Наталья Добровольская
Сценарий спортивного праздника «Здравствуй, Хэйро!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы
Проведение праздника детьми совместно с родителями помогает обеим сторонам ощутить радость от совместной деятельности. Развивать у детей двигательную память, внимание, воображение, а также быстроту реакции, ловкость, выносливость и силу. Вызвать желание детей узнать о жизни и обычаях северных народов.
Форма проведения – физкультурное развлечение совместное родителями, построенного на подвижных играх народов Севера.
Цель:
- помочь родителям ощутить радость от совместной деятельности с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность этой деятельности;
Публикация «Сценарий спортивного праздника „Здравствуй, Хэйро!“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
- развивать у детей психические процессы – двигательную память, внимание, мышление, воображение;
- развивать быстроту реакции, ловкость, выносливость и силу;
- вызвать желание детей узнать о жизни и обычаях народов Севера.
Потребуются картины с изображением северной тематики для оформления зала, мягкая игрушка «Солнце», элементы солнца из фанеры.
Для музыкального сопровождения – звуки завывания пурги, песня шамана и звук ударов шаманского бубна, альбом «Хейро» - нганасанские и долганские песни.
Ход занятия.
Музыкальное сопровождение. Звучит долганская и нганасанская музыка. Все заходят в зал и занимают места.
Ведущий 1:
Доробонг кылылак доготтор.
Так звучит по-долгапски "Добрый день!"
Ведущий 2:
Доробо сяруни! Так здороваются нганасане! Приветствуем Вас, дорогие друзья!
Ведущий 1:
Всем улыбок и цветов. Всем родных и мудрых слов, всем крылатых новостей. Мы встречаем здесь друзей!
Ведущий 2:
- Мы приглашаем вас на увлекательную игру. Сегодня у нас веселое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о крае, в котором мы живём. Девять месяцев в году на Таймыре свирепствует Хозяйка - Пурга. Солнце надолго покидает арктическое небо. Но вот, наконец, и до нас добралась весна. С весной на север приходит тепло и солнце. Солнце растопит снег и лёд, прогонит пургу и будет всем тепло-тепло! Давайте позовём солнышко в гости, пусть оно согреет нас своим теплом.
Дети вместе с ведущими зовут солнце.
Музыкальное сопровождение. Звучит завывающая мелодия пурги. Появляется пурга, которая несёт в руках солнце.
Пурга:
Веселиться они хотят, играть, солнышко встречать, а меня - прогонять! Ну, нет! Так дело не пойдёт! Не уйду я никуда и солнышко не пушу! Сейчас я буду колдовать, снежные заносы наметать! Звучит мелодии пурги. Пурга убегает. Выходит охотник.
Охотник:
- Ребята, не зовите солнце, не придёт к вам оно.
Ведущая 1:
- Охотник, почему ты так говоришь. Весна на пороге, солнце проснулось и должно согреть всю северную землю.
Охотник:
- Охотился я сегодня. Бродил по тундре в поисках добычи и вдруг увидел,как злая пурга окутала солнце снежным покрывалом и умчалась с ним в свои владения. Если не освободить солнце, не наступит весна, наступит вечный холод.
Ведущая 2:
- Ребята, поможем солнце освободить? (Да)
Ведущая 1:
- Охотник показывай дорогу к злой пурге.
Охотник:
- Дорога не близкая. Много испытаний предстоит вам пройти. Готовы ребята? Не боитесь испытаний? (Нет)
1 Испытание:
- Злая пурга всю дорогу запорошила. Вам надо пройти первую полосу препятствия.
Эстафета "Снежный завал". В эстафете принимают участие родители, помогая детям преодолевать препятствия.
1. Лабиринт (проползти через лабиринт)
2. Прыжки через сугробы.
3. Метание снежков.
Музыкальное сопровождение. Появляется пурга.
Пурга:
- Не ожидала я, что ребята такие выносливые. Так и быть отдам им кусочек солнца. (Пурга отдаёт командам по 1 элементу от солнца и убегает).
Музыкальное сопровождение. Слышны звуки и песня шамана.
Коу-нямы, имитидима, иготуомао, мыпг нялымты. О, коума сидай моптоди!Солнце-мать, мать моей матери, покажись, нам радость принеси, если будем хорошо жить, то свети, солнце, ярко!
Под удары бубна входит шаман.
Ведущая 1:
- Ребята, мы пришли к шаману. Это, белый шаман, он призывает духов добра и света, чтобы они помогли солнцу взойти над нашим городом.
Ведущая 2:
- Здравствуй великий Белый шаман.
Шамай:
- Здравствуйте ребята. Что-то слаб я стал. Не могу я одни справиться со злой
пургой, очень она хитра и сильна. Помощь мне нужна.
Ведущая 2:
- Мы можем помочь. У нас ребята умные, смелые и сильные.
Шаман:
- Я буду рад принять вашу помощь. Пурга прислала мне письмо с заданиями. Если вы поможете мне, она освободит солнце.
Ведущая 1:
- Ребята, вы готовы показать какие вы умные, ловкие и смелые? (Да)
Шаман:
- Ну, тогда начнем. В первом задание вы должны отгадать загадки о животных, живущих на севере и показать, как оно двигается. Шаман загадывает загадки командам поочередно.
1 команда
Прыг да скок, замрет, глядит.
И от каждого бежит.
Белый он и на снегу
Не заметен никому.
И следы, его, как танец -
Это наш трусишка. /заяц/
2 команда
Ищет ягель он копытом,
А рога бросают тень,
Вы, конечно, догадались — Это северный. / одень/
1 команда
В тундре он всем главный враг,
Любит он глухой овраг.
Причиняет много бед.
Рыщет, чтоб найти обед.
Это кровожадный. /волк/
2 команда
Крылья белы, как бумага
Глаз, как блюдце.
Лапка - лапа.
Мощный клюв и не мала
Она - полярная - …/сова/
1 команда
И красив, и быстр, и ловок.
Сотня у него уловок,
Леммингов по тундре гонит,
А его охотник ловит.
Кто пушистый наш хитрец'? Угадали вы. / песец/
2 команда
Она белая, как ватка —
Эта тундровая. /куропатка/
Шаман:
- Молодцы ребята. С первым заданием вы справились на славу.
- Пришло время выполнить второе задание.
- Кто мне подскажет, как называется дом северных народов? (Чум).
Дети:
- Дом северных народов называется – чум.
Ведущая:
- Делают его из длинных деревянных шестов, связанных между собой и покрытых оленьими шкурами. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
Охотник:
- Ребята, давайте тоже построим чум, покажем пурге какие мы ловкие. Я вам помогу, подскажу, как построить чум.
Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
Дети вместе с ведущими строя чумы.
Охотник:
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём.
Он дарит нам своё тепло
Зимой суровой, хмурой.
Проводится под музыкальное сопровождение.
Игра: «Построим чум».
Дети делятся па две команды. В середине зала лежат шесты и куски ткани, имитирующие оленью шкуру. Каждая команда по команде должна соединить между собой шесты, вставляя каждый в отверстие круга, вверху закрепив шесты шнуром. После команда должна накинуть на каркас ткань.
Ведущая 2:
- Ребята, какие красивые чумы у вас получились. Как вы думаете чум тёплый? (Оленьи шкуры защищают дом от сильных морозов и ветра).
- Внутри чума северные народы застилают шкуры животных, а середине чума они мастерят очаг, чтобы внутри ЧУМ обогревался теплом oт огня,который разводят в очаге.
Шаман:
- Молодцы ребята, и со вторым заданием справились.
- Злая пурга хочет проверить, какие вы ловкие. Каждый ребенок народов Севера должен уметь поймать оленя.
- Давайте тоже устроим состязание и покажем злой пурге свою ловкость.
Охотник:
- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога. Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верейки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.
- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога. Игрок подходил к линии броска и закидыват свой аркан (кольцо) на оленьи рога.
Шаман:
- Ну, вот, хорошо поработали, олени пойманы. Осталось последнее задание.
Вам нужно показать свою силу. Северный народ очень любит состязаться
между собой: прыгать через нарды, бороться на палках.
(Дети распределяются по командам встают возле ориентиров). Два игрока из разных команд садятся по обе стороны прочерченной на полу линии лицом друк к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног в ступни соперника, они начинают перетягивать друг друга на свою сторону. Выигрывает игрок, перетянувший другого игрока.
Шаман:
- Молодцы ребята!
Музыкальное сопровождение. (Появляется пурга) Пурга:
- Ну что ж. вы на самом деле умные, сильные и ловкие. Так и быть отдам вам ещё несколько кусочков солнца. (Пурга отдаёт командам по 2 элементу от солнца и убегает).
Ведущая 1:
- Почему ты не отдаёшь всё солнце. Ведь ребята выполнили все твои задания.
Пурга:
-Да, да, да. Они сильные, смелые, но какие - то невеселые. Скучно мне. Пускай повеселят меня.
Ведущая 2:
- Ребята, давайте развеселим пургу. Северные пароды очень любят петь и танцевать. Давайте исполним танец «Хэйро».
Появляются 2 человека, в национальных костюмах северных народов и приглашают детей встать в круг. Красное солнце наше. Нет тебя в мире краше! Даруй нам свет и тепло. Красное солнце наше.
Весна, весна - Ворнэ. Приди весна с радостью, с доброй радостью, с великой милостью.
Музыкальное сопровождение.
Звучит песня «Хэйро». Дети идут по кругу, повторяя все движения за взрослыми.
Пурга:
- Ну, хорошо. Забирайте ваше солнце. (Пурга отдаёт последний кусок солнца.) А я ухожу. Никому я не нужна.
Ведущая 1:
- Постой пурга, не уходи, оставайся с нами. Давай вместе весну встретим. Поможет солнышку засиять ярче.
- Ребята, чтобы солнце засияло нужно его сложить правильно! У каждой из команд есть элементы солнца. Вам, нужно соединить их правильно, только тогда весна вступит в свои права, и солнце осветит всю землю. Наше солнце за горой, а дойти до горы нелегко. Нужно пройти по сугробам и узким горным тропинкам.
Ведущая 2:
- Ребята, через сугробы нам помогут пройти снегоступы. (Помощники показывают движения па снегоступах).
- По узкой тропинке (гимнастическая скамейка) идти надо медленно,удерживая равновесие, чтобы не упасть. Затем вы должны соединить свой кусочек солнца с остальными кусочками, чтобы получилось целое солнце.
Эстафета
1. Ходьба на снегоступах.
2. Пройти по гимнастической скамейке.
3. Выложить кусок солнца.
Ведущая 1:
- Молодцы ребята! Вы показали, что не боитесь, никаких трудностей. Вам не страшны ни злая пурга, ни высокие горы, ни сильные морозы. И вы все очень ждёте прихода весны. Вы спасли наше солнце, такое красивое и долгожданное.
Шамaн:
- Оно будет светить всегда, и согревать нашу северную землю.
Охотник:
- Оно будет стоять высоко в небе и начнется полярный день.
Все герои, участвующие в празднике выходят на сцену.
Ведущая 1:
- Ребята, давайте все вместе, дружно скажем громко «Хэйро!»
Дети:
- Хэйро – хэйро!
Ведущая 2:
- Так на северную землю пришла весна! Спасибо вам ребята!