Александра Смирнова
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Иван Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник на улице для детей старшего возраста
Цель:
Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
Публикация «Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста „Иван Купала“» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа
Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Дети старшей группы, собираются на участке. Участок украшен листвой, папоротником, цветами. Воспитатель в русском костюме, выходит к детям.
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Гости званые и желанные! (Кланяется).
Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного - Ивана Купала славного!
Сегодня великий праздник огня и воды! Считается, что вода в реках и озёрах в эту ночь обладает целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Приглашаю, вас детушки, отпраздновать древний красивый праздник! Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор — никто ни на кого не обижается! Договорились?
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети: 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Хозяюшка: Попробуем и мы найти этот огненный цветок. А начнем мы наш праздник с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»
Хоровод «На Ивана, на Купала» («Волшебники двора»)
А еще праздник этот приходится на самый длинный день в году. В древности он считался божеством изобилия, земных плодов. Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают как наиболее целебные.
Девочки исполняют песню (музыка народная).
На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
В Волгу-речку бросала.
Мой веночек не тонет.
Плывет, не исчезает,
Плывет, не исчезает.
На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
На ромашке гадала.
То ли любит — не любит,
Милый мой, я не знаю,
На Ивана Купала
Я все жду и гадаю.
Девочка:
Мы девчонки заводные, озорные, боевые,
Сорвем цветок, завьем венок.
Проводится игра «Венок».
Дети, держась за руки, идут по кругу. Затем ведущий ребенок «завивает» цепочку ребят по спирали, направленной к центру круга. Говорит речитативом:
Пойдем, пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!
Хозяюшка: В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, Богородицкой травы, медвежьего уха. Вечером пускали их на воду, наблюдая, как и куда они поплывут. Там и суженый живет.
Хозяюшка: Но самым главным растением в этот день считался папоротник. Кто его найдет да цветущим сорвет, тому — клад, мешок наград. Только найти его не так-то просто. Хотите попробовать?
Придется преград немало пройти,
Чтобы цветок волшебный найти.
И даже если мы справимся, то будьте готовы к тому, что все ваши старания могут быть напрасны : цветок папоротника распускается всего лишь на миг, и в это самое мгновение надо успеть его сорвать.
Нелегко, ребята, цветок тот отыскать.
Водяные, лешие лесные.
Русалки да кикиморы
Будут нам мешать.
Хозяюшка: Запасайтесь храбростью и отвагой: сорвавшего цветок будет преследовать нечистая сила, всячески попытается напугать и отобрать чудесный цветок. Спрячьте его за пазуху и уносите ноги, не оборачиваясь и не обращая внимания на оклики. А чтобы сильными стать, надо у костра силы взять. Купальский огонь, как и вода, несет здоровье и бодрость.
Проводится игра-импровизация «Через огонь».
Дети прыгают через «огонь», сделанный из красных и желтых лоскутов.
Слышится голос:
Водяной: Расшумелись, раскричались,
У костра, вишь, все собрались.
Напугаю, разгоню.
От папоротника подальше
В чашу леса уведу.
Кикимора: Ну и что вы здесь кричите.
Как в глухом бору,
Разбудили водяного и кикимору.
Вы, наверное, забыли, что сегодня, на Купала — обливай кого попало.
Водяной и Кикимора стараются облить детей из пульверизатора.
Водяной: Слышал я, что вы за волшебным цветком собрались. А чтоб его найти, надо обряды совершить, да препятствия преодолеть!
Игра «Водяной»
Дети берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которому завязывают глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:
Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час
И узнай кого из нас.
После этих слов круг останавливается, а водяной встает и подходит к какому-либо игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним.
Если ведущий – Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадывал.
Кикимора: А я ребята тоже вам испытание придумала! Загадки.
1. Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи (ромашка).
2. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка (одуванчик).
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)
4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Водяной: Справились ребята, молодцы! Купаться в Иванов день — обычай всенародный. Я тоже купаться хочу. Быстро наполните ведро водой, тогда и пропущу дальше вас в лес за папоротником.
Проводится игра «Водоносы».
Дети строятся цепочкой и передают ведерки с водой друг другу. Таким образом, наполняя большое ведро.
Водяной имитирует купание.
Кикимора и Водяной: ребята, вы преодолели все препятствия и справились со всеми заданиями
Как Иванова ночь наступает.
Снова папоротник зацветает.
К кладу откроет нам путь этот чудный цветок,
Только бы нам не уснуть на часок.
Коль увидишь огонек, что бежит
С лепестка на лепесток,
Этот путь запоминай,
К кладам он, ты так и знай.
А вот и необычный цветок!
Показывают яркий бумажный цветок, и вручают его одному из детей.
А там, где есть волшебный папоротник, есть и клад. Давайте, отыщем его.
Ребята находят сундучок с угощением.
Хозяюшка: На Ивана, на Купала, веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся, всех теплом согреть старайся!
Используемая литература:
• Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М. 2006.
• •Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. «Летние праздники, игры и забавы для детей» М. 1999.
• Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культур. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
• Зацепина, М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/ М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005г. -131с.