людмила гузенко
Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Гузенко Л. дмила
Сценарий образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (аппликация) в средней группе на тему:"Русская матрешка"
Цель: Познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой. На примере истории создания матрёшки познакомить с традиционными народными промыслами России. Закреплять умения и навыки при работе с цветной бумагой. Развивать аккуратность, координацию, мелкую моторику рук, художественные способности. Прививать любовь к труду и творчеству.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи образовательные :
1. Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи с помощью цветной бумаги.
3. Формировать чувство цвета, ритма.
5. Обогащать словарь детей прилагательными (весёлая, нарядная, красивая).
Развивающие :
1. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательность.
2. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного
решения поставленных задач.
Воспитательная:
1. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству.
2. Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели, преодолении трудностей.
Участники: дети
Материал и оборудование:
1. Коллекция матрёшек
2. Иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи)
3. Контуры кукол матрёшек
4. Клей, тряпочки для примакивания
5. Цветная бумага
Подготовительная работа:
1. рассматривание различных иллюстраций матрешек, рисование матрешки, рассматривание игрушки, дети заранее вырезают рисунки цветов, листиков,
Ход:
Звучит русская народная песня, под музыку воспитатель выносит плетёную корзинку, накрытую красивой расписной русской косынкой.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли необычные гости. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это?
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
Дети: матрешка.
Воспитатель:.
Четыре куклы деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
В сундучке моем живут
Всех матрешками зовут
Кукла первая толста
А внутри она пуста
Разнимается она на две половинки
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вот поставлены все вряд
Сестры-куколки стоят.
(Все матрешки выставлены на столе). Рассказ детям из истории происхождения матрешки
Воспитатель: Хотите узнать историю происхождения матрешки?
Дети: да.
Воспитатель:Давным-давно это было. Из далекой страны Японии привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились и в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски : в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками. Много лет с тех пор прошло, а матрёшка не надоела людям. Своей красотой она покорила весь мир. Её охотно дарят своим друзьям на добрую память.
Посмотрите, ребята, какие они все разные, но и как похожи друг на друга!
В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!
А еще они очень обрадовались, что пришли к нам в гости в детский сад.
Вот только одна матрешка (показывает на доску) невеселая. (У игрушки грустное выражение лица) Как вы думаете, почему она такая печальная? (ответы детей) Правильно грустит она от того, что её сарафан нарядный, яркий, красочный, а у ее подружек – матрешек простые сарафаны. А ей так хочется, чтобы все были нарядные, красивые, веселые. Мы поможем матрешкам и украсим их сарофаны. Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек : (демонстрация иллюстраций с разными видами росписи матрешек)
1. Семеновский (г. Семеново)
2. Вятский (г. Вятка) (рис. 2)
3. Мериновский (с. Мериново)
4. Загорский (Сергиев – Посад - г. Загорск)
5. Полоховский (с. Полоховский Майдан)
Изготовление аппликации.
- Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?
(ответы детей)
- А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку?
(ответы детей)
Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему?
(ответы детей)
- Работать мы будем в технике “аппликация”.
Воспитатель: Приглашаю в мастерскую, где мы будем мастерами – и нам предстоит наших матрёшек украсить.
Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Инструменты Вы возьмите
Выставка работ.
Воспитатель: Посмотрите, какие наши матрешки стали красивые. А как вы можете сказать о своих матрешках. Какие они?
Ответы детей – добрая, игривая, ласковая, народная, праздничная, веселая и т. д.
Дети демонстрируют своих матрёшек, предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы. Организация публичной выставки работ
Воспитатель: Вот и закончилась наша работа. Молодцы, Мастера! Матрешки получились яркие, красочные и все разные. А теперь попрощаемся с нашими матрешками.
(Прощание с матрешками).
Воспитатель:
Матрёшки чаще приходите
С нами дружбу заводите!
Пояснительная записка по образовательной деятельности
Сценарий образовательной деятельности по формированию художественно -эстетического развитие (аппликация) "Русская матрешка" был разработан в соответствии с ФГОС ДОУ.
Образовательная деятельность была проведена в средней группе общеразвивающей направленности, в группе 26 детей. Уровень развития детей соответствует возрасту.
В основной общеразвивающей деятельности используется программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательная деятельность разработана с целью способствовать формированию у детей эстетических чувств, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности. Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворять потребность детей в самовыражении. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос, составлять из полосок изображения разных предметов
На образовательной деятельности по теме «"Русская матрешка"» реализуются задачи: Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи с помощью цветной бумаги.
Формировать чувство цвета, ритма.
Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству. Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Поощрять проявление активности в творчества. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; фольклора. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей : изобразительной, конструктивно-модельной. Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям.
Используются следующие методы и приемы: наглядные: рассматривание иллюстраций; словесные: беседа-диалог, разучивание поговорки; дидактические игры; двигательные: физкультурная минутка,
Обеспечивая проведения образовательной деятельности по теме «Русская матрешка» были подготовлены следующие материалы: Коллекция матрёшек. Иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи). Контуры кукол матрёшек. Клей, тряпочки для примакивания. Цветная бумага.
Образовательная деятельность состояла из следующих этапов: введение ; история возникновения матрешки; украшение матрешек; итог.
На образовательной деятельности использовались формы организации детской деятельности : совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, а также виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкальная.
Используемый метод сотрудничества включил каждого ребенка в деятельность для достижения цели. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике.
В ходе образовательной деятельности достигнуты образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Дети были активны, заинтересованы, на протяжении всей организованной деятельности.