Ольга Буторина
Сценарий развлечения «Литературная гостиная к Дню рождения А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина
Задачи: Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина и умение выразительно читать отрывки из сказок. Развивать у детей творческие способности, умение передавать выразительные образы героев сказок, в драматизации. Воспитывать любовь к книге.
Зал оформлен под осенний парк, на мольбертах и столах осенние композиции, репродукции картин известных художников: Левитана, Поленова, Васильева, Грабаря; портреты А. Пушкина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, выставка книг – произведений А. С. Пушкина, на столе подсвечник, чернильница с гусиным пером, тома произведений Пушкина.
Публикация «Сценарий развлечения „Литературная гостиная к Дню рождения А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Пушкинский день, 6 июня
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2023
1. В зале полумрак, тихо звучит музыка. «Венский вальс»
Ведущая: : Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы открываем для вас двери нашей литературной гостиной, Мы знаем, что вы читаете и любите прекрасные произведения А. С. Пушкина. Это он со сказками приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Читая Пушкина в любом возрасте, каждый раз открываешь для себя что-то новое и восхищаешься простотой и мудростью великой поэзии.
… Представьте, что на дворе начало XIXвека. Вас пригласили после дачного сезона в Аничков дворец на бал.
2. Под падеграс из оперы «Евгений Онегин» входят парами дети, кланяются зрителям, садятся на заранее подготовленные места. На фоне музыки (звук постепенно убирается)
Ведущая: Подходит к столику, берёт том Пушкина. Читает:
… Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Верней нет места для признаний…
Глядя на детей:
… Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость
И дам обдуманный наряд.
Всматриваясь в гостей :
…О! Тут, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы.
Везде встречаемые лица…
…Итак, готово всё, начнём.
Давайте песню запоём.
Как небо туча кроет,
И ветер в поле воет…
3. Дети поют песню «Осень милая шурши» .
Ведущая:
1. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
Из годовых времен я рад лишь ей одной…
Воспитатель: 2. И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод…
Я снова жизни полон…
Ведущая: Пушкинская осень соткана из красоты, она очаровывает, в ней мечты, тишина, любовь…
4. На фоне музыки П. Чайковского «Осенняя песнь» :
Дети: 1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
2. Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
3. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
5. Ведущая: Ребята, рассмотрите внимательно репродукции пейзажей, свои работы, и остановитесь возле того, который, на ваш взгляд, отвечает прочитанным вами стихам.
Звучит спокойная музыка, дети ищут соответствующие репродукции картин русских художников.
Ведущая: Я предлагаю танец красивых, стройных пар, как это было на балах пушкинских времён.
6. Дети танцуют Полонез из оперы «Евгений Онегин»
Ведущая: А сейчас пришло для небольшой викторины.
Нужно продолжить строки Пушкина, например:
«Ель растет перед дворцом, а под ней…» (хрустальный дом)
«Три девицы под окном пряли …» (поздно вечерком
«И останутся на бреге В чешуе как жар горя ….(тридцать три богатыря)
Ведущая: А сейчас давайте разомнемся и превратимся в богатырей
Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим. Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И на право и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги, точно в танце, руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Ведущая: А мы продолжаем нашу викторину «Жил-был поп…» (толоконный лоб)
«Свет мой, зеркальце скажи, Да всю…» (да всю правду доложи)
7. Ведущая: А сейчас игра для детей старшей группы. «Выбери иллюстрацию по теме»
Ведущая: Молодцы ребята, очень хорошо играли. А знаете ли вы кто привил любовь к сказкам маленькому Саше Пушкину? (няня)
Свою няню, Арину Родионовну, Пушкин называет ласково – Мамушка.
Ведущая: Не умолчу о мамушке моей, о прелести таинственных ночей…
… детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Песни и сказки Арины Родионовны запомнились Александру Сергеевичу на всю жизнь.
Вот что пишет он брату Левушке: «Знаешь мои занятия: до обеда пишу, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!». И действительно Ведущая: Маленький Сашенька готов их был слушать бесконечно. И в полумраке комнаты как - будто оживали образы Аленушки и братца Иванушки, Царь – девицы и Иванушки дурачка.
- Ребята, а ведь в нашей гостиной тоже могут происходить самые настоящие чудеса, если только очень сильно захотеть.
- Хотелось бы вам увидеть няню А. С. Пушкина?
8. Дети прикрывают глаза, гаснет свет, слышатся шаркающие шаги, зевая, крестя рот, входит няня:
Арина Родионовна: - Ох-хо-хо, смеркается, а в гостиной – то темно и свечи не зажжены.
- Пусто-то как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. (Подходит к столу, берет портрет Пушкина ласково с любовью смотрит на портрет).
