Лидия Трифонова
Сценарий вечера досуга для детей подготовительной группы. «Госпожа честная Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Приобщать детей к русской культуре, традициям, праздникам.
2. Развивать эмоциональную сферу детей.
3. Побуждать к развитию художественно-эстетических способностей детей.
4. Развивать нравственные качества (любовь к ближнему, сострадание).
5. Развивать ассоциативное мышление детей.
6. Обогащать слуховой опыт дошкольников новыми образами.
Публикация «Сценарий вечера досуга для детей подготовительной группы, „Госпожа честная Масленица!“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: костюм русский народный, блины, картина Б. М. Кустодиева «Масленица», DVD-проигрыватель, телевизор, DVD-диск «Снегурочка» (фильм-сказка, реж. Павел Кадочников, 1968г). В данном сценарии использованы следующий музыкальный материал: р. н. попевка «А мы Масленку встречаем», р. н. п. «Блины», «Сцена проводов Масленицы» Н. А. Римский-Корсакова, пьеса «В церкви» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предварительная работа:
1. Разучивание р. н. попевка «А мы Масленку встречаем», русской народной песни «Блины».
2. Изучение с детьми закличек про Масленицу.
Ход развлечения.
(Ребята входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель. Дети садятся на свои места).
Муз. рук: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас не простое занятие, а праздничное. А кто мне подскажет, какому празднику посвящена наша сегодняшняя встреча? (Дети: Масленице) Правильно. Праздник Масленицы – один из самых любимых и веселых праздников на Руси. (Демонстрируется картина Б. М. Кустодиева «Масленица» с устными комментариями). Народ очень любил и почитал этот праздник. Масленицу называли «обжорной», «разорительной», величаво обращались «Госпожа, честная Масленица».
Вы знаете, что этот праздник пришел к нам с самых далеких времен, когда новый год начинался не 1 января, а 1 марта. Поэтому праздник Масленицы – это не только проводы зимы, но и встреча Нового года.
Масленица длилась 7 дней, и каждый день отмечался по-особенному и имел свое название. Первый день назывался «Встреча». На санях возили вот такую соломенную куклу (демонстрируется, и люди радостно кричали: «Масленица к нам приехала!» А мы с вами хотим встретить Масленицу. Давайте встретим ее попевкой!
«А мы Масленку встречаем» (русская народная попевка)
Муз. рук: Молодцы! Хорошо мы Масленицу встретили! Второй день масленичной недели назывался «Заигрыш». Русский народ катался на ледяных горках, водил хороводы. По улицам ходили скоморохи, петрушки и славили Масленицу песнями и закличками. Сейчас я вам хочу показать фрагмент из сказки «Снегурочка». Вот, посмотрите, как ярко и весело праздновалась Масленица на Руси.
Показ видеофрагмента из сказки «Снегурочка»
Муз. рук: А кто из вас знает какие-нибудь заклички про Масленицу? (Дети читают подготовленные дома заклички)
1. Душа моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широкий двор,
На горках кататься, в блинах поваляться.
Сердцем потешиться!
2. Масленица, Масленица!
Приедешь к нам раненько –
Встретим тебя хорошенько:
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом!
3. Солнышко–колоколнышко,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.
Нам зиму провожать, нам Масленицу встречать!
Муз. рук: Ребята, скажите, а кто из вас знает, как назывался самый вкусный день Масленичной недели? («Лакомка»). Правильно. Накрывались столы со множеством угощений. Это были и бублики, и пряники, и баранки. Но самым главным лакомством были… (музыкальный руководитель наигрывает фрагмент песни «Блины»). Что? (Дети: Блины) Правильно, блин на Руси считался символом солнца. А вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
«Блины» (русская народная песня)
(Выходит девица в русском национальном костюме, в руках у нее поднос с блинами)
Муз. рук: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Русская красавица! А что она нам принесла в подарок? (Блины) Ребята, давайте поблагодарим красну девицу за ее вкусный подарок. (Дети кланяются и говорят спасибо)
Четвертый день Масленицы - это разгар праздничного веселья! В народе этот день назывался «Широкая Масленица». Люди устраивали представления, спектакли, пели песни, водили хороводы – веселились от души! … И постепенно неделя подходила к концу. Народ прощался с Масленицей. И у русского композитора Римского-Корсакова в опере «Снегурочка» есть сцена, которая так и называется «Проводы Масленицы». Давайте послушаем музыку и постараемся ответить на вопрос: соответствует ли настроение художника Кустодиева и композитора?
«Сцена проводов Масленицы» Н. А. Римский-Корсаков
(восприятие музыки)
Муз. рук: Правильно, музыка схожа с настроением на картине. А почему вы так решили, какая была музыка по характеру? (торжественная, радостная, прославляющая, ликующая).
- И вот остался последний день – воскресенье. В этот день сжигали чучело Масленицы, прощаясь с этим ярким праздником. Это воскресение называли «Прощенным». Все люди просили друг у друга прощение, и сами прощали своих обидчиков. Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского, которое называется «В церкви».
«В церкви», П. И. Чайковский
Муз. рук: Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Дети отвечают: чувство печали, задумчивости).
- Ну, вот и подошла к концу масленичная неделя. Что же мы узнали об этом замечательном русском празднике? (Дети отвечают). Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с Масленицей:
Ты прощай, прощай, наша масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром: сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами, да с оладьями.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня к сожаленью,
Наше кончилось веселье! (слова народные)
Вместе с детьми: Ты прощай, прощай, наша Масленица!»
(Дети уходят в группу, пьют чай с блинами)
Примечание: Развлечение можно проводить и в первом классе в общеобразовательной школе на уроках музыки.
Данный авторский материал был опубликован в журнале "Музыкальная палитра" №7(76)2012г.