Булова Раиса
Сценарий праздника в комбинированной группе для детей в возрасте от 4 до 7 лет «Весна на пороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Раиса Булова
Цель:
Познакомить детей с праздником «Сороки»
Задачи:
- Приобщить детей к народным обычаям, связанных с прилетом птиц.
- Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Выражать свои чувства через русский фольклор.
Публикация «Сценарий праздника в комбинированной группе для детей в возрасте от 4 до 7 лет „Весна на пороге“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Воспитывать интерес к народным традициям.
Предварительная работа
(Работа над смыслом поговорок и примет. Чтение рассказов А. Онегова «На лугу», «Первый цветок», «На лесной тропе», «Что на озере растет?»).Ознакомление с народными приметами и пословицами,основанными на многолетних наблюдениях природных явлений.
Наблюдения за птицами на прогулке и из окна группы; рассматривание картинок с изображением птиц; чтение стихов о птицах; игры «Птички большие и маленькие», «Воробышки и кот»;лепка «Жаворонки»,«Зёрнышки для птички». Наблюдение за погодой (в группе есть «экологическое окно» см. фото).
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением перелётных птиц (жаворонки,скворцы, ласточки);аудиозапись с голосами птиц; картон,гуашь,солёное тесто.
Ход занятия
(Дети под русскую народную мелодию входят в зал,оформленный как поляна в весеннем лесу,и становятся полукругом)
Воспитатель: Сегодня мы отмечаем православный праздник. По народному календарю этот день называли Сороки, с этого дня весна начинается.
В старину люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на природу. Поэтому неудивительно, что в старинных обрядовых текстах так много повелительных интонаций прямого обращения:
Жаворонки, к нам прилетите,
Конфетки нам принесите!
Воспитатель:
Приметы:
Вода на лугу-сено в стогу;
Рано затает-долго не растает;
Увидал грача-весну встречай;
Пришёл Пахом-запахло теплом;
Сеют лён у семи Алён;
Пословицы:
Март-протальник.
Мартушка закрутит вертушку.
В марте сзади и спереди зима.
И март на нос садится.
Хоть марток,а поддевай двое порток.
Март неверен: то плачет, то смеётся.
Март сухой,да мокрый май –будет каша да каравай…
Ни в марте воды,ни в апреле травы.
В марте и курица из лужи напьется.
Месяцы имели славянские названия, например: Сечень (Январь,Березол (Март, Цветень (Май, Червень (Июнь).
1-й ребёнок.
Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Одна природу пробудила.
2-й ребёнок.
Волшебной палочкой взмахнув,
Она сугробы растопила
И сразу же,не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила.
3-й ребёнок
И воздух чист,и даль ясна!
Поет природа,оживая.
Да,ты волшебница,Весна!
Теперь я это точно знаю.
Слышатся голоса птиц (в записи)
Воспитатель. Кто это поёт? Неужели в группе живут птички? Где они живут? Посмотрим в окно. Видите птичек у кормушки? Где еще они юбят сидеть? Проснулось ли солнышко? Какое оно? А в нашем окошке солнышко проснулось? Давайте его разбудим.
(Воспитатель открывает окно и читает) :
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку
Воспитатель. Давайте поищем птичку в нашей группе. Посмотрите,вот она,птичка-невеличка (птица из бумаги). Подойдём к ней тихо,чтобы не напугать. Здравствуй,птичка! Не бойся нас, мы тебя не обидим,мы твои друзья. Садись птичка мне на ладошку,я тебя покормлю.
Дети рассматривают птицу.
Воспитатель. Это жаворонок. Какой он-большой или маленький? У жаворонка есть глазки,хвостик,клюв,лапки,крылышки.
Жаворонок умеет петь. А вы дети умеете петь песенки? Хотите порадовать своей песенкой жаворонка?
Детиисполняют песню «Маленькая птичка»(Муз Т. Попатенко,сл. Н. Найдёновой)
1. Маленькая птичка
Прилетела к нам,к нам,к нам.
Маленькой птичке
Зёрнышки я дам,дам,дам.
2. Маленькая птичка
Зёрнышки клюёт,клюёт.
Маленькая птичка
Песенки поёт, поёт
Чик-чирик,чик-чирик,чик-чирик.
Воспитатель:
Если снег повсюду тает.
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер
Значит к нам пришла…
Дети (Весна)
Игра «Весна пришла»
Правила игры: Соревнуются две команды: «Жаворонки» и «Скворцы».На каждом участнике игры-визитная карточка с изображением птицы. Название,которой носит команда. У капитанов на груди эмблема с изображением птицы.
Воспитатель:Внимание! Игра состоит из трёх туров.
Первый тур «Вопрос-ответ».
- Как раньше называли март? (Капельник,Протальник,Грачевник)
- Какой месяц должен землю разбудить и обогреть (Апрель)
- Как апрель называли в старину (Снегогон,Водолей)
- Какие цветы расцветают весной первыми? (Подснежники)
- За что май получил название цветень. Вспомните пословицу,обьясняющую это название месяца. (Март-с водой, апрель-с травой,а май с цветами)
- По каким приметам можно определить,что весна будет ранней (Рано прилетают журавли,пчелы рано вылетают)
- Чем птицы человеку полезны? (Они уничтожают вредителей)
Воспитатель
Второй тур «Закончите пословицу»
- Февраль силен метелью,а март (капелью)
- Вода на лугу (сено)в стогу.
- Дождь в мае (хлеба подымает)
- Весною день упустишь-годом не (вернешь)
- На какой хлеб пошла пчела,тот на зерно будет (хорош)
- Птицы вьют гнёзда на тёплой стороне-(плохое)лето.
- Когда цветёт (черёмуха,всегда холодно.
- Где вода-там и (верба).
Воспитатель
Третий тур «Отгадай загадку»
- Старый дед,ему сто лет,
Мост намостил.
А пришла молода-
Весь мост размела
(Мороз и весна).
- Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится,как бес,
Повернулась –и в лес
(Сорока)
- Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовётся птица (Грач)
- Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
- На шесте -дворец,
Во дворце-певец,
А зовут его (Скворец)
- Чёрный жилет,
Красный ьерет,
Нос,как топор,
Хвост,как упор. (Дятел)
- Рук нет, а строить умеет (Птица)
- В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок)
(Побеждает команда с большим количеством правильных ответов)
Игра-скороговорка.
Вместе произносим текст скороговорки разными способами:
- стучим в такт скороговорке ладошками;
- шёпотом;
- весело,качая в такт головой из стороны в сторону;
- очень громко.
Сорок сорокдля своих сорчат
Сорок сорочек,не ссорясь строчат,
Сорок сорочек прострочены в срок-
Сразу поссорились сорок сорок.
Дети (хором исполняют песню «Весна летит на крыльях»Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена).
Прозрачные сосульки, прозрачные сосульки.
Весна летит на крыльях, зима уходит прочь,
А надо мною небо, а надо мною солнце
И стали дни длиннее, но покороче ночь
Припев:
На дворе стало веселей,
К нам пришла весна, проводив зиму.
Тает снег, ручейки кругом.
Песенку весеннюю мы поём.
Проталинки без снега, на них растёт подснежник
И птицы прилетели на Родину свою.
Ловлю в свои ладоши лучи златого солнца.
Всю Матушку – природу я от души люблю.
Припев.
Воспитатель:
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(В. Жуковский)
Главным ритуалам этого праздника является изготовление жаворонков из пресного и солёного теста.
- Дети, а сейчас мы своих жаворонков складём в гнездо и будем угощать всех сотрудников и детей с праздником Весны. Этот замечательный, народный праздник чтут во всех деревнях и сёлах.
Дети:
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите»