Елена Белокобыленко
Сценарий открытого занятия по Кубановедению
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район
Конспект занятия по Кубановедению
«Традиции и быт Кубанского народа»
Подготовила воспитатель:
Белокобыленко Е. М.
Программные задачи:
- знакомить детей с жизнью, бытом, культурой Кубанского казачества;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- воспитывать любовь к малой Родине.
Словарная работа: глечик, макитра, рубель.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Открытые занятия. Конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея детского сада, беседы с детьми.
Ход занятия.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?
Дети: Родственники, предки, родичи.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами оправимся в прошлое и узнаем, как жили наши предки и чем занимались. А с начала скажите:
- Как называется наша малая Родина? (Краснодарский край).
- А как называется край, в котором мы с вами живем? (Краснодарский).
- А кто скажет, как еще называют наш край? (Кубань.)
- Знаете ли вы, ребята, как раньше называли население на Кубани? (Казаки и казачки).
А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жилье:
А как в давние времена называли жилища на Кубани? (мазанки, хаты)
Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.
И сегодня я предлагаю нам попасть в хату наших дальних-дальних родственников – предков. Давайте наденем на голову шапку – кубанку, повернемся вокруг себя, скажем : «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем ногой.
Смотрите, дети! Вот мы с вами стали кем (Казаками и казачками) и попали в старинную казачью хату. (Слайд хаты)
Из какого материала строили хаты? (Хаты строили из камыша, глины, соломы).
Чем покрывали крышу? (Крышу покрывали соломой или камышом.)
Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Так и стали казаки жить на Кубани.
(Слайд) хата была разделена на 2 половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.
Давайте вместе повторим новое слово.
В той половине, где жили и готовили еду, стояла русская печь (Слайд)
Как вы думаете, зачем в хате нужна была печь (Чтобы было тепло зимой и на ней спали). Правильно.
В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил и ложился спать на печь. (Слайд казак спит на печи)
Физминутка.
И так, мы немного отдохнули, и снова приступаем к занятию. А скажите пожалуйста ребята, для чего еще служила печь (для приготовления пищи). Казачка готовила вкусную еду для своего мужа. А в чем готовила еду (в чугуне, в нем варили кашу, картошку, борщ). Обратите внимание, в нашем музее представлен этот предмет. Попробуйте, какой он тяжелый. Хозяйка, что бы поставить чугунок в горячую печь, использовала – ухват. Ухват- это палка, с надетой на нее металлической рогаткой. (Слайд казачка ставит ухватом чугунок в русскую печь)
Чтобы испечь пироги или хлеб нужно было замесить тесто. Посуда в которой замешивали тесто называется – макитра, это горшочек из глины. Давайте повторим. Предлагаю вас сделать пальчиковую гимнастку.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
Продолжим. Готовое тесто ставили в печь с помощью деревянной лопаты - садник. Повторите.
(Слайд казачка ставит тесто в печь садником)
У казачки по хозяйству было много дел. Она ходила к колодцу принести воды на коромысле, что бы постирать грязное белье. (Слайд казачка несет воду на коромысле.)
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Повторите. Видите какой он ребристый. На каталку наматывается мятое белье и с силой несколько раз проводится.
Зимними вечерами казачки занимались рукоделием: пряли пряжу, делали игрушки, вышивали.
(Слайд)
Посмотрите внутри хату украшали ткаными половичками, покрывалами, вышивками. А вы знаете как на Кубани называли вышитое полотенце? (рушник)
Самый красивый рушник вешали в красный угол, туда, где висела икона. (Слайд).
В старину люди после трудового дня собирались вечерами на сходницу. Не зря есть такая пословица: “Собирай всю родницу на веселую сходницу”. А вот и еще пословица - Кончил дело – … (хором) гуляй смело! Делу время – … (хором) потехе час, на веселые за столом посиделки, давайте накроем стол. Что нам для этого понадобится? Чем застилают стол (скатертью).
Скатерть в старину называли настольник. Давайте повторим.
Пели любимые песни, рукодельничали. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)
ПЕСНЯ
Играли в веселые игры, давайте поиграем в старинную игру «СБЕЙ КУБАНКУ»
Закрепление:
Дидактическая игра: «В хате или в доме?»
(На мольберт вывешиваются картинки хаты и современного дома). Вам нужно прикрепит изображение предметов в зависимости от того, где
они должны находиться в современном доме или в хате.
( Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, чайник, самовар, кастрюля, чугунок, рубель, утюг, современная скатерть и настольник, кухонный комбайн, макитра).