МААМ-картинки

Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания» (2 фото)

Мария Колосова
Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Общее родительское собрание

«Искусство воспитания»

Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Форма проведения : семинар-практикум.

Повестка дня:

1. Выступление старшего воспитателя «Семейные заповеди».

2. Тест-игра «Какой вы родитель».

Публикация «Сценарий проведения общего родительского собрания „Искусство воспитания“» размещена в разделах

3. Выступление воспитателя «Поощрение и наказание».

4. Решение проблемных ситуаций.

5. Рефлексия.

6. Психологическая игра «Рассерженные шарики».

Ход собрания.

Уважаемые родители, очень рады видеть вас в нашем зале, украшенном рисунками ваших детей. Хотелось бы вам пожелать успехов в вашем труде воспитания детей. Присаживайтесь за столы соответственно группе, которую посещает ваш ребёнок, если у вас не один ребёночек, выберите любой стол.

1. Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребёнка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения между родителями и детьми и его результатов во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который можете дать только вы – родители. Общение по его интересам приносит ребёнку массу положительных радостных переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей.

При дефиците внимания, любви, ласки, при жёстком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов психолога по построению общения с ребёнком (на фоне музыки).

• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты "чтением морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.

• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребё нком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.

Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.

• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.

• Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.

В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.

А теперь предлагаем вам задание. Вы разделены на группы. Каждой команде предлагается придумать 1-2 семейные заповеди. На обсуждение 5 минут. Через 5 минут мы послушаем каждую группу и обсудим получившиеся результаты.

Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания»

Итак, приступаем к обсуждению. Предлагайте по одной заповеди, желательно не повторяться. Мы все вместе обсуждаем и записываем на доску итоговый результат.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось (зачитываются заповеди). Теперь подумайте – соблюдаете ли вы в своей семье эти заповеди и сделайте для себя выводы.

2. «Какой ты родитель кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Мы предлагаем вам тест-игру, которую проведёт с вами воспитатель Екатерина Юрьевна Бажанова. Сейчас я буду зачитывать фразы и называть количество баллов. Если вы часто употребляете такую фразу, значит, ставите себе баллы, если не употребляете, значит, не ставите. Отвечайте искренне, вы делаете это для себя.

- Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

- Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)

- Не знаю, что бы я без тебя делала. (1 балл)

- И в кого ты только такой (ая) уродился (ась? (2 балла)

- Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

- Ну, на кого ты похож? (2 балла)

- Я в твои годы… (2 балла)

- Ты моя опора и помощник (ца! (1 балл)

- Ну, что за друзья у тебя? (2 балла)

- О чём ты только думаешь? (2 балла)

- Какой (ая) ты у меня умница! (1 балл)

- А как ты считаешь сынок (дочка? (1 балл)

- У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

- Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая! (1 балл)

Подсчитайте общее количество баллов.

Итак, если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

3. У некоторых детей слово воспитание ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим… Об этом с нами поговорит воспитатель Татьяна Александровна Кочетова.

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.

Как вы наказываете своих детей? Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки.

Что такое наказание? Это то, что происходит в душе ребёнка, то, что он испытывает при этом. Это давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется избавиться и никогда более не переживать. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.

Как дела обстоят с поощрениями? Они более действенны. Лучшая награда для ребёнка – осознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.

4. А теперь давайте с вами рассмотрим ситуации семейного воспитания. Вместе с вами будет работать воспитатель Наталия Валентиновна Зрячева. Каждой группе по одной ситуации и 5 минут на обсуждение. Через 5 минут мы выслушаем ваши решения, обсудим все вместе.

Фото «Искусство воспитания»

Ситуация 1.

Гена не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима.

– Мам, я не хочу спать…

– Даже не начинай, - обрывает сына мать.

Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.

Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит:

– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)

– Ну, папулечка –а-а, - тянет сын, - можно?

Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.

Вопросы для обсуждения: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? Правильно ли поступает отец. Какие рекомендации вы можете предложить.

Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.

Ситуация 2.

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать:

– Мамочка, ну ещё чуть-чуть, – а позже –

– Мамулечка, ещё минуточку… Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.

– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Вопросы для обсуждения: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? Ваши рекомендации.

Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое дело, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.

Ситуация 3.

Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, папа предлагает:

– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!

И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.

Вопросы для обсуждения: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.

Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи.

Ситуация 4.

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мама строго говорит:

- сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы для обсуждения: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия поведения мамы? Что бы вы посоветовали маме?

Вывод: В детском «я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление. Иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Ситуация 5.

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своём поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает ещё один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про ёлочку?

- Мне не до ёлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы для обсуждения: Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? Что вы порекомендуете таким родителям?

Выводы: У ребёнка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют её, то ребёнок найдёт другого человека, с которым будет общаться и делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребёнка.

Ситуация 6.

Девочка Таня во время обеда говорит:

- Не хочу суп.

Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, в нём лук и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. Всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы для обсуждения: Что проявляется в данной ситуации – упрямство или каприз, поясните. В чём причины такого поведения ребёнка? Как выйти из такой ситуации?

Выводы: Не надо идти на поводу у ребёнка. Можно лишить девочку супа, либо уговорить её съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.

5. А сейчас давайте отдохнём и поиграем в игру «Рассерженные шарики». Я вас научу посредством этой игры формировать способы реагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.

Сейчас мы научимся злиться, никого при этом не обижая. Для этого надуйте воздушный шарик и удерживайте его в руках, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.

Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями.

Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).

А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).

Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

Спасибо всем за внимание и активное участие. Надеемся, что наша встреча стала значимой для вас. И в завершении просим вас продолжить следующие фразы (анонимно).

1. Я увидела, что…

2. Я была удивлена тем, что…

3. Я была встревожена…

4. Мне понравилось…

5. У меня возник вопрос…

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада» Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях.

Презентация к родительскому собранию. «Моя семья», в 1 мл. гр. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1младшей группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания»
Опубликовано: 20 мая 2013 в 09:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий проведения общего родительского собрания «Искусство воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Колосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД