валентина шапошникова
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Осеннее вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: материал полезен педагогам при организации осеннего досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Развлечение проводится совместно с музыкальным руководителем.
Цель: Формирование у детей интереса к природе, любви к ней через поэтический образ, живопись и музыку.
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста „Осеннее вдохновение“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: Помочь обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, связанных с осенним периодом. С помощью музыки и живописи показать красоту, различных явлений осенней природы в стихотворениях русских и современных поэтов, развивать эмоциональность образной речи, наблюдательность, память.
Воспитывать у детей интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Предварительная работа:
Целевые прогулки с детьми, рассматривание картин, иллюстраций, работа с календарем.
Беседы, чтение книг, разучивание стихотворений, закрепление образных выражений: золотая осень, ранняя, поздняя, в багрянец одетая… и т. д.
Знакомство со стихами русских и современных поэтов: А. С. Пушкин, А. Плещеев, К. Бальмонт, А. Толстой, И. Бунин, А. Майков, И. Токмакова, А. Блок, и др., художниками: И. Левитан, И. И. Грабарь.
Материал: портреты русских и современных поэтов; репродукции художников об осени; вазы с осенними листьями; ноутбук, интерактивный экран, слайды об осени
Воспитатель: На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей.
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.
Муз. Руководитель. Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал,
Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой,
И всех приглашаем в наш праздничный зал!
Воспитатель: Времена года идут друг за другом, и вот на смену лету пришла красавица Осень. Она одела деревья в красивые желтые, багряные, оранжевые наряды. Разноцветные листья, падая с деревьев, кружат, как будто в танце, расстилаются ковром и… шуршат под ногами, осенний дождь шумит, стучит за окном. Вы это сами наблюдали много раз, гуляя на улице. Такая красота никого не оставляла равнодушным, всех: и поэтов, и композиторов, и художников охватывало восторженное чувство, которое они называли вдохновение, и они начинали создавать свои замечательные произведения, рисовать картины, писать стихи и музыку.
Осенние этюды. Осенние штрихи…
И льются отовсюду осенние стихи –
Что, как хрусталь, прозрачны и, как вуаль, легки. –
Осенние этюды. Осенние штрихи…
Да, да волшебные, прекрасные картины осенней природы, наше осеннее настроение можно рассказать и звуками музыки.
Звучит «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
Муз. Руководитель Не правда ли, прекрасная музыка Антонио Вивальди. Какие осенние явления природы были озвучены этой музыкой (шорох листьев, шум дождя, порывы осеннего ветра). Музыка- это язык чувств, а лучше её понять нам помогает поэзия и живопись
Осенняя природа вдохновляла художников, и они, как бы соревнуясь с природой, создавали свои картины, писали. Сейчас, глядя на картину Ивана Остроухова «Золото осени», можно вдохнуть тот влажный осенний воздух, в котором сияющие желтые листья как будто парят, не держась за ветки, и ничто не мешает нам насладиться красотой момента. (Слайд №2)
На экране появляется пейзаж И. Левитана «Золотая осень».».(Слайд №3)
Воспитатель: Теперь перед нами картина А. И. Левитана, и он назвал её «Золотая осень».Почему осень называют золотой? (жёлтый можно сравнить с золотом)
На картине мы видим все приметы осени (Какие) Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, сероватое небо. На картине -тёплый солнечный день. Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. На левом берегу по осеннему темной, неподвижной, холодной реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. На правом берегу реки - ряд зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками, земля укрыта желтеющей увядшей травой. Осенний день, изображенный художником, полон света. Художник использовал желтую, красную, пурпурную, багряную, золотую, лимонную, бирюзовые краски. Как вы думаете, художник любил это время года? Да, художник любовался нарядной осенью, золотыми березками, багряными кленами, медными дубами и жизнерадостной зеленью елок, он нашел такие краски, которые и нам передали радость от увиденного в природе, восторг перед красотой именно золотой осени.
Ведущий: О каком же периоде осени рассказали нам художники?
Дети. О золотой осени.
Чтобы нарисовать картину художник использует краски, а писатели и поэты - слово.
Давайте послушаем об этом стихотворение.
Ребенок. Есть в осени первоначальной (Ф. И. Тютчев)
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальной,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Ребенок. Задумчивая, ласковая осень (А. Н. Майков «Осень»)
К нам тихо, незаметно подошла,
Багряный свой наряд, на лес набросив,
Холодные туманы принесла.
