Оксана Черепанова
Сценарий педсовета «Математика — то интересно» для совершенствования мастерства педагогов на занятиях по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет :
«МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
(«Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений»)
Публикация «Сценарий педсовета „Математика — то интересно“ для совершенствования мастерства педагогов на занятиях по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
ЦЕЛЬ: совершенствование работы педагогов ДОУ по математическому развитию дошкольников; использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: круглый стол + деловая игра.
МАТЕРИАЛ И ОБРУДОВАНИЕ : проектор, ноутбук, фишки желтого и красного цвета, кроссворды, черный ящик, кубик Рубика, листы белой бумаги, карандаши, ножницы.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА (Слайд 2) :
I-я часть – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ:
1. Итоги выполнения предыдущего решения педсовета – творческая группа по ОО «Познавательное развитие» (руководитель группы);
2. Анализ проверки по теме «Создание условий в группе по формированию элементарных математических представлений с учетом ФГОС ДО» - старший воспитатель;
3. Погружение в проблему педсовета, сообщения педагогов :
• «Актуальность математического развития в ДОУ» - старший воспитатель;
• «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений» - воспитатель группы;
• «Формирование основ финансовой грамотности на занятиях по ФЭМП – воспитатель группы.
III-я часть – ИТОГОВАЯ:
5. Итоги конкурса «Лучший Центр ФЭМП в ДОУ» - заведующий МБДОУ;
6. «Аукцион находок» - представление материала по ФЭМП (игры, методические разработки, оборудование и т. д.);
7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете;
8. Проект решения педсовета.
Ход ПЕДСОВЕТА:
1. ИТОГИ выполнения предыдущего решения педсовета – творческая группа по ОО «Познавательное развитие» (руководитель группы);
2. АНАЛИЗ проверки по теме «Создание условий в группе по формированию элементарных математических представлений с учетом ФГОС ДО» - старший воспитатель;
3. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ педсовета, сообщения педагогов :
• «Актуальность математического развития в ДОУ» (Слайд 3)
Согласно ФГОС ДО к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познавательное развитие» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие: (Слайд 4).
• «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»
• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»
• «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».
Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы, не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.
Согласно ФГОС ДО вся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство, кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.
Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.
(Слайд 5)
• «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений» - сообщение воспитателя;
• «Формирование основ финансовой грамотности на занятиях по ФЭМП» - сообщение воспитателя;
(Слайд 6)
4. ДЕЛОВАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «МАТЕМАТИЕКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
«Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель.
И наша первая тема: "Совершенствование мастерства педагогов в ООД по формированию элементарных математических представлений"
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 7)
- множество;
- число;
- счётная и вычислительная деятельность;
- величина;
- геометрические фигуры;
- время;
- пространство.
Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования».
Множества (Слайд 8) рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.
Число (Слайд 9) – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение.
Цифры — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т. н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более)значные числа.
Счётная деятельность (Слайд 10) - рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.
Вычислительная деятельность (Слайд 11) – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.
Величина (Слайд 12) – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д.
Величина обладает 3 свойствами:
1) сравнимость, осуществляемая:
- наложением,
- приложением,
- измерением с помощью условной мерки,
- сравнением на глаз.
2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.
3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.
Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.
Геометрическая фигура (Слайд 13) – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.
Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус., которые ещё называют геометрическими телами.
Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.
Что же такое геометрическая ФОРМА? Форма – это очертание, наружный вид предмета. Форма (лат. forma - форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Время (Слайд 14) – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. Время имеет свойства:
- текучесть (время не остановить)
- необратимость и неповторимость
- длительность.
Пространство (Слайд 15) - это такое качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния.
Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.
- Итак (Слайд 16, первое колечко в нашей пирамидке: КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ООД и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
ООД рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО.
К занятиям необходимо тщательно готовиться (Слайд 17) :
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (высказывания педагогов).
Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 18)
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять);
2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов,
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом (Слайд 19, второе колечко модели успешного занятия – ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ К ЗАНЯТИЮ.
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в ООД по ФЭМП? (ответы воспитателей). Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения… (Слайд 20)
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи:
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем возрасте – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу);
- указания воспитателя (в основном с детьми);
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Таким образом (Слайд 21, третье колечко Пирамидки успешного занятия – ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ.
Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.
Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. (Слайд 22)
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)
Итак, (Слайд 23, четвёртое колечко нашей модели – ПРАВИЛЬНЫЙ ППОДБОР ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой? Проведем небольшую разминку (Слайд 24) - “Просклоняй числительное” (548 и 387). Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Математический словарь можно взять в “Программе”, а также в книге Метлиной Л. С. “Математика в детском саду”. (Слайд 25)
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.
Многократное упражнение детей.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают. Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме. Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Итак (Слайд 26, пятое колечко – ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
(Слайд 27) На экране вы видите, как выглядит МОДЕЛЬ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП. И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
А теперь следующая тема нашего педсовета – викторина «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!». (Слайд 28)
Предлагаю вам поделиться на команды (используя мешочек с фишками желтого и красного цвета) и занять соответствующие места за столами.
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
Без математики нельзя
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
I-й ГЕЙМ - «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» (Слайд 29) (на столе 2 конверта с теоретическими вопросами и с педагогическими задачами – команды поочерёдно отвечают).
II-й ГЕЙМ - «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ» (Слайд 30) :
1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)
2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)
3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)
4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)
5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)
6. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано поскольку мёда получит каждый ребёнок).
7. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).
8. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть?
9. В 12 часов ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?
10. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет).
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА - «ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу «математических неожиданностей».
Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.
1858 – Мёбиус - ученик знаменитого Гаусса послал в Парижскую академию наук работу о листе Мёбиуса, не дождавшись ответа, через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты. Другой ученик Гаусса - И. Листинг в 1862 также изобрёл лист. Задания для педагогов :
1. Нужно склеить из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернуть один конец на 180 градусов.
2. У листа Мебиуса одну сторону начните постепенно окрашивать в какой – нибудь цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.
3. Попробуйте разрезать лист Мёбиуса по его средней линии. Нормальное кольцо распадётся. А лист Мёбиуса превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.
В технике используется ремень передачи в виде листа Мёбиуса - изнашивается вдвое медленнее.
III-й ГЕЙМ - «ПОДУМАЙ ХОРОШЕНЬКО» (Слайд 31 (педагогам предлагается схематично набросать систему работы по одной из задач по формированию элементарных математических представлений - заполнить таблицу).
IV-й ГЕЙМ - «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» (Слайд 32) :
Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 43 252 003 274 489 865 000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток (кубик Рубика).
V-й ГЕЙМ - «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ» (Слайд 33, 34, 35) - (решение кроссвордов).
III-я часть – ИТОГОВАЯ:
5. ИТОГИ КОНКУРСА «Лучший Центр ФЭМП в ДОУ» - заведующий МБДОУ д/с;
6. «АУКЦИОН НАХОДОК» (Слайд 36) - представление материала по ФЭМП (игры, методические разработки, оборудование и т. д.);
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ педсовета, обмен мнениями о педсовете (Слайд 37);
8. ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА (Слайд 38) :
Продолжать создавать в ДОУ условия для ФЭМП у детей в соответствии с ФГОС ДО. Дооборудовать Центры ФЭМП – оформить Перечни материала для Центра ФЭМП, дополнить Центр дидактическими играми математического характера по всем разделам ФЭМП, обновить Паспорт группы.
Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – май, 2021г.
Систематически планировать и проводить мероприятия по ФЭМП во всех возрастных группах в соответствии с программными требованиями.
Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – постоянно.
Информировать родителей о значимости ФЭМП ребенка. Оформить информационный материал по ФЭМП у дошкольников (папки-ширмы, буклеты и т. д.).
Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – март, 2021г.
Организовать и провести в каждой возрастной группе совместный с родителями и детьми Математический досуг и оформить по результатам проведения электронную презентацию или фотоочерк.
Ответственные – воспитатели всех возрастных групп. Срок – апрель, 2021г.
Завершая наш педсовет, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д.
И сегодня на педсовете мне понравилось, что наши педагоги были активными, старательными, внимательными. СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ! (Слайд 39).