Марина Владимировна Басова
Сценарий образовательной деятельности «Наша светлая Светлица — рукодельница»
▼ Скачать + Заказать документы
КУЛЬТУРА И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сценарий образовательной деятельности
«Наша светлая Светлица - рукодельница»
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления детей о народном творчестве.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности „Наша светлая Светлица — рукодельница“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• Формировать у детей эстетический вкус.
• знакомить детей с творчеством создания тряпичной куклы
Развивающие:
• Развивать воображение, мышление
• Развивать словарь детей
• Развивать познавательный интерес
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к народному творчеству
• Способствовать становлению у детей интереса к познанию народной культуры.
Планируемый результат: у детей сформированы первичные представления о народном творчестве; дети проявляют речевую активность, с готовностью вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.
Предварительная работа: создание мини – музея русской избы, включая выставку тряпичных кукол; разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»; рассматривание русского национального костюма; знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал): тряпочки для изготовления кукол
музыкально-литературные: русская народная мелодия,
раздаточные материалы: лоскутки ткани прямоугольной и треугольной формы, тесьма для изготовления куклы пеленашки.
Технологическая карта образовательной деятельности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в гости в нашей Хозяйке, в ее Светлицу. Хотите? Тогда садимся на лошадок и поехали! (дети скачут по кругу под русскую народную мелодию, проговаривая потешку: «Еду, еду, к бабе, к деду…»)
Воспитатель: Ну, вот и приехали, нас и Хозяйка встречает (из избы выходит Хозяйка светлицы).
Хозяйка: Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте внучки и внученьки! Наконец – то вы приехали, заждалась я вас!
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
Воспитатель: Хозяюшка дорогая, мы с ребятами хотели бы больше узнать о народном творчестве, о народных куклах. Нам это очень интересно, мы хотим своими руками сделать куклу, но как не знаем, ты нас научишь?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
Хозяйка: Хорошо мои гости дорогие, расскажу, научу и покажу, проходите в мой музей волшебных кукол (дети проходят в Светлицу, садятся на лавки (стульчики).
- Для начала я попрошу вас самих найти отгадку на свой вопрос. Что означает слово «творчество»? Правильно, творчество – это когда что- то творят, придумывают. Можно придумать сказку, песенку, придумать красивый узор и нарисовать его, придумать игрушку и сделать её. Так почему же творчество называется «народным»? Умницы, потому что творят все эти вещи люди какой – либо народности, русские или украинцы.
А еще есть устное народное творчество – передаваемое из уст в уста. Придумал кто-то сказку, пересказал её. Так и пошла гулять сказка из уст в уста. Посмотрите ребята, в моей избе многое придумано и сотворено русским народом (предлагает рассмотреть предметы народного творчества)
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
- А теперь я бы хотела остановиться на творчестве создания народных кукол.
Кукла «Зайчик на пальчик»
- это кукла предназначена для игры маленьким детям. Когда дети рождались, эту куклу вешали им над кроваткой, чтобы им не было скучно, деткам было очень интересно. Давайте посмотрим, что есть у этой куклы?
Кукла «кубышка – травница»
- это кукла обереговая. Если в доме кто-то заболел – ее ставят рядом с кроватью больного. Так же, если у человека что-то болит (живот, голова и т. п.) оберег можно прикладывать к больным местам – и боль вскоре утихнет. В котомочках (показывает) содержится травка, она полезная, именно она лечит от всех болезней больных деток и взрослых. Давайте рассмотрим внешний вид куклы, что у нее есть?
Кукла «Колокольчик».
Кукла Колокольчик приносит хорошие новости. Верили: если дома есть такой оберег, в семье будут всегда царить радость и веселье. Когда дарили такую куколку, желали счастья, хорошего настроения и только добрых вестей. Кукла «Колокольчик» она является символом весёлого и звонкого колокольчика ямщика. Благодаря мелодичному звучанию привлекаются радость и счастье. Давайте рассмотрим внешний вид куклы, ее одежду, что у нее есть? Опишите ее.
Кукла «Пеленашка»
Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?
Воспитатель: Ну, что ребята, познакомились с народными куклами? Какая вам кукла понравилась больше всего? Почему?
Воспитатель: Сейчас давайте немного отдохнем. Хозяйка предлагает нам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота» (включается русская народная музыка).
Хозяйка: ребята, посмотрите, что еще есть у меня. (воспитатель подводит детей к сундуку). Этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: Сундучок, сундучок, открывай - ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (дети произносят волшебные слова).
Воспитатель открывает сундук и говорит, доставая сарафан:
— Что же это лежало в сундуке?
— Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки). — Я хочу надеть этот сарафан. Можно мне его примерить? Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:
— Что это за вещь необыкновенной красоты?— Как его носили? (на голове, на плечах). Воспитатель надевает на себя атрибуты народного костюма
Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы. На завалинке, в светёлке иль на бревнышках собирались посиделки пожилых и молодых. При лучине все сидели иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели да водили…
- Давайте и мы поведём хоровод. Русская народная игра «Хоровод» Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла» (звучит музыка)
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Воспитатель: ребята, вечером дети и родители не только водили хоровод, но еще и рукодельничали. Хозяйка научит вас изготавливать куклу «Пеленашку»
Хозяйка: подходите вот сюда, к этому столу, и я научу вас делать куклу Пеленашку Объяснение предстоящей работы: Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем - получается головка. А теперь перевязываем Пеленашке талию.
- Покажите, где у вас талия? Что у нас получилось? Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу. А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (скрутить лоскут ткани) Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию) Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать) Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег. Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку»:
1. Вдоль по бережку лебёдушка плывёт (пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем)
2. Выше бережка головушку несёт, (сжимаем пальцы в щепоть)
3. Белым крылышком помахивает, (повороты кистей рук из стороны в Сторону — слева направо обратно)
4. На цветы водичку стряхивает. (поочередное шевеление пальцами)
5. Стряхнула лебедушка водичку. (несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки)
- Вот и кончилась игра
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов: — Как зовут твою куклу? — Как ты её делал? - Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка? — Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?
Воспитатель: Ребята, молодцы! Где мы с вами побывали? Давайте скажем «спасибо» Хозяюшке. Она рассказала нам многое и научили делать своими руками куклу «Пеленашку».
— Что вы узнали здесь нового, интересного?
— Чему вы научились? (Ответы детей)
Дети благодарят Хозяйку.
Рефлексия — А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.