Татьяна Петровна Камашева
Сценарий развлечения «Посиделки у Лопшо Педуня»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посиделки у Лопшо Педуня». («Лопшо Педунь куноятэ»).
Цель: познакомить детей с удмуртским героем Лопшо Педунем.
Задачи:
1. рассказать об удмуртских лаптях;
2. обучать детей красиво и чётко говорить на удмуртском языке;
3. учить детей стряпать шекеру;
4. совершенствовать связную речь;
Публикация «Сценарий развлечения „Посиделки у Лопшо Педуня“» размещена в разделах
5. развивать мышление;
6. развивать танцевальные способности через удмуртский фольклор;
7. воспитывать интерес к народной культуре.
Предварительная работа: беседа о Лопшо Педуне, чтение сказок про Лопшо Педунь; разучивание стихов удмуртских и игр, разучивание удмуртского танца.
Оборудование: изба у Лопшо Педуня, одежда удмуртская, лапти, песьтер, аудиозапись с удмуртскими песнями, верба волшебная, тесто, фартуки, доски разделочные.
Ход занятия.
Визьнодась. - Сегодня утром я встретила Лопшо Педуня и он нас пригласил к себе в гости поиграть с ним. Но, чтобы попасть к нему нужно сказать волшебные слова.
Одиг, кык, куинь- кыдёке ми мыниськом.
Ньыль, вить, куать- сюресмес ми адзиськом.
Куно дорын ми шумпотом, кырзалом но лабыртом.
(дети подходят к домику и стучатся).
Лопшо Педунь – Зечбуресь, пиналъёс! Добро пожаловать!
Пиналъёс. -Зечбуресь!
(дети садятся на лавочки).
Лопшо Педунь- Вы узнали меня? Кто я?
Тимофей- Лопшо Педунь.
(рассматривают одежду, лапти, песьтер)
Визьнодась. -Ребята, отгадайте загадку. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся. (ответы детей). Это лапти, а на удмуртском языке «кут». Раньше наши дедушки и бабушки носили лапти, потому что не было ни сапогов, ни туфель. Лапти плели из липы, из соломы. В лаптях ходили даже зимой. Сейчас в лаптях не ходят, потому что делают современную обувь.
Лопшо Педунь. - А я знаю игру с лаптем и мы сейчас поиграем. (дети встают в круг).
Проводится игра «Кутэн шудон».
Тиледын туннэ шудо, мон кутэн тонэ куто.
Пегзы, пегзы чалякгес, тэтча, тэтча вылигес.
Лопшо Педунь. - Туж зечесь! Как весело мне с вами. Я ребята сегодня ездил в город за мукой и не успел вам постряпать шекеру. Помогите постряпать шекеру, а потом все вместе будем пить чай.
(дети стряпают шекеру)
Визьнодась. - Ты Лопшо Педунь, наверное устал. Посиди и отдохни. А мы покажем как мы умеем танцевать.
(дети танцуют под удмуртскую песню).
Лопшо Педунь. - Скоро праздник Пасха. У меня, ребята, в песьтере есть волшебная верба. Эта волшебная верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого. Я этой волшебной вербой поглажу ваши руки, ноги, спину, чтобы вы были всегда здоровыми, умными и послушными.
Пучыме киям кути, тиледдыс мон маялти.
Будэ, будэ тазаесь, будэ, будэ мусоесь.
(кылъёсыз Т. П. Камашевалэн)
Лопшо Педунь -Всех приглашаю на чаепитие.
Визьнодась. - Туж бадзым тау тыныд Лопшо Педунь! Шекера была очень вкусной. В гостях хорошо, но дома лучше. Зечлу, Лопшо Педунь!
Пиналъёс-Зечлу!
(дети возвращаются в группу).