Красив осенний парк, в своем уборе.
Вот ивушка склонилась над водой
Вот желтый лист плывет, как
Лодка в море.
Он краскою покрашен золотой
Ребенок Осень! Обсыпается весь наш бедный сад (А. Н. Толстой)
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель. Картина художника Игоря Иммануиловича Грабаря «Рябинки») (Слайд №4) созвучна со стихотворением Алексея Константиновича Толстого. Она вызывает она у нас радостное, ликующее настроение. На картине И. Грабаря рябинки яркие и в то же время хрупкие. Давайте мы сейчас с вами исполним осеннюю песню(«Падаю, падают листья»)
А сейчас я предлагаю вам снова почувствовать очарование музыки и посмотреть как группа детей станцует «Осенний вальс», автор музыки и слов Людмила Гоцуева. Пожалуйста… (Группа детей исполняет вальс).
Воспитатель. Осень это не только красота природы, но и жаркая пора уборки урожая. На экране появляется картина с осенними полевыми работами (Слайд №5)
Конечно, так урожай убирали раньше, теперь это делают комбайны и машины. Но нас осень тоже радует урожаем. В народе говорят «Лето зиму кормит…»
Вашему вниманию представлен настоящий осенний натюрморт с прекрасными дарами осени. (На экране появляется натюрморт.)
Ребенок. Поставьте хризантемы в вазе у окна,
Среди поспевших слив и винограда,
Картина эта, свежести полна.
И натюрмортом этим всех порадуй. (Слайд №6)
Рассмотрите его как следует, что изобразил художник? А как вы думаете, все фрукты полезны и важны? Чем полезны? …Да щедра осень урожаем. И художники красками передали все это разнообразие даров осени. (Слайд №7)
Ребенок Насыпьте листья прямо на столе.
Поставьте чайник и любимый торт,
И вот, готов, в холодном октябре,
Прекраснейший, осенний натюрморт.
Юрий Прядко «Натюрморт» (Слайд №8)
Ребенок Так можно бесконечно продолжать.
Придумывать красивые сюжеты.
Ведь, осень, тоже любит рисовать,
И мы, благодарим её, за это. (Слайд №9)
Ребенок Картины эти, не сравнить ни с чем,
Ведь, лишь у осени такие краски.
А натюрморты, так понятны всем.
Чудесные, красивые, как в сказке.
Муз. руководитель Сколько тепла и радости дарит нам осень! Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую называют поздней – с мелким надоедливым дождём, курлыканьем улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
Динамичная пауза. Проведение этюда «Дождик». /Шумовой эффект/
Муз. руководитель. Набежали в небе тучки, и вдруг начался дождик, забарабанил по веткам, сухой земле, траве…»
«Капля раз, капля два
Капля медленно сперва
кап, кап, кап, кап! (Дети сопровождают слова медленными хлопками)
Муз. руководитель «Стали капли поспевать
Капля каплю догонять-
кап, кап, кап, кап… (хлопки учащаются)
Зонтик поскорей раскроем
От дождя себя укроем (дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик)
Воспитатель. Давайте ещё раз обратимся к картинам. (Слайд №10) На этой картине изображена поздняя осень (Исаак Левитан «Поздняя осень».) Автор показал сумерки, а на небе образовались тучи. Небо очень пасмурное и беспросветное. Скорей всего, идет дождь и может быть уже не один день, так как на переднем плане образовалась довольно большая лужица. В лужу попадали желтые листья, Поля убраны, об этом говорит стоящий недалеко стог сена. Березы уже потеряли свою листву, кажется, что они замерзли, поэтому теснее прижимаются друг к другу. На заднем плане мы видим вечнозеленые ели, а также другие деревья с пожелтевшими листьями. Как художник изобразил эту осеннюю пору? (природа потеряла свои краски, затихла, замерла, ждёт, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи). Какие краски преобладают в картине? (серые, коричневые, синие). В картине преобладают сумрачные темные тона. Это еще одна из картин Левитана. Он не просто изображал природу, он вкладывал в них всю свою душу. Ребенок Миновало лето, осень наступила. (А. Н. Плещеев «Осень»)
На полях и рощах, пусто и уныло.
