Елена Лютова
Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов «Знакомство с шахматной страной»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые педагоги и все присутствующие в этом зале! Занимайте свои места, садитесь поудобнее, Желаем Вам приятного просмотра! (звучит шахматная музыка)
На большую напольную шахматную доску выходят дети и садятся на стулья - шесть шахматных фигур в коронах и белых накидках: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь и Пешка.
Ведущий:
Кто ты – Петя, Валя, Тоня, говорун или тихоня,
Непоседа – озорник или лучший ученик,
Дрессируешь ли собаку, затеваешь с братом драку,
Любишь спорт или кино – это, в общем, всё равно.
Публикация «Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов „Знакомство с шахматной страной“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Дело – то сейчас не в том, дело – то сейчас в другом –
Хочешь, в новый мир – игру дверь тебе я отопру?
Что с собою вам бы взять? Желанье и терпения чуть – чуть.
Шахматы – игры названье, в шахматы мы держим путь!
(звучит шахматная музыка)
Ведущий: Мы продолжаем знакомство с волшебной шахматной страной посмотрите на нее, какая она красивая, загадочная и таинственная.
Ведущий: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими гостями в небольшую игру и проверим, знакомы ли наши уважаемые воспитатели с этой замечательной игрой? Я буду задавать им вопросы и если наши гости не смогут ответить на вопросы – вы придете им на помощь - договорились? Вы-то знаете у меня все ответы, будете выступать в роли экспертов. А за каждый правильный ответ мы будем награждать гостей вот такой замечательной шахматной фигуркой.
Ведущий: Итак, уважаемые воспитатели, что это?
Педагоги : Шахматная доска.
Ведущий: А что вы видите на шахматной доске?
Педагоги : Черные и белые поля.
Ведущий: Правильно! А сколько белых и черных полей на шахматной доске?
Зрители: 32 белых поля и 32 черных поля, а всего и белых и черных 64 поля.
Ведущий: Хорошо! А как правильно расположить шахматную доску перед игрой?
Зрители: В нижнем правом углу должно быть белое поле, а слева внизу – черное.
Ведущий 1: Какие шахматные фигуры вы знаете?
Зрители: Ладья, конь, слон, ферзь, король, пешка
Ведущий: На каких рядах располагается белое войско(1 и 2 ряд) А на каких рядах располагается черное войско? (на 7-8 рядах)
Ведущий: Сколько шахматных фигур у белого войска(8 фигур и 8 пешки, вместе 16)
Ведущий: Сколько шахматных фигур у черного войска? (8 фигур и 8 пешки, вместе 16)
Ведущий: Давайте, проговорим, сколько и какие фигуры? (две ладьи, два коня, два слона, белый ферзь на белом поле, черный ферзь на черном поле, король и пешки)
Ведущий: Предлагаю нашим педагогам выполнить начальную расстановку шахматных фигур. (Воспитатели выполняют расстановку, затем ведущий предлагает ребятам сыграть в игру «Непослушные фигуры»- перепутать все фигуры и попросить ребят расставить их правильно)
Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется слева на право, называется? (Горизонталь - выйти показать, сколько горизонталей?- 8)
Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется сверху вниз? (Вертикаль-выйти показать, сколько вертикалей?-8)
Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется от одного угла шахматной доски до другого называется? (Диагональ – выйти, показать, их 13)
Проводиться шахматная гимнастика «Шахматные линии» (проводится с ребятам)
Ведущий: Уважаемые педагоги, а вы знали, что каждая фигура на шахматной доске имеют свою ценность, которая измеряется пешками?
Ведущий:
Какая фигура самая бесценная? (король-его нельзя побить)
Сколько пешек стоит ферзь? (10)
Сколько пешек стоит ладья? (5)
А какие фигуры стоят по 3 пешки? (слон и конь)
Сколько стоит пешка? (1 пешку)
Проводится шахматная гимнастика «Прыжки». Ведущий называет фигуру- ребенок прыгает столько раз, сколько стоит фигура.