- Далёко нынче соколик мой ясный. Грусть – кручина меня совсем одолела, и поговорить мне бедной совсем не с кем… (Вдыхая, садится в кресло, берет спицы).
Ведущая: Смущенно кашлянув…- Извините, пожалуйста…
Арина Родионовна (вздрогнув)
Арина Родионовна: Ой, да тут в гостиной вроде-бы кто-то и есть, дай - ка разгляжу получше
Ой, а ребяток-то сколько много здесь собралось…
Ведущая: «Здравствуйте, дорогая Арина Родионовна!»
Арина Родионовна: «Здравствуйте, здравствуйте, молодые люди. С чем пожаловали?»
Ведущая: «Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят произведения А. С. Пушкина, особенно его сказки. И они все знают, что в детстве вы Саше рассказывали их великое множество».
Арина Родионовна: «Ай – да молодцы, значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича?
А вот сейчас я это проверю. Есть у меня заветная шкатулочка, а в ней – открытки памятные, да не простые, а сказочные (показывает первый слайд)
- А ну-ка, деточки, из какой сказки открыточка?
9. (Слайд Сказка о царе Салтане).
Арина Родионовна: Кто б подумал, угадали, видно грамотный народ – пусть же сказка оживет.
10. (выход героев)
Ведущая: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица. Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица. Кабы я была царица,
Вед Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3 девица. Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Ведущая: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
11. (выход царя)
Ведущая: Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему
Царь «Здравствуй, красная девица
Будь пожалуйста царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж голубушки сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
12. (герои уходят)
Арина Родионовна: «Это службишка, а служба – будет, дети, впереди. С какой сказочки открытка, кто там смелый, назови?
13. (Слайд Сказка о царе Салтане).
14. (выход героев)
Ведущая: "Лишь ступил на двор широкой
Что ж? Под елкою высокой,
Видит белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при все народе:
Во саду ли, в огороде. "
15. Танец белочки (Ребенок ср. гр.)
16. (герои уходят)
17. Игра-соревнование для детей ср. группы «Разбери орехи и шишки»
Арина Родионовна: «Это служба, а службища – будет, дети, впереди. С какой сказочки открытка, кто там смелый, назови?
18. (Слайд «Сказка о рыбаке и рыбке»).
(фрагмент диалога Старика и рыбки дети ст. и ср. гр.)
Ведущая: Старичок отправился к морю
18. выход старика
Почернело синее море
19. шторм
Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему рыбка,
20. выход рыбки
спросила:
Рыбка; «Чего тебе надобно, старче?»
Дед: «Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей»
Воспит. Отвечает золотая рыбка
Рыбка; «Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
21. (герои уходят)
Ведущая: Молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется раз…» Правила игры: Все девочки выходят в центр зала, а мальчики остаются рядом со стульями. И когда все фигуры замрут, заиграет музыка, и, стоя на месте, каждый из вас покажет движения своей морской фигуры.
22. игра «Море волнуется раз…»
Арина Родионовна: Ну, спасибо, внучки, утешили старуху. Вижу, не забыт Сашенька помнят и любят его сказки, да передают эту любовь из поколения в поколение.
Но в моей шкатулке осталась еще одна карточка. Что же там?
23. (Слайд «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
24. (выход царевны).
Ведущая: На девичник собираясь,
Вот царевна наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
Царевна «Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
Зеркало «Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна все милее,
Всех румяней и белее»
Ведущая:. Как царица отпрыгнет.
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком- то как притопнет.
Царевна «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?»
Ведущая: Зеркальце в ответ:
Зеркало «А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее»
25. (герои уходят)
Ведущая:. Молодец. А давайте мы с волшебным зеркальцем поиграем.
Правила: Дети встают в круг, передают друг другу зеркало под музыку. Музыка останавливается, ребенок показывает движения, остальные как зеркало за ним повторяют.
26. Игра «Зеркало»
Арина Родионовна: «Молодцы ребята! Очень приятно мне, что вы столько стихов и сказок Сашенькиных знаете. А в моей шкатулке последняя карточка осталась. Давайте посмотрим что же это за сказка?»
27. (Слайд «У Лукоморья дуб зеленый»)
Показывают дети Подг. Гр.
28. (выход чтеца)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
29. (выход кота)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
30. (выход лешего)
Русалка на ветвях сидит;
31. (выход русалки)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
32. (выход богатырей)
И с ними дядька их морской;
33 (поклон)
Арина Родионовна: «Молодцы, ребята. Вижу не забыли вы про моего Сашеньку!
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда-
Вот вам подсказка
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
А мне пора с вами прощаться. Но я пришла не с пустыми руками. У меня для вас подарок от белочки. Угощайтесь!»
34. (раздача угощения)
Ведущая: Вот и завершился наш вечер
- Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами,
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.
35. (выход детей из зала)