Птицы улетели, стали дни короче,
Солнышко не видно, темны, темны ночи
Воспитатель. Как вы думаете, дети, подходит это стихотворение к картине? Как поэт называет осень?
-Что поэт слышит?
Ребенок Осень наступила, высохли цветы. (А. Н. Плещеев «Осень»)
И глядят уныло, голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит. (Слайд №11)
Воспитатель И поэт А. С. Пушкин тоже любил это время года. Послушайте отрывок из стихотворения «Осень»
Ребенок Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы (Слайд №12)
Ребенок Поспевает брусника, (К. Д. Бальмонт,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика,
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают,
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется,
И заплачет спросонья.
Вот как при помощи поэтического слова поэты изобразили всю красоту осени в своих стихотворениях (Слайд №13)
Ребенок Скучная картина, тучи без конца
(А. Н. Плещеев «Поздняя Осень»)
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина, мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что так рано в гости, осень к нам пришла,
Еще просит сердце света и тепла. (Слайд №14)
Муз. руководитель. Давайте послушаем музыку. Послушайте отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, называется она «Октябрь». Музыка рассказывает нам об осени - тоскливой и унылой, представьте себе во время слушания, осенние порывы ветра, листья, которые облетают с деревьев, падают, кружат, подолгу идёт дождь, по небу тянутся стаи перелётных птиц. Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как они, плавно кружась, опускаются на землю, попробуйте при помощи листьев, передать в движении характер музыки.
Под музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь» дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, когда ветер срывает листья, они кружатся (дети превращаются в листья)
Муз. руководитель. Теперь мы снова превращаемся в детей. Предлагаю и вам исполнить музыку П. И Чайковского в оркестре с лёгкой грустью и со светлой радостью. (Оркестр. П. И. Чайковский. Отрывок из балета «Лебединое озеро»)
Воспитатель А теперь я вам предложу отгадать загадки об осенних месяцах.
(Показ видеоряда, сопровождающий отгадку)
Загадывание загадок на фоне музыки: «Вальс» Е. Доги.
1. Вслед за августом приходит,
Листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (сентябрь)
2. Листья клена пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь,
Это к нам пришел (октябрь).
3. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц подскажи (ноябрь)
Ведущий: Ребята так же осенью может выпадать первый снег. Я для вас приготовила еще одну картину которая называется «Первый снег», а написал ее художник Иван Иванович Шишкин. Любимая тема автора – лес. (Слайд №15)
К этой картине подходит стихотворение А. С. Пушкина
Ребенок. Уж небо осенью дышало
Уж, реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей, крикливый караван,
Тянулся к югу.
Приближалась,
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель. Посмотрев на произведение, мы видим сырость и слякоть, наводящие грусть. С полотна идет уныние и тоска по теплым летним денькам. И. Шишкину удалось показать настроение природы поздней осенью, он довольно точно изобразил серое небо, тяжелый подтаявший снег. Природа встревожена приходом зимы, даже лес выглядит озябшим от такой погоды. На картине мы не видим ярких теплых красок, она написана черными и серыми краскам и даже белый цвет первого снега не оживляет картины. Что и говорить: скучная картина.
Художники пишут осень нежной и печальной, грустной и светлой. Но все же осень так нарядна, так празднична. И завершить нашу встречу мне бы хотелось стихотворением Ивана Бунина «Листопад». Поэт сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Весь этот отрывок у А. И. Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым.
Ребенок Лес точно терем расписной, (И. А. Бунин «Листопад»).
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют.
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Муз. руководитель. Дорогие друзья, вы обратили внимание, как удивительным образом поэзия сочетается с живописью и музыкой. Всё это помогает нам любоваться картинами природы.
И в заключении нашего праздника я предлагаю вам исполнить всем вместе прекрасную песню «Золотой листопад» (дети все вместе исполняют песню)
Сегодня мы послушали музыку А. Вивальди, П. И. Чайковского. Прозвучали стихотворения А. С. Пушкина, И. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева. Вы увидели картины Исаака Левитана, Ильи Остроухова, Игоря Грабаря.
Запомните эти имена, они ещё не раз вам встретятся, а их искусство доставит вам много приятных минут.
Спасибо за внимание!
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» р. п. Ардатов.