Ирина Овсянникова
Сценарий родительского собрания «Упрямство и капризы наших детей или как пережить кризис трех лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания
«Упрямство и капризы наших детей или как пережить кризис трех лет?
Подготовка к собранию.
1. Перед встречей провести с родителями анкетирование : “Какие моменты поведения Вашего ребенка беспокоят Вас?”
Публикация «Сценарий родительского собрания „Упрямство и капризы наших детей или как пережить кризис трех лет?“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Подготовить с детьми рисунки на тему «Моя семья», а также различные небольшие поделки, аппликации с изображением цветов, животных, птиц, бабочек.
3. На ватмане нарисовать яркое дерево для пожеланий родителей.
4. Подготовить стикеры в форме зеленых листков дерева, необходимое количество тестов, канцелярию и чистые листы для записей и проведения психологического упражнения.
Процедура проведения родительского собрания.
Место проведения собрания нужно украсить рисунками детей на тему «Моя семья», сделанными накануне; можно устроить фотовыставку или фотоколлажи на темы, относящиеся к пребыванию ребенка в детском саду или дома.
Проведение мероприятия лучше организовать в системе «круглый стол», чтобы все участники собрания могли видеть друг друга и общаться на равных. Если количество присутствующих велико, то стоит разместить всех по периметру помещения не более чем в два ряда. Использовать только стулья для взрослых и обеспечить присутствующих достаточным количеством канцелярии.
Под звуки музыки ведущий начинает мероприятие (рекомендуется использовать музыку инструментального исполнения, детский хор, например, Непоседы «Петр и Феврония»).
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Для начала хотелось бы предложить вам выбрать один из предметов, лежащих на столе (поделки, сделанные детьми накануне) и подарить этот предмет рядом сидящему соседу, а вместе с предметом подарить ему свое искреннее приветствие и добрую улыбку (Участники выбирают предметы, обмениваются подарками и хорошими пожеланиями).
Спасибо, что нашли время для участия в собрании на столь важную и актуальную для тему.
Вопросы для родителей :
• Какие изменения в развитии ребёнка вы наблюдали в последнее время?
• Что нового вы заметили в его поведении?
• Обратили ли вы внимание на стремление самостоятельной деятельности ребенка?
• Что ваш ребенок говорит чаще всего?
В возрасте 3-4 лет у детей возникает много изменений. У них резко повышается физическая активность, детям сложно оставаться на месте, им нужно быть практически везде.
Ребёнок хочет стать взрослым. Он уже называет себя величественным «Я». Это явление получило название кризиса трёх лет.
Вопросы к родителям :
• Что такое, по вашему мнению, кризис?
• Чем отличается кризис детский от взрослого?
• Можно попросить родителей вспомнить, какие кризисы случаются у взрослых и что предпринимают они по их преодолению?
Кризисы бывают спокойные и тяжелые:
Спокойные
• Кризис одного года – капризы, манипуляция взрослыми людьми, истерики, кризис проходит легко, если используется адекватная модель воспитания;
• Юношеский кризис (27-29 лет) – материальное сравнение себя с другими молодыми людьми. И если у друзей лучше переживается тяжело.
• Кризис зрелости (выход на пенсию, перераспределение сил и энергии).
Тяжёлые
• Кризис трёх лет;
• Подростковый кризис (13-14 лет, возраст экспериментов – репетиция взрослой жизни, усвоение негативного опыта людей)
• Кризис взрослости у женщин к 40 годам, у мужчин к 37 годам. ( мужчины: «зачем мне всё это нужно», женщины – «дети улетают из гнезда, что делать дальше?»
• Кризис старческого возраста (негативно сказываются болезни на характере, невозможность что-то поменять).
Любой кризис заканчивается тогда, когда произошло обновление личности.
Непосредственно «кризис 3 лет».
Капризы. Ребёнок хочет добиться большого внимания к себе. Любимая фраза капризного ребёнка : “Я не хочу”. Такой ребёнок всегда готов к новой волне капризов.
Упрямство. Защита от взрослого влияния. Ребенку все равно что и как, лишь бы делать наоборот. Любимая фраза такого ребё нка: “Я хочу”. Ребенку главное добиться обратного эффекта. И если от него отстали, то он считает свое упрямство маленькой победой.
Негативизм – это желание ребёнка ни в коем случае не подчиняться тому, что говорят взрослые.
Давайте подумаем вместе (история первая) :
Девочка любит играть в мяч. Обычно ей не разрешают этого делать, но сегодня… :
- Иди, поиграй в мяч
Ответ ребенка:
- Не пойду.
Девочка не пошла играть в мяч потому, что мама сказала сделать ей это.
Вопрос:
• Какой симптом наблюдается у девочки в этой ситуации?
Давайте подумаем вместе (история вторая) :
Мама и сын собрались после детского сада идти в цирк. Но вот беда! Мама задержалась на работе, и теперь они опаздывают на представление. Мальчик обувает зимние сапоги и пытается самостоятельно застегнуть молнию. После долгой возни ему это удается, но…. Обувь надета на разные ноги. Мама начинает торопливо расстегивать сапожки, чтобы переобуть мальчика, а он кричит
- Я САМ!
Мама раздражается:
- Мы опаздываем, а ты возишься. Не умеешь, а кричишь «сам»!
Вопросы:
• Какой из симптомов наблюдается у мальчика?
• Правильно ли поступила мама?
• Бывают ли у вас похожие ситуации?
Детское “Я сам”- это первые проявления самостоятельности. Ни в коем случае нельзя их подавлять, иначе дети могут вырасти ленивыми, безынициативными. Важен контроль над этими проявлениями и направление со стороны родителей.
После рассмотрения ситуаций нужно предложить родителям прости тест «Мой стиль воспитания ребенка в семье» (приложение 2)
Педагог: Ребёнку трудно самому понять, что значит “можно”, а что значит “нельзя”. Именно родители должны помочь ему разобраться в этом.
Л. Н. Толстой писал «…все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом, желая не видеть этих недостатков в детях…» Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это.
Воспитатели часто наблюдают такие факты поведения детей : они “чокаются” кружками с кефиром, “пьют пиво”, играют “в пьяных” и т. д.
В помощь родителю :
1. Что делать если упрямое поведение и капризы сопровождаются слезами:
• Необходимо посочувствовать ребенку и отвлечь его чем-то интересным и необычным. Но не нужно ругать ребенка за слезы или стыдить его за проявление слабости («Ты такой большой уже, а плачешь! Как не стыдно»)
• Не наказывать за плач. Агрессия родителей ранит ребенка сильней, чем физическая боль от шлепка. Если истерика случилась в общественном месте, не нужно стыдиться этого. У многих из наблюдающих за вами людей тоже есть дети и они бывали в подобных ситуациях. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.
2. Что делать если у ребенка случилась истерика и он падает на пол, бьется руками-ногами, кричит, что есть сил?
• Некоторые дети быстро успокаиваются, если родитель оставляет его заниматься этим «делом», не проявляя эмоций в ответ. Здесь важен контроль над действиями ребенка, чтобы он ненароком не нанес себе травму.
• Другие, более упрямые дети будут «голосить» час-два, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Здесь необходимо пожалеть ребенка, обнять ему и показать свой миролюбивый настрой. А затем предложить что-то интересное.
• Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Если истерика случилась в общественном месте, то возьмите ребенка на руки, говорите ему одну и ту же доброжелательную фразу многократно и спокойно. Затем постарайтесь увести дитя в более тихое место.
• Помните о юморе. Научите своего ребенка понимать шутки. Тогда вы сможете легко разрядить обстановку шутливыми фразами «Ой, да мы с тобой зря зонт не взяли, ты ведь сейчас нас ливнем зальешь»
3. Ребёнок просит купить игрушку (сладости, которую вы купить не можете.
• Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным. Необходимо объяснить, что не всегда можно покупать все, что тебе хочется. Поиграйте с ним в игру. Дайте ребенку игрушечные деньги и отправьте в магазин, чтобы купить продукты. Пусть малыш поймет, что деньги могут закончиться
• Не сюсюкайте с ребенком и не открещивайтесь от его просьб, тогда он будет знать, что вы всегда сможете ему что-то объяснить и рассказать. Капризов и истерик в таком случае станет значительно меньше.
Психологическое упражнение.
“Калейдоскоп”
Педагог: Предлагаю выполнить несколько психологических упражнений, чтобы немного расслабиться. Выполняя упражнение, не смотрите не других. Ни у кого не спрашивайте, как делать упражнение. Если кто-то всё же задаст вопрос, нужно ответить: “Делайте так, как считаете нужным”.
Инструкция: возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните ваши «калейдоскопы», оглянитесь на других и обратите внимание на то, как по-разному все они выглядят.
Заключительная часть.
Притча о дереве терпения:
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
Педагог: Давайте и мы с вами научимся «не рубить с плеча», когда наши дети переживают сложные периоды своей жизни. И давайте наберемся терпения и мудрости, чтобы помочь их преодолеть
А теперь я предлагаю вам подойти к нашему дереву терпения и написать то, что у вас сейчас на душе (пожелания педагогам или другим родителям, возможно, послание своим детям)
Родители берут стикеры - листочки и пишут пожелания, а затем прикрепляют его на нарисованное на ватмане дерево.
Педагог-психолог: Овсянникова Ирина