Ведущий: Помимо горизонталей, которые обозначаются цифрами, у нас есть еще и вертикали, которые обозначаются буквами латинского алфавита, назовите их: а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш (А, В, С, D, E, F, G, H). Буквы не русские, но запомнить легко, если выучить простой стишок:
Мы сидели на крыльце
Повторяли А, БЭ, ЦЭ
А потом спросили
Где буква ДЭ и буква Е
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем ЭФ, ЖЭ, АШ
На пересечении вертикали и горизонтали, каждое шахматное поле имеет свой адрес, чтобы ее нельзя было перепутать с другими полями. А сейчас я хочу пригласить трех смельчаков, трех добровольцев, которые покажут мне шахматные поля, которые я назову, например, покажите мне поля А1, D7 и G4 и встаньте на них. Спасибо, ребята! (Ребята садятся на свои места в зале)
Ведущий: Ребята, шахматная доска – это не пустыня, здесь живут волшебные шахматные фигуры. И сейчас мы познакомим наших гостей с ними. Но прежде мы с вами разомнемся.
Физкультминутка «Шахматы»
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг,
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
И на стульчики спешим (садятся за столы)
Ведущий: Итак, начнем (показывает на большую шахматную фигуру – короля). Король – это самая главная фигура на шахматной доске! Без него не обходится ни одно шахматное действо, не будет сыграно ни одной шахматной партии. Пожалуйста, Король – Вам слово!
Король (с короной белого короля на голове и в белой накидке) : (Король выходит на сцену, встает на большую напольную шахматную доску и читает стихотворение)
Король любит гладкий, расчищенный путь:
в любую он сторону может шагнуть,
однако легко ты заметишь, дружок,
что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле — вот шага длина,
не очень проворен король-старина.
Зато начеку королевская рать —
должна короля она оберегать.
Ведь если б король беззащитный погиб,
фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: король всех главней, всех важней,
нет в шахматном войске важнее вождей!
Ведущий: Спасибо, Король, а сейчас продемонстрируй, как ходит эта самая главная шахматная фигура (Звучит музыка, а Король тем временем на большой напольной шахматной доске показывает, как он ходит на одно поле в любую сторону). Спасибо, Король, а теперь по шахматному удалитесь с шахматной доски. Ребята, аплодисменты Королю!
ИГРА С КОРОЛЕМ
Ведущий: Итак, следующая фигура – это ферзь! Ферзь – это самая сильная фигура из всех на шахматной доске. Пожалуйста, Ферзь, Вам слово.
(На большую шахматную напольную доску выходит Ферзь и становится на поле d1) Расскажите о себе ребятам. (Звучит музыка)
Ферзь: Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад… А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше внимания Ферзю удели.
Ведущий: Спасибо, Ферзь, а сейчас продемонстрируйте, как ходит эта самая сильная шахматная фигура, называя поля, с какого на какое Вы идете. А ферзь тяжелая или легкая фигура? (тяжелая)
ИГРА С ФЕРЗЕМ
Ведущий: Спасибо, Ферзь, ребята похлопаем Ферзю (Ферзь удаляется на свое место под музыку)
Ведущий: Следующая фигура шахматного войска – это Ладья. По внешнему виду Ладья больше похожа на башню средневекового замка, нежели на военный корабль. Пожалуйста, Ладья, Вам слово. (Под музыку выходит Ладья и становится на поле а1).
Ладья: Видимо, Ладья упряма, если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Ведущий: Итак, Ладья, представилась ребята вам, а теперь мы попросим ее продемонстрировать, как она умеет ходить по шахматной доске. А Ладья, какая фигура легкая или тяжелая? (тяжелая)
ИГРА С ЛАДЬЕЙ
Ведущий: Так спасибо, Ладья, бурные аплодисменты (Ладья удаляется на свое место под музыку). Итак, следующая фигура шахматного войска – это Слон. Слон является олицетворением боевых слонов. Итак, Слон, Вам слово. (Под музыку выходит Слон и становится на поле с1).
Слон: Если Слон на белом поле встал вначале (не забудь,
он другой не хочет доли — знает только белый путь.
