Алевтина Ксенофонтовна
Сценарий родительского собрания «Безопасность детей на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий собрания «Безопасность детей на дороге».
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей, объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни, планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения, формирование чувства ответственности за жизнь и здоровье своих детей.
Задачи:
Публикация «Сценарий родительского собрания „Безопасность детей на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Родительские собрания
- ПДД. Сценарии развлечений
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1) Укрепить взаимодействие родителей и педагогов в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге.
2) Определить роль родителя в формировании навыков безопасного поведения и сохранения жизни и здоровья детей.
3) Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
4) Ознакомить родителей и обучающихся с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению материала.
Форма проведения: Информационно-аналитический с элементами практикума.
Место проведения : Музыкальный зал «МБДОУ Детский сад №116» г. Чебоксары
Подготовка:
1) Анкетирование «Безопасность вашего ребенка на дороге». (Приложение 1)
2) Изготовление памяток для родителей «Как обучить ребенка правилам дорожного движения». (Приложение 2)
3) Подготовка мультимедийной презентации.
4) Выполнение с детьми приглашений для родителей.
5) Оформление выставки для родителей, на которую помещаются:
• Детская художественная литература по ПДД;
• Методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге;
• Консультации «Безопасное поведение на улице и в транспорте», «Школа пешеходных наук», «Сигналы регулировщика», «Лучший пешеход».
• Описание дидактических игр («В стране дорожных знаков», «Дорожные ситуации», «Дорожное лото с загадками», «Угадай, какой знак», подвижных игр («Повороты», «Стоп-Идите», «Глазомер», «Передай жезл», в которые родители могут поиграть с детьми.
• Оформление выставки детских рисунков “Мы-пешеходы ”.
Оборудование:
1. Плакаты, рассказывающие о правилах поведения пешеходов, схемы перекрестков, модели транспортных средств, модели светофоров.
2. Памятки для родителей «Обучение ребёнка правилам дорожного движения»
3. Кроссворд по ПДД.
4. Проектор, экран.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель.
План проведения:
1) Вступительное слово воспитателя.
2) Этап показа практической деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения. Сценка с участием детей.
3) Показ мультимедийной презентации (Приложение 3)
4) Анкетирование. (Приложение 4)
5) Подведение итогов родительского собрания.
Ход собрания:
1. Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. У вас может возникнуть вопрос: не будет ли работа по изучению правил дорожного движения в детском саду излишней, ведь ребенок, переходя дорогу, находясь в транспорте, всегда находится под присмотром взрослого?
Необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Сейчас ребенок ходит за руку со взрослым, а очень скоро он станет самостоятельным участником дорожного движения – пешеходом или пассажиром. Таким образом, работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. И работа эта должна вестись систематически. Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирование устойчивых представлений о правилах дорожного движения. Таким образом, все теоретические знания дети должны уметь применить на практике.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение – это работа ваша, уважаемые родители.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны. С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. Около 80% всех дорожно-транспортных происшествий в стране происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию их, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок: ему трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
В 2016 году на дорогах столицы Чувашии зарегистрировано 53 ДТП с участием несовершеннолетних, в них пострадали 55 детей. По статистике, основным видом дорожно-транспортных происшествий с их участием в Чебоксарах являются наезды на пешеходов – с начала года произошло 28 подобных фактов, из них 19 аварий произошли по вине самих детей. Из 28 пострадавших, 6 человек – дети дошкольного возраста, 5 – в возрасте от 12 до 15 лет и в 17 фактах пострадали дети от 7 до 11 лет.
Наиболее частые нарушения несовершеннолетних – переход дороги вне зоны пешеходного перехода, на запрещающий сигнал светофора, выход на дорогу из-за стоящих транспортных средств, в зимнее время – катание на санках вблизи проезжей части.
У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Именно поэтому детей необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Над этой проблемой работают в тесном сотрудничестве и мой детский сад, и родители воспитанников.
Вся работа направлена на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. В контексте ФГОС ДО современный детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Наша задача - развить в детях понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, развлечений и т. д. Темой ПДД охватываются не только познавательные, но и другие виды занятий - математика, ознакомление с художественной литературой, изодеятельность, физкультура и др. На занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве, моделируют различные ситуации на дороге, проигрывают их. Также у детей формируем двигательные навыки: дети должны не только не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движением других людей и перемещением предметов. Кроме того, с помощью дидактических игр стараемся развить произвольное, активное внимание, т. к. для безопасного поведения на улицах необходимо формировать у детей произвольное внимание, способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
Воспитатель предложила принять действенные меры по безопасности детей – участников дорожного движения, в том числе использовать удерживающие устройства, светоотражающие жилеты или стикеры, соблюдать ПДД, на примере представлять детям положительный опыт безопасного поведения на дороге.
Продолжать проводить с детьми комплексную работу по профилактике ДДТТ в ДОУ и семье.
2. Предлагаю родителям самим определить, насколько они компетентны в вопросах изучения правил дорожного движения.
Блиц-опрос.
• Как правильно переходить улицу?
• Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?
• Почему нельзя выбегать на проезжую часть из-за ларьков, кустов?
• Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?
• Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?
• Как обозначается наземный пешеходный переход?
• Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?
• С какого возраста можно выезжать на дороги общего пользования на велосипеде?
• Знак “Дети” - для пешехода или для водителя? Можно ли переходить дорогу в том месте, где он установлен?
• Почему нельзя играть около проезжей части?
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП :
• рассеянное внимание
• забывание правил поведения на улице
• снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона
• плохое состояние дорожного покрытия
• эмоциональное состояние
• отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
• более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
• время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5с. Чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется
• клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
• отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
• переход проезжей части дороги;
• посещение магазинов и образовательных учреждений;
• подвижные игры около дорог;
• езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
• игры с наступлением темноты;
• ослепление фарами;
• зимнее состояние дорожного покрытия;
• яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
• буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
• несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
К шести годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
• «Это нужно для меня»;
• «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;
• «Я буду хорошим пешеходом»
• «Я буду хорошим примером для других».
Предлагаю решить родителям кроссворд :
1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями (перекресток).
2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход).
3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (регулировщик).
4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, (светофор)
5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (водитель).
6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (обгон).
7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном (тротуар).
8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (пассажир).
9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства (остановка).
Сценка с участием детей.
А сейчас наши ребята покажут вам небольшую сценку о правилах ПДД.
Воспитатель. Дети, к нам в гости из сказочного города прибыл Незнайка.
В зал входит Незнайка (мальчик)
Воспитатель. Незнайка, похоже, ты чем-то огорчён? Скажи нам, что с тобой случилось?
Незнайка. Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал,
Не зная знаков светофора—
Чуть под машину не попал.
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю.
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите.
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить?
Воспитатель. Незнайка, наши дети уже знакомы с главными правилами дорожного движения. И они тебе расскажут и покажут, как надо вести себя на улицах большого города. А поможет им в этом наш друг милиционер—регулировщик.
В зал выходит Регулировщик (мальчик)
Регулировщик. Милиционера пост
Очень важен и непрост.
Кто следит, чтоб все в пути
Знали, как себя вести?
Внимание, глядит в упор
На вас трёхглазый светофор—
Зелёный, жёлтый, красный глаз
Он каждому даёт приказ.
Воспитатель. Наши ребята идут в детский сад.
Наши ребята очень спешат.
Регулировщик вставляет в кармашек светофора красный кружок.
Регулировщик. Хоть у вас терпенья нет,
Подождите : красный флаг!
(Вставляет в кармашек светофора жёлтый кружок.)
Жёлтый свет на пути—
Приготовьтесь идти!
(Вставляет зелёный кружок.)
Свет зелёный впереди—
Вот теперь переходи!
Воспитатель с детьми идут к пешеходному переходу. У дороги две девочки рассматривают книжку. Их останавливает регулировщик.
Регулировщик. Подождите-ка, подружки!
Где глаза у вас, где ушки?
Дело кончится печально, может быть немало бед
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед!
Регулировщик забирает у девочек книгу и проводит их через переход.
Снова «зажигается» красный сигнал светофора. Не все дети прошли через пешеход, поэтому ребёнок, подошедший в это время к переходу, останавливается.
Ребёнок. Светофор даёт приказ—
Зажигает красный глаз.
И когда зажжётся он,
Все стоят—таков закон.
По дороге проезжает транспорт (дети на велосипеде, самокате)
Ребёнок. Гляди, Незнайка, до сих пор
Сигналил красным светофор.
Теперь горит зелёный свет,
Свободен путь—препятствий нет!
Оставшиеся дети переходят улицу, последним идёт Незнайка. Он подпрыгивает, играет с мячом.
Незнайка. Мой весёлый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой!
Регулировщик отбирает у Незнайки мяч.
Регулировщик. На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
1-й ребенок: Заявляем вам серьезно, без сомненья,
Чтобы происшествий на дороге избежать
Надо выучить все правила движенья
Основные знаки помнить и уметь читать.
2-й ребенок: Знаки бывают разные: белые, синие, красные.
То круглые они и все нам запрещают. (показ знака движение пешеходов запрещено)
То треугольные они и нас предупреждают (показ знака осторожно дети)
То нам предписывают как себя вести (показ знака велосипедная дорожка)
И что нас ожидает по пути.
Воспитатель: К водителям нашего города, обращаемся с просьбой такой
1 ребенок: ПДД соблюдайте тщательно.
Сохраните в нашем поселке покой…
Не гоняйте, как гонщики формулы,
Не лихачьте забыв обо всем
Не забудьте, пожалуйста, взрослые,
Вы в ответе за нас детей.
Воспитатель сделала акцент на то чтобы родители сами соблюдали правила дорожного движения, показывая положительный пример детям.
Предложить повседневно изучать и отрабатывать вместе с детьми Правила дорожного движения.
Творческим заданием стало: Нарисовать и отработать вместе с детьми схему безопасного маршрута «Детский сад – Дом», «Дом – Детский сад», отметив на нем опасные участки, места безопасного перехода дороги.
3. Просмотр мультимедийной презентации «Правила дорожного движения» (Приложение 4).
4. Итоговое анкетирование-опрос. (Приложение 3)
Наша тема, которую мы сегодня затронули очень важная. Знание нужны для сохранения жизни и здоровья наших детей. Надеясь на вашу помощь в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, а также их соблюдению в жизни. Вы родители – пример для своих детей, которые учатся законам улицы. Изучите азбуку движения пешеходов на дороге со своим ребенком. Я уверена, что вы будете вести активную работу по ПДД, и совместно мы избежим опасные ситуации, и тем самым сохраним жизнь нашим детям. Вы лично положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизнь!
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помните всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!
Проект решения родительского собрания :
1. Принять к сведению информацию по ДТП в Чувашской Республики.
2. Принять действенные меры по безопасности детей – участников дорожного движения, в том числе использовать удерживающие устройства, светоотражающие жилеты или стикеры, соблюдать ПДД, на примере представлять детям положительный опыт безопасного поведения на дороге.
3. Необходимо использовать автокресла при перевозке детей до 12 лет.
4. Считать положительным работу педагогов ДОУ по профилактике ДДТТ. Продолжать проводить с детьми комплексную работу по профилактике ДДТТ в ДОУ и семье.
5. Повседневно изучать и отрабатывать вместе с детьми Правила дорожного движения.
6. Нарисовать и отработать вместе с детьми схему безопасного маршрута «Детский сад – Дом», «Дом – Детский сад», отметив на нем опасные участки, места безопасного перехода дороги.
Литература:
1. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010.
2. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
4. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
5. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л. А. Артемьева, Ю. Д. Мисянин и др. – Казань, 1995.
6. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
7. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Изучение правил дорожного движения : Кн. для учителя. – Мн. : Нар. Асвета, 1996.
8. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2000.