Мария Колосова
Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее родительское собрание
«Искусство воспитания»
Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Форма проведения : семинар-практикум.
Повестка дня:
1. Выступление старшего воспитателя «Семейные заповеди».
2. Тест-игра «Какой вы родитель».
Публикация «Сценарий проведения общего родительского собрания „Искусство воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
3. Выступление воспитателя «Поощрение и наказание».
4. Решение проблемных ситуаций.
5. Рефлексия.
6. Психологическая игра «Рассерженные шарики».
Ход собрания.
Уважаемые родители, очень рады видеть вас в нашем зале, украшенном рисунками ваших детей. Хотелось бы вам пожелать успехов в вашем труде воспитания детей. Присаживайтесь за столы соответственно группе, которую посещает ваш ребёнок, если у вас не один ребёночек, выберите любой стол.
1. Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребёнка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения между родителями и детьми и его результатов во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который можете дать только вы – родители. Общение по его интересам приносит ребёнку массу положительных радостных переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей.
При дефиците внимания, любви, ласки, при жёстком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов психолога по построению общения с ребёнком (на фоне музыки).
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты "чтением морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребё нком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
• Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
• В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.
А теперь предлагаем вам задание. Вы разделены на группы. Каждой команде предлагается придумать 1-2 семейные заповеди. На обсуждение 5 минут. Через 5 минут мы послушаем каждую группу и обсудим получившиеся результаты.
Итак, приступаем к обсуждению. Предлагайте по одной заповеди, желательно не повторяться. Мы все вместе обсуждаем и записываем на доску итоговый результат.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось (зачитываются заповеди). Теперь подумайте – соблюдаете ли вы в своей семье эти заповеди и сделайте для себя выводы.
2. «Какой ты родитель?» кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Мы предлагаем вам тест-игру, которую проведёт с вами воспитатель Екатерина Юрьевна Бажанова. Сейчас я буду зачитывать фразы и называть количество баллов. Если вы часто употребляете такую фразу, значит, ставите себе баллы, если не употребляете, значит, не ставите. Отвечайте искренне, вы делаете это для себя.
- Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
- Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)
- Не знаю, что бы я без тебя делала. (1 балл)
- И в кого ты только такой (ая) уродился (ась? (2 балла)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
- Ну, на кого ты похож? (2 балла)
- Я в твои годы… (2 балла)
- Ты моя опора и помощник (ца! (1 балл)
- Ну, что за друзья у тебя? (2 балла)
- О чём ты только думаешь? (2 балла)
- Какой (ая) ты у меня умница! (1 балл)
- А как ты считаешь сынок (дочка? (1 балл)
- У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
- Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая! (1 балл)
Подсчитайте общее количество баллов.
Итак, если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
3. У некоторых детей слово воспитание ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим… Об этом с нами поговорит воспитатель Татьяна Александровна Кочетова.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
Как вы наказываете своих детей? Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки.
Что такое наказание? Это то, что происходит в душе ребёнка, то, что он испытывает при этом. Это давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется избавиться и никогда более не переживать. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
Как дела обстоят с поощрениями? Они более действенны. Лучшая награда для ребёнка – осознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
4. А теперь давайте с вами рассмотрим ситуации семейного воспитания. Вместе с вами будет работать воспитатель Наталия Валентиновна Зрячева. Каждой группе по одной ситуации и 5 минут на обсуждение. Через 5 минут мы выслушаем ваши решения, обсудим все вместе.
Ситуация 1.
Гена не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима.
– Мам, я не хочу спать…
– Даже не начинай, - обрывает сына мать.
Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.
Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)
– Ну, папулечка –а-а, - тянет сын, - можно?
Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.
Вопросы для обсуждения: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? Правильно ли поступает отец. Какие рекомендации вы можете предложить.
Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.
Ситуация 2.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать:
– Мамочка, ну ещё чуть-чуть, – а позже –
– Мамулечка, ещё минуточку… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Вопросы для обсуждения: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? Ваши рекомендации.
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое дело, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
Ситуация 3.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, папа предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
Вопросы для обсуждения: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи.
Ситуация 4.
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам! Сам!
Мама строго говорит:
- сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы для обсуждения: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия поведения мамы? Что бы вы посоветовали маме?
Вывод: В детском «я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление. Иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.
Ситуация 5.
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своём поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает ещё один заход:
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про ёлочку?
- Мне не до ёлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы для обсуждения: Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? Что вы порекомендуете таким родителям?
Выводы: У ребёнка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют её, то ребёнок найдёт другого человека, с которым будет общаться и делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребёнка.
Ситуация 6.
Девочка Таня во время обеда говорит:
- Не хочу суп.
Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, в нём лук и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. Всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы для обсуждения: Что проявляется в данной ситуации – упрямство или каприз, поясните. В чём причины такого поведения ребёнка? Как выйти из такой ситуации?
Выводы: Не надо идти на поводу у ребёнка. Можно лишить девочку супа, либо уговорить её съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
5. А сейчас давайте отдохнём и поиграем в игру «Рассерженные шарики». Я вас научу посредством этой игры формировать способы реагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Сейчас мы научимся злиться, никого при этом не обижая. Для этого надуйте воздушный шарик и удерживайте его в руках, чтобы он не сдувался.
Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями.
Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
Спасибо всем за внимание и активное участие. Надеемся, что наша встреча стала значимой для вас. И в завершении просим вас продолжить следующие фразы (анонимно).
1. Я увидела, что…
2. Я была удивлена тем, что…
3. Я была встревожена…
4. Мне понравилось…
5. У меня возник вопрос…