А когда на поле чёрном Слон стоит, вступая в бой,
ходит, правилам покорный, чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны цвету одному верны.
Ведущий: Спасибо, Слон. Ребята, посмотрите, пожалуйста, Слон сейчас у нас стоит на белом поле, и он может ходить только по белым полям. Покажи, Слон, как ты умеешь ходить по шахматной доске. А слон, ребята, легкая или тяжелая фигура? (легкая)
Ведущий: А если бы ты, Слон, стоял на черном поле, то по полям какого цвета ты бы смог ходить?
ИГРА СО СЛОНОМ
Ведущий: Спасибо, Слон, аплодисменты, ребята, Слону! (Слон удаляется на свое место под музыку)
Ведущий: Следующая фигура шахматного войска – это Конь. Конь является олицетворением конницы или всадника на коне. Пожалуйста, Конь, Вам слово. (Под музыку выходит Конь и становится на поле b1).
Конь: Не мила коню неволя, перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля совершает конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле - прямо, поле - в бок!
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он,
Совершает конь прыжок: поле - прямо, поле - в бок.
Замечательный прыжок: поле - прямо, поле - в бок!
Ведущий: Спасибо, Конь, итак, ребята, Вы уже догадались, что Конь ходит буквой «Г», а теперь Конь продемонстрирует нам, как ходит эта самая прыгучая шахматная фигура. Пожалуйста! А конь легкая или тяжелая фигура? (легкая)
ИГРА С КОНЕМ
Ведущий: И последняя шахматная фигура – это пешка. Пешка – это даже не фигура, а просто Пешка. Пешка – душа шахмат! Так поэтично отозвался о пешке французский шахматист 18 века Франсуа Андре Филидор. Итак, Пешка, Вам слово!
Пешка: Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой,
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна пешка до конца –
превратится там она в грозного бойца.
Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем?
Как решить вопрос такой, Мы потом поймем.
Ведущий: Спасибо, Пешка, а сейчас продемонстрируй, пожалуйста, ребятам, как ты ходишь.
Пешка: например: е2-е4, е4-е5, е5-е6, е6-е7, е7-е8Ферзь и Пешка надевает корону Ферзя и удаляется на свое место под музыку
Ведущий: Спасибо, Пешка, ой, простите, великопочтеннейший Ферзь. Ребята, давайте поаплодируем Пешке, которая пройдя все испытания и дойдя до последней горизонтали, превратилась в сильного и могучего Ферзя. (Звучат аплодисменты).
ИГРА С ПЕШКОЙ
Ведущий: Спасибо уважаемые шахматные фигуры за познавательную игру. А сейчас я вас попрошу подойти к шахматной доске и поделиться с нами вашими впечатлениями от нашего занятия, возьмите ту шахматную фигуру, которая соответствует вашем настроению:
Рефлексия.
Подойдите к демонстрационной шахматной доске и возьмите 1 шахматную фигуру.
Король, ферзь – запомнил все, все знаю
Слон, конь – было интересно делиться знаниями с гостями
Пешка – шахматы стали для меня ещё более привлекательными.
Ведущий: Итак, друзья, Шахматы – это древняя и мудрая игра, и тем, кто хочет, она с удовольствием распахнет свои двери, а я закончу наш мастер класс стихами :
«Вот ШАХМАТЫ! Здесь мир иной. В них КРАСОТА и УМ ликуют!
И в вечном споре меж собой Добро над злостью торжествует!
Я приглашаю Вас сюда, в страну, где ШАХМАТЫ живут,
Чтоб в Ваше сердце НАВСЕГДА вошли ГАРМОНИЯ, УЮТ!»
(Звучит музыка)
Ведущий 2: Ребята, на этом наш праздник подошел к концу, но знакомство с шахматной страной для вас не заканчивается, так же как и для наших уважаемых гостей, а только начинается, мы продолжим изучать шахматы более глубоко, будем стараться познать все тонкости и премудрости шахматной игры. А сейчас я хочу сказать всем присутствующим в зале огромное спасибо за внимание!