Получи документы

Сценарий психологического тренинга «Стресс — это страшное слово?!» с учителями МО математики, физики и информатики

Алия Ступак
Сценарий психологического тренинга «Стресс — это страшное слово?!» с учителями МО математики, физики и информатики
▼ Скачать + Заказать документы

СЦЕНАРИЙ

психологического тренинга «Стресс – это страшное слово

Дата проведения: 26.01.2016 г. с учителями МО математики, информатики и физики

Ответственный за проведение: педагог – психолог Ступак А. Р.

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

Публикация «Сценарий психологического тренинга „Стресс — это страшное слово?!“ с учителями МО математики, физики и информатики» размещена в разделах

• Выявить степень стрессогенного состояния.

• Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

• Сохранять психическое здоровье педагогов.

Ход:

1. Вступление:

- В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Ну попробуем по другому посмотреть на слово «Стресс», сейчас Я Вам предлагаю поиграть в магазин и продать слово «Стресс», но надо сделать так, чтобы его купили, а задача такова к каждой букве придумать прилагательное:

Например

С- симпатичный

Т- талантливы

Р- радостны

Е- единственный

С - скромный

С- сексуальный

Разве не захочется после таких слово купить такой товар, конечно купим.

2. Понятие «Стресс».

Термин "стресс" (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга: "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе". – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма.

Стресс - это неотъемлемая часть адаптации человека к окружающей его действительности. Стресс сопровождает человека на протяжении всей его жизни и является положительной ее стороной. Физиологический стресс позволяет индивиду приспособиться к воздействию стрессоров физического и химического происхождения, таким как голод, жара, жажда, холод и так далее. Социальный стресс способствует адаптации к социальным воздействиям, например, финансовые трудности, ситуации конфликта с окружающими людьми и тому подобное. Психологический же стресс, связанный с эмоциональным напряжением и информационными перегрузками, направлен на снижение данных факторов и способствуют сохранению деятельности и адекватного поведения. Но если есть плюсы, значит должны быть и минусы. Если воздействие стрессогенного фактора продолжительно и непрерывно, то стресс трансформируется в дистресс и разрушающе воздействует на организм.

Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Стрессоустойчивость - это свойство личности, которое позволяет регулировать свое поведение во время действия стрессора. Умение регулировать свое поведение во время стресса позволяет снизить воздействие стрессогенного фактора. Для этого было создано множество техник, которые позволяют снизить влияние стресса на организм, а значит, и развить умения регулировки поведения. Следовательно, с помощью этих техник можно повышать уровень стрессоустойчивости.

Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. (См. Приложение 2).

Предлагаю Вам ответить на вопросы теста. (Раздаю бланки с тестом)

Необходимо ответить «да» или «нет» на десять вопросов. (Выполнение задания).

(Или Проективная методика «8 квадратов» : Педагогам предлагается диагностическая методика, результаты которой отражают актуальное состояние личности, эмоционально-поведенческие особенности.)

Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.

- Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная.

Существует много приемов снижения стрессового состояния, улучшения настроения. Я хочу Вам предложить некоторые способы регуляции, которые Вы можете использовать прямо на работе.

***

В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую-нибудь конкретную мыслительную задачу.

1. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справиться, но она требует определенных мыслительных усилий.

2. Упражнение «Инвентаризация».

Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: 'Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. Можно находить и рассматривать предметы по любому признаку.

Хочу сказать, что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, «авторские» приемы восстановления. Но еще существуют способы борьбы со стрессом, о которых я напомню Вам.

Способы борьбы со стрессом :

Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для Вас.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создаёт напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным. Регулярно делайте физические упражнения. Проверьтесь у врача, прежде чем начать заниматься по какой-либо системе. Лучше следовать той программе, которая доставляет Вам удовольствие, чем той, которая является для Вас тяжёлой и неприятной.

Учитесь методам расслабления. Медитация, йога, аутогенная тренировка и релаксация могут быть изучены как с помощью специалистов, так и самостоятельно.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, священника, психолога, с которыми Вы можете быть откровенны. Выражение сдерживаемого напряжения полному— сочувствия слушающему очень полезно.

Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чём-либо хорошем.

Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте своё внимание и чувства на том, что вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т. д.).

Итоговое упражнение «Разноцветные звёзды» (с элементом сказкотерапии)

В завершении я хочу Вам рассказать небольшую сказку.

Сядьте как Вам удобно, расслабьтесь, закройте глаза…

Итак, Высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили – были звёзды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленые звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно…белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. «Что ты даешь людям?» - спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными.

Можно открыть глаза…

Я хочу подарить Вам эти разноцветные звезды и хочу пожелать Вам светиться всегда и везде, Уважаемые коллеги, и призываю Вас иметь свой призыв по жизни. (Приложение 3)

(раздаю звезды разноцветные)

Приложение 1

Содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я…»

«Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает скучно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Верно, что я еще…»

«Думаю, что самое важное для меня…»

«В последнее время в работе меня огорчало…»

«Мои друзья редко…»

«Я горжусь тем, что…»

«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»

«Я люблю…»

«Меня радует…»

«Мне грустно, когда…»

«Я сержусь, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»

Приложение 2

Тест «Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом

(по А. И. Тащевой, 2000)

Инструкция:

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Посчитайте положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у Вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Приложение №2 – А

Методика «8 квадратов»

Педагогам предлагается дорисовать фигуры, находящиеся в таблице «8 квадратов» :

8. Интроверсия – экстроверсия:

Если точка замкнута – интроверсия;

Цветочек – состояние кризиса;

Солнышко – экстраверсия.

8. Наличие комплекса неполноценности:

Если галочка замкнута – наличие комплекса.

8. Потенциальные возможности интеллектуального роста:

Если есть перемычки – есть задержка;

Ступеньки – рост.

8. Способы решения проблем:

Квадратик в окружении – необходима помощь других;

Шахматы-самостоятельность.

5. Агрессивность:

Если линии соединены – выражена агрессивность;

Шестиконечная звезда — агрессия.

6. Удовлетворенность семейным положением:

Устойчивая фигура – удовлетворенность;

Треугольник – неудовлетворенность;

Транспорт – желание изменить ситуацию.

7. Деликатность – конфликтность:

Ежик – конфликтность;

Если торчат иголки наружу – конфликтность;

Если иголки нарисованы вовнутрь – деликатность.

8. Механизмы, помогающие выходить из критических ситуаций:

Пища – пищевые нарушения;

Муравейник – родственные связи;

Природные явления – одиночество.

Приложение № 3

Публикации по теме:

«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Cветлячок» с приоритетным осуществлением.

«Путешествие в пустыню Сахара». Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики Цель: дать детям элементарные представления об условиях жизни живой и неживой природы в жарком климате. Задачи: познакомить с условиями.

Сценарий праздника «Это русское раздолье — это Родина моя» Цель: Вызвать интерес к традициям русского народа. Задачи: 1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к.

Детский стресс Стресс преследуют нас с самого рождения. Когда ребенок рождается он переживает стресс. Затем отбивание от груди, поступление в детский сад.

Конспект родительского собрания с элементами тренинга по речевому развитию «Художественное слово в семье» Утверждаю:___ Заведующий МБДОУ №50 Панкратова Н. В___ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 50 «Колокольчик».

Конспект урока физики, 7 класс, тема «Измерение температуры.» Тема : " Измерение температуры" Цель урока:учить измерять температуру тела, воздуха, воды; повторить виды термометров и их устройство, использование.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Это страшное слово — война» Конспект занятия в подготовительной к школе «Б» группе «Это страшное слово – война». Обучающие задачи: - Познакомить детей с понятием «война»,.

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский В стране активно происходит процесс.

Сценарий развлечения ко Дню Матери «Это вечное и Прекрасное слово — Мама!»Сценарий развлечения ко Дню Матери «Это вечное и Прекрасное слово — Мама!» ТО ВЕЧНОЕ И ПРЕКРАСНОЕ СЛОВО - МАМА! • Цели: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного.

Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы «Здравствуй, это я!» Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы №2 «Желтые тюльпаны» «Здравствуй, это я!». Цели: 1. Знакомство нового специалиста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий психологического тренинга «Стресс — это страшное слово?!» с учителями МО математики, физики и информатики
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 11:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий психологического тренинга «Стресс — это страшное слово?!» с учителями МО математики, физики и информатики» (включая файлы) размещена пользователем Алия Ступак (УИ 1279307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД