Наталия Кузнецова
Сценарий праздника «Пасхальный благовест»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Празднование Светлого Христова Воскресенья
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств на основе русских традиций, связанных с христианством.
Задачи:
- формировать представления об общечеловеческих ценностях: добре, честности, терпимости, человеколюбии…
- помочь детям через сказку осознать взаимосвязь духовно- нравственных качеств и поступков, подвести к выводу о влиянии на человека и окружающих добрых мыслей и дел;
- донести до детей красоту духовности народных традиций;
Публикация «Сценарий праздника „Пасхальный благовест“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Сценарии праздников и развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- совершенствовать художественные способности детей (музыкальные, певческие, танцевальные).
Возраст детей: 6-7 лет
Подготовительная к школе группа
Форма проведения: праздник «Пасхальный благовест»
Виды деятельности:
- музыкальная,
- игровая (театрализация,
- коммуникативная,
- двигательная.
Актуальность
В подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций (Слова, Дела, Образа, Праздника, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской культуры.
Актуальность включения православного компонента в образовательный процесс в нашем учреждении, прежде всего, была связана с заинтересованностью педагогов и родителей вопросами духовно-нравственного воспитания детей.
Главными носителями православия являются представители Русской Православной церкви. Именно тандем педагог - священнослужитель помогают насытить духовную и нравственную жизнь ребёнка главными жизненными ценностями.
С этой целью приглашаем на занятия с детьми протоиерея Уренского благочиния Городецкой епархии. Он рассказывает детям, о добре и зле, как нужно относиться к другим людям, как себя вести в Храме, о православных праздниках, традициях.
Народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православных традиций, праздников позволяет ребенку почувствовать связь между поколениями, видеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понимать, в чем ее уникальность.
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светлой души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в группе. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.
Ожидаемый результат
Считаю, что данное мероприятие будет способствовать возрождению и сохранению православных традиций, обеспечит формирование целостной духовно-нравственной образовательной среды в группе, поможет формированию у детей мировоззрения и гражданской позиции, патриотической и семейной ориентации, интеллектуального потенциала, деятельной любви к Богу, ближнему.
Во время подготовки к празднику «Пасхальный благовест» дети познали всю красоту, духовность русского языка через устное народное творчество, выраженное в стихах, песнях, закличках, припевках, играх.
Проведение народных православных праздников поможет воспитанию у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром. Подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Описание проведения мероприятия
Предварительная работа: беседа «Православный праздник «Пасха», заучивание закличек, песен, стихов, знакомство с народными играми, инсценировка сказки «Колобок»
Материалы и оборудование:
- национальные костюмы для детей;
- ведущая в русском национальном костюме;
- кукольный театр (дед, баба, колобок)
- костюмы для детей: Весны, колобка, зайца, волка, медведя, лисы;
- кулич, пасхальные яйца;
- ИКТ;
- презентация «Христос Воскрес»;
- атрибуты к танцам (колодец из дерева, коромысло, 2 ведра, 2 прялки, кадушка 3 деревянных молотка);
- цветы - веночки из бумаги.
Длительность мероприятия: 40 минут
СОДЕРЖАНИЕ
Дети заходят в зал под музыку рус. нар. песни «Я за что люблю Ивана», притопывая, выполняют танцевальные движения по кругу.
Садятся.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Будем сегодня петь, плясать, весну прославлять!
Заклички:
Воспитатель:
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
1 ребенок (громко) :
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
2 ребенок (громко) :
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
3 ребенок (громко) :
Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По целому ведёрку!
4 ребенок (громко) :
Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду -
Жабке напиться,
Блошке утопиться!
5 ребенок (громко) :
Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым поволокам!
6 ребенок (громко) :
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
7 ребенок (громко) :
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору -
Лей по целому ведру!
8 ребенок:
А я по" воду иду –
Коромысло на плече,
А коса до пояса.
Моя песня про ручей,
Но не слышно голоса.
Воспитатель:
Пошла Млада за водой
Коромысел золотой
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Инсценировка русской народной песни «Пошла Млада за водой»
Атрибуты: коромысло, 2 ведра, деревянный колодец, кадушка с бельем.
Млада (девочка) выполняет движения согласно текста песни. Дети исполняют песню, на повтор каждого куплета выполняют несложные движения: кружатся на месте, хлопают в ладоши…
Воспитатель: Эй, кузнец – молодец, захромал мой жеребец,
Ты подкуй его опять?
Мальчик (кузнец) : От чего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова!
Раз, два и готово!
ТАНЕЦ «Во кузнице»
под русскую народную песню «Во кузнице»
(танцуют 3 девочки и 3 мальчика)
Атрибуты: 3 деревянных молотка, 2 прялки, кадушка из дерева.
Воспитатель: Радость у нас сегодня великая. Пасха пришла в каждый дом Светлое Христово Воскресенье православным людям на радость.
ПЕСНЯ «Пасху радостно встречаем»
(слова и музыка В. Кузьменкова)
1 ребенок:
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
2 ребенок:
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес-
Христос воскрес!
Все: Христос воскрес!
3 ребенок:
Христос воскрес!
Весна идет.
И милость божия коснулась
Цветов и трав, земель и вод.
Природа спавшая проснулась.
Появляется Весна.
Весна:
Меня зовут Весною, я – девочка Весна,
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Принесла я вам цветы
Небывалой красоты! (идет и разбрасывает цветы по залу)
А теперь мы из цветочков
Сделаем для всех веночки.
Дети исполняют русскую народную песню «Веснянка» (Ой, бежит ручьем вода)
(На последнем куплете девочки собирают цветы, Весна идет по кругу и девочки отдают ей цветы)
Весна:
Вы меня развеселили,
Не останусь я в долгу!
Про веселый колобок
Я вам сказку расскажу!
Появляются Дед и Баба.
(кукольный театр)
Дед: Жил-были дед да баба.
Баба: Очень бедные.
Дед: У нас не было даже курочки Рябы…
Баба: Ох, не было!
Дед: Она не снесла нам яичка.
Вместе: И не могли мы испечь на праздник пасхального куличика!
Дед: Тогда я бабе говорю…Чем же, милая, нам на Пасху разговеться?
Баба. Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок наберется…
Воспитатель: Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей ее посолили…
Дед: Бога поблагодарили.
Баба: Испекли постный колобок и на окно положили. До утра простынуть.
Воспитатель: А сами легли спать.
Муз. руководитель играет вступление песни «Травушка-муравушка», дети встают в круг.
ХОРОВОД «ТРАВУШКА – МУРАВУШКА» (Травушка – муравушка зеленись, зеленись)
(слова и музыка З. Я. Рот)
Воспитатель: Наутро солнышко взошло, проснулся Колобок.
Появляется Колобок (мальчик в костюме Колобка)
Колобок. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят поди… намаялись со мной вчера. (Смотрит в окно.) А народу-то сколько! И куда это все идут? Все такие нарядные веселые. И у всех в руках лукошки, рушники.
Воспитатель: Колобок, Праздник Великий настал Светлое Христово Воскресенье!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Христос Воскрес!»
Колобок. Бедные мои бабушка и дедушка! Нет у них на Пасху ни красного яичка, ни кулича пасхального. Покачусь-ка я без них в церковь, пока они спят. Окроплюсь святой водой, освящусь – хоть этим старичков порадую.
Воспитатель: Соскочил Колобок с подоконника, прыг на землю и айда скорехонько в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. А навстречу ему заяц
Заяц: - Здравствуй, Колобок. Я тебя съем!
Колобок: - Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою:
Я Колобок - колобок, я руками мешен,
Я начинкой гружен.
И скачу я по дорожке Пасху красную встречать.
Будем вместе с бабой, дедом песни петь и танцевать.
Заяц: - Ты вкусный, все равно тебя съем.
Воспитатель (обращается к детям) : - Ребята, выручайте Колобка. Давайте вспомним, чего боятся зайцы? Они такие трусишки, эти зайчишки. Стоит ветерку подуть, они и ушки прижимают. Давайте дружно подуем, как ветерок.
Дети дуют. Заяц убегает.
Воспитатель: Да-а! Страшно колобку одному в лесу! И чтоб веселее и быстрее было колобку идти, поиграем с ним в игру «Горшки».
Русская народная игра «Горшки»
Ход игры:
Дети встают в кружок и назначаются «горшками». Другие дети встают каждый у своего «горшка», сзади, становятся «хозяевами».
Выбранный считалкой водящий-«покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»
«Хозяин» : «Купи, что дашь?»
«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин» : «По рукам!» После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Воспитатель: - И побежал Колобок дальше. Бежит, а навстречу ему волк.
Волк: - Здравствуй, румяненький, пышненький Колобок. Я тебя съем.
Колобок (боксирует, наступает на Волка) :
ВОЛК: Колобок ты не пугай-ай-ай,
Поскорее убегай-ай-ай!
Если только захочу-чу-чу,
Вмиг тебя поколочу-чу-чу!
Воспитатель: - Ребята, знаете, чего Волк боится? Охотников с собаками. Давайте дружно погавкаем, как собачки.
Дети дружно имитируют лай собак.
Воспитатель: - Прогнали Волка, и побежал Колобок дальше. Бежит, бежит, а навстречу ему мишка.
Медведь: - Колобок - Колобок, я тебя съем.
Колобок: - Не ешь меня, мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Медведь: - Все равно съем.
Воспитатель: (обращается к детям). Больше всего медведи любят мед и боятся пчел. Если мы пожужжим, как пчелы, мишка подумает, что пчелы прилетели и убежит.
Дети жужжат, медведь убегает.
Колобок (вздыхает, утирает лицо) :
- Нет, я так больше не могу, я до церкви не дойду.
Садится на пенек.
Ведущая: Отдохни, Колобок и послушай красивую русскую народную песню.
Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько…»
(Солистка девочка поет песню и выполняет движения согласно текста)
Появляется лиса.
Лиса (поет) :
Я лисичка хороша, зеркальце себе нашла.
Все в него смотрю, смотрю, и пою, пою…ла-ла-ла.
Лиса (замечает Колобка) : - Ой, а это еще что?
Колобок: - Не что, а кто. Я - Колобок. Иду в церковь святой водой окропиться
Лиса: - Какой румяненький, вкусный. Сядь ко мне на ладошку.
Колобок: - Ну вот, начинается: сначала сядь на ладошку, потом на нос, а потом - «ам» - съешь, как того Колобка. А в церковь кто пойдет, яйцо красное да кулич деду с бабой принесет? Давай лучше дружить и вместе Пасху встречать.
Воспитатель: И пошли колобок и лиса вместе в Храм Божий
Звучит фонограмма
«Пасхальный колокольный звон»
Колобок и Лиса идут по кругу на экране – церковь, поворачиваются к ней, кланяются. Подходит Весна.
Весна: На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Все вместе: Воистину воскрес!
1 Ребенок:
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест :
Христос воскрес!
Все вместе: Воистину воскрес!
2 Ребенок:
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья.
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Все вместе: Воистину воскрес!
Дети исполняют песню «Пасхальная песенка» (Поселились птицы в гнездах) сл. И. Рутенина
Воспитатель: Прибежал-покатился Колобок домой.
Дед и Баба. Где ты был, Колобок? Мы о тебе беспокоились.
Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яиц принес. Вас я угощаю! С пасхой поздравляю!
Раздается стук в дверь.
Баба. А вот и ребятишки пришли за гостинцами. Ну, заходите в дом.
(На сцену выходят дети)
Дети все вместе:
Хозяюшка, наш батюшка!
Одари гостей, не намни костей!
Не хочешь дарить – пойдем с нами
Грязь месить, собак дразнить,
Собак дразнить и людей смешить!
Дед. Встретим Пасху хорошо,
Весело и светло!
Хорошим угощеньем,
Песней, пляской и весельем!
Дети исполняют танец «Кадриль»
под музыку русской народной песни «Кадриль»
Воспитатель:
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес!
Дети все вместе: Христос воскрес!
Бабушка, Дедушка и Колобок угощают детей красными яйцами и куличем!
Список рекомендуемой литературы
1. Праздники в детском саду : Сценарии, песни и танцы. Зарецкая Н.,
Роот З. Издательство: Айрис-пресс, 2008 г.
2. Считалки, потешки, загадки, заклички. Кудрявцева Н. Издательство: Дрофа-Плюс, 2006 г.
3. Русские народные подвижные игры. Литвинова М. Ф. Издательство: Просвещение 1986 г.
4. Радуга – дуга. Русские народные песенки – потешки. Издательство: Книжный дом, 2010г.
5. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО. Парамонова Л. А. Издательство: Сфера.
6. Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Издательство: Учитель, 2013г.