Светлана Самсонова
Сценарий праздника «Березкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с праздником Троицы, дать представление о народных традициях праздника.
Задачи:
Показать красоту природы;
Научить водить хороводы;
Научить плести венки;
Познакомить с приметами праздника.
Предварительная работа: знакомство с художественным словом о березе, рассматривание репродукций и картин с изображением берез, слушание русских народных песен.
Публикация «Сценарий праздника „Березкин день“» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2015
Атрибуты: ленты, веточки березы, венки на голову.
Место проведения: полянка с растущими деревьями.
Ход мероприятия:
1. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ сопровождается плетением венков.
Береза.
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу;
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Ирина Токмакова.
Наши предки - славяне называли Троицу, Венки, Веношник, День березки. Этот красочный летний праздник знаменовал переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Народные обычаи праздника говорят нам о культе растительности, силы природы; о девичьих гуляньях и создании семьи.
К Троице хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.
На Троицу девушки на Руси плели венки. В некоторых областях страны праздник даже так и называли — Венки, Веночник. За несколько дней до праздника незамужние девушки искали в лесу молодые деревца, наклоняли тонкие ветки и повязывали их высокими травами. В сам день Троицы приходили, смотрели, распустился ли их венок; развязывали травы, чтобы «не обидеть» березку.
Венки завивали из полевых трав, из березы или клена. Девушки подходили к этому обычаю со всей ответственностью и вдохновением. Наряжались в лучшие платья, во время плетения пели красивые обрядовые песни.
Готовыми венками украшали волосы, шли по улицам, опять же, с песнями, присаживались на лавки — это называлось «невестины смотрины». Дарили венки друг другу и молодым людям, которые им приглянулись; надевали венки на рога коровам. Среди подруг выбирали самую пригожую и стройную — Тополю, наряжали ее, пели ей песни.
Празднование Троицы нашло отражение в народных песнях, поговорках и приметах. Которые говорят об образе жизни, быте, тревогах и заботах простых крестьян.
Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих
супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
На Троицу дождь — много грибов, к теплой погоде.
Троица тремя праздниками богата : цветами, травами и румяным летом.
Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — тот будя женишок.
В этот день освящают колодцы.
2. ДЕТИ ПОДХОДЯТ К БЕРЕЗЕ И УКРАШАЮТ ЕЕ ВЕТКИ ЦВЕТНЫМИ ЛЕНТАМИ И ЗАВОДЯТ ХОРОВОД ВОКРУГ БЕРЕЗКИ.
«ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА», ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ НА ТРОИЦУ
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)
Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься». (2 р.)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три годочка. (2 р.)
Четвертую балалайку;
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися.
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься…» (2 р.)
3. ИГРЫ НА ТРОИЦУ.
На Руси на Троицу играли в игры всем селом. Любили горелки и лапту, особенно веселилась детвора.
Играя в горелки, вставали парами (чаще парень с девушкой) — длинной вереницей, брали друг друга за руки. «Горящий» становился впереди пар на несколько шагов, и ему нельзя было оглядываться.
В это время играющие хором произносили закличку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – птичка летит, Колокольчик звенит». Или: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – Гляди в поле. Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат – Гу-гу, убегу. РАЗ, ДВА, НЕ ВОРОНЬ, БЕГИ, КАК ОГОНЬ».
При словах «глянь на небо» водящий смотрел вверх, а в это время последняя пара разъединяла руки и бежала вдоль вереницы, чтобы успеть добежать, встать впереди первой пары и соединить руки. Но «горящий» должен был
этому помешать, так как если они успеют это сделать, то ему придется водить опять. Поэтому «горящий» бросался за той парой, которая разъединила руки, чтобы схватить себе пару. Достаточно было коснуться руки убегающего,
как «горящий» вместе со своей парой становятся впереди вереницы, а для нового «горящего» опять начинают закличку.
«МАЙСКОЕ ДЕРЕВО»
Красивая и старинная игра на Троицу, характерная для разных христианских народов, — «Майское дерево», или, как его еще называли, «Троицкая береза».
Это высокое дерево или столб, которое устанавливали к празднику и наряжали — листьями, цветами. Существовали традиции похищать «Майское дерево», а еще — соревноваться в том, кто быстрее залезет к самой его верхушке.