии. Начнем с первого номера. Где он находится? (нпр в нижнем левом углу. Так в дальнейшем будут определять месторасположение всех номеров вопросов)
(Снимает лист с №1, переворачивает) написано «Архитектура» и задание. (читает) Всё понятно. Сейчас я вам всё объясню.
Перед вами представлены различные строения: жилища, храмы, дворцы, памятники архитектуры. (рассматривают, называют) На каждой картинке – цифра. На столе – силуэты этих построек. В центре стола – набор цифр. Вам нужно внимательно посмотреть на оригиналы зданий, найти чей силуэт перед вами и наложить соответствующую цифру.
Выполняют «Архитектуру»
(В это время читают стихотворение.)
Ребенок
Колонны, башенки и шпили -
Архитектура разных стилей.
Соборы, здания, проспекты -
Всплеск мысли, зодчества проекты.
Проектировщиков искусство
В сердцах людских разбудит чувство:
Благоговение, блаженство,
Непостижимость, совершенства.
Фантазии людской полет
В шедеврах каменных живет.
(Подводят итоги, некоторые показывают расположение на карте)
Вед
Продолжим. Какой следующий номер? Где расположен? (снимает, переворачивает) Костюм.
Костюм народный так многообразен,
Его историю полезно очень знать!
Костюм о людях призывает думать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
На выставку взгляните не спеша.
И рассмотрите каждую одежду:
Не правда ли, необычайно хороша! (проста и хороша)
Перед вами представлены национальные костюмы разных народов. Какие они необычные, своеобразные (рассматривают, перечисляют) На столе лежат такие же картинки костюмов, как и на ширме, но…разрезанные на части. Как вы думаете, какое будет задание? Правильно. Нужно составить костюм. А потом определить, костюм какой страны получился. (несколько детей выполняют задание) И вам, ребята, найдется дело. На вешалке 4 костюма. Какой национальности? (ответы. Узбекский, украинский, русский, китайский) В сундуке много головных уборов. Надо подобрать головной убор, соответствующий национальному костюму.
Костюм
(выполняют. Подводят итоги. Проверяют друг у друга.)
Вед
Да. Все костюмы очень красивы, но каждый красив по-своему. И у англичан, и у шотландцев (обращает внимание на индийский костюм) А вот про Родину этого костюма мне хочется сказать отдельно. Это индийское сари. Страна Индия расположена на юге Евразии и имеет свою древнейшую культуру.
Ребенок
О, Индия, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Там очень тепло. Там не носят плащей и пальто.
Там девушки в сари подобны бутонам цветов.
Там прячутся хижины в зарослях гибких лиан.
И многие тайны Индийский хранит океан.
Там ходят слоны, обезьяны гуляют по крышам,
Сигналят машины, коровы бредут не спеша.
Там пахнет сандалом, и можно ходить босиком.
Там все улыбаются, будто ты с каждым знаком.
Вед
Наши девочки подготовили для гостей танцевальный подарок. Настоящий индийский танец, который передавался из поколения в поколения и дошел до нас. Встречайте!
Индийский танец
Вед
(открывают №3) «Орнамент. Декоративно-прикладное искусств».
Орнамент создавали люди во все времена. Это искусство передавалось от бабушки к матери, от матери к дочери. Искусницы фантазировали, творили, создавали свои шедевры. Посмотрите, как он разнообразен. На одной из встреч голубь Любомир знакомил вас с орнаментами разных стран. Попробуйте вспомнить их и назвать. (Дети называют) Молодцы! А помните, одно из заданий голубя было придумать свой авторский орнамент. Мы с вами начали его создавать, а закончить я предлагаю сейчас. Но и гостей мы не заставим скучать. Все вы люди творческие, как сейчас говорят, креативные. Создайте и вы свой орнамент. Ребята, проходите каждый к своему горшочку и приступайте к творчеству.
Орнамент.
Дети рисуют красками. Взрослые рисуют фломастерами или мелками.
Вед
Юные мастера, пронесите перед зрителями свои творения. (Проходят)
А из работ гостей мы устроим вернисаж. Поднимите, пожалуйста, свои орнаменты, а мы полюбуемся. (Поднимают)
Оставьте, пожалуйста, нам свои творения, а мы пополним ими нашу коллекцию орнаментов. (сдали)
№4. Оказывается, это наш Любомир прислал нам такие интересные задания. Спасибо, ему. Но давайте завершим начатое дело и раскроем последний секрет. Здесь написано – «Язык». Ведь у каждого народа, у каждой страны свой язык. А задание голубь приготовил для взрослых. Определить на слух: на языке какой страны прозвучит песня.
Язык (песни)
(Слушают песни на китайском, французском, испанском и индийском языке)
Вед
Видите, ребята, какие у нас сегодня грамотные гости. А вы пока владеете только своим родным русским языком. Ребята, а вот представьте, что вы поехали в другую страну, где люди не знают русского языка. Как вы сможете с ними общаться? (при помощи мимики и жестов) Я согласна с вами. Тогда попробуйте объяснить иностранцам свои просьбы. ( Вед предлагает: «Я хочу есть.»….продумать вопросы…. Последний должен быть про чувства: Мы любим вас)
Чувства можно выразить словами, жестами, музыкой и даже танцем. Есть в Евразии страна Испания. В своих национальных народных танцах испанские танцоры ярко показывают и выражают свои чувства, темперамент, страсть. А впрочем, убедитесь в этом сами.
Танцуют фламенко, танцуют фламенко,
А зал разрывают аплодисменты!
Стучат кастаньеты, гитара поет,
И нас за собою фламенко зовет.
Испанский танец
Вед
Ну вот, все секреты культуры Евразии, которые приготовил для нас Любомир, мы сегодня раскрыли. Но культура очень многогранна и таит в себе много интересного, для нас неизвестного.
Скажите, с культурой какой страны вы хотели бы познакомиться в следующий раз? (ответы) Я уверена, что Любомир вас услышал и обязательно выполнит вашу просьбу. Будем с нетерпением ждать с ним новых встреч.
Уважаемые гости, а вы хотели бы иметь такого мудрого друга? А мы для вас приготовили в подарок маленьких голубков, но не простых. Ребята, расскажите, что вы в них вложили, о чем вы думали, когда вы рисовали голубочков. Ведь всё о чем вы думали, что вы чувствовали, сохранилось в голубках. (дети говорят)
Видите, в этих нежных голубках частичка души, милосердия, доброты, любознательности (перечисляет то, что говорили дети) наших ребят. Пусть они приносят вам и вашим детям много нового и интересного. А давайте совершим обмен. Мы подарим вам наших голубков, а вы нарисуйте своих и вложите в них частичку своей души и мудрости. Вам не жалко?
(Рисуют. Дети собирают рисунки, встают с ними в полукруг. Выполняют движения.)
Вед
Вот какая замечательная, а главная плодотворная, у нас получилась встреча. Ваших голубей мы разместим в группе и они будут помогать нам во всех наших делах. Спасибо! И до новых встреч!