Билоус Светлана Николаевна
Сценарий НОД «В гостях у героев былин и сказок» в старшей группе
Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка.
Задачи:
Образовательные: формировать гуманные чувства доброты, отзывчивости («Жизнь дана на добрые дела»). Показать связь музыки, художественного слова и изобразительного искусства в передаче героического прошлого. Замечать выразительные средства в картине художника В. М. Васнецова «Богатыри».
Развивающие: развивать у детей художественно – эстетический вкус, творческое воображение, стремление искать свои способы выполнения творческого задания.
Публикация «Сценарий НОД „В гостях у героев былин и сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, благодарность за драгоценный и неповторимый жизненный дар легендарных героев, казачества.
Игровой мотив: обыгрывание героев сказок, создание в изостудии продуктов различных видов деятельности – лепки, декоративного рисования.
Материал: изобразительные средства на выбор по лепке, рисованию: пластический материал, альбомные листы, карандаши, краски, мелки.
Художественный ряд: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Танцы: «Парный казачий танец», «Танец с платочками».
Предварительная работа: пение казачьих песен о героической удали. Разучивание казачьих заповедей. Общение с творчеством художника В. М. Васнецова. Театрализованная игра «Путешествие за тридевять земель». Чтение легенд и сказок о доблестных героях, беседы о Донской земле.
Содержание:
Звучит музыка. Её звучание становится всё тише.
Воспитатель. Музыка уносит нас в старину, в героические времена прошлого. О доблестных подвигах богатырских складывались сказки, легенды, исполнялись песни, писались картины. Давайте рассмотрим одну из них – картину В. М. Васнецова «Богатыри».
- Посмотрите, какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, хоть и просидел он на печи тридцать три года, но заслуги его велики. В чём заслуги Ильи Муромца?
Ребё нок: Он освободил землю русскую от Соловья – Разбойника, сделал все дороги проезжими.
Воспитатель: Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? Почему?
Ребё нок: У Добрыни Никитича.
Воспитатель: Смотрите, он врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою, а подсказал ему его конь. Он учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку, вот – вот полетит стрелой. Вспомните, в чём заслуги Добрыни Никитича?
Ребё нок: Он освободил Забаву – Путятишну, которую унёс Змей – Горыныч, с помощью плётки укротил его, отрубил все головы.
Воспитатель: Ну, а кто из богатырей самый младший? Кто «не столько силой силён, сколько напуском смел», кто возьмёт врага смекалкой и хитростью.
Ребё нок: Алёша Попович.
Воспитатель: Он мастер воевать и сказки рассказывать. Расскажите о его заслугах.
Ребё нок: Он со злым Змеем – Горынычем расправился, не позволил ему с нашей земли красных девиц в полон уводить. К тому же, Алёша Попович большой книголюб. Он на Руси многих людей грамоте обучил.
Воспитатель: Конечно, он мастер и воевать, и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и гусли – самогуды.
- Ребята, как вы думаете, почему художник изобразил богатырей втроём?
Ребё нок: Потому, что они добрые, спешат на выручку, наделены великой силой.
Воспитатель: Верно, сила их в доброте, желании помочь слабым, защитить беззащитных. Недаром у них лица светятся добротой, а дела славятся доблестью и мужеством.
- Так, что же такое доблесть, мужество?
Ребё нок: Это – доброта, взаимопонимание, сочувствие, сопереживание.
Воспитатель: Богатыри – символ России, а наша Донская земля – часть Родины. Моя, твоя, наша с вами земля.
- Что за люди жили на крутом берегу Дона или в низине, у соснового бора? Почему называли этих людей, живущих на берегах Дона, казаками?
Ребё нок: Они «стекались» со всех сторон на Дон, искали здесь счастья, надеялись на более лёгкую жизнь.
Воспитатель: Кто объяснит, что означает слово «казак».
Ребё нок: Вольный человек.
Воспитатель: каково было основное занятие казаков?
Ребё нок: Бить врагов земли русской, защищать свою Родину.
Воспитатель: Можно ли казаков назвать богатырями?
Ребё нок: Да, можно, так как они защищали Родину.
Воспитатель: Сила и мощь не может быть без доброты. Об этом и в легендах и в сказках сказывается. Сейчас мы побываем в гостях у сказки «Доброе сердце дороже красоты».
Инсценировка сказки П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».
Оборудование: костюмы, коромысло, вёдра, подсолнух, утирка, посох и т. д.
Девочки поют один куплет старинной казачьей песни «Солнышко красное». Дети друг за другом начинают пересказ сказки, представляя её образы и их действия по тексту (подметают пол, поливают цветы, под песню «Пошла млада за водой» несут воду на коромысле). Далее развивается сюжет сказки, появляется Улита – дочь новой жены казака. Она прохаживается, любуясь своей красотой.
Дети: Да одно горе – сердце у неё было лютое. Увидит, что старушка полное ведро воды несёт, она насмехается. Старик седой еле ковыляет, на палочку опирается, она палку из рук вырвет и в кусты забросит.
Дети показывают, как старушка, согнувшись, ведро несёт, как старый человек идёт, опираясь на посох.
Воспитатель: В ту пору казаки вели войну с врагами. У каждого казака свой конь был. А уж конь для казака…
Дети проговаривают пословицы о коне и исполняют танец «Полно вам, снежочки».
Далее разыгрывается встреча молодого казака с Улитой и Груней. Улита отрицательно отнеслась к казаку, а Груня подала ему воды, помогла умыться и проводила казака в путь – дорогу.
Дети исполняют песню – танец «Ой при лужку при лужку».
Появляется вновь ребёнок, исполняющий роль молодого казака, пересказывает содержание сказки о том, как два года назад он встретил девицу.
Казак: Повстречался мне тогда старец древний и молвил.
Выходит ребёнок с посохом, изображая старца.
Старец : Едешь, ты, казак, Тихий Дон от врагов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе от сердца девичьего, от заботы его. Быть тебе мужем ей, а найдёшь ты девицу ту, по отметине на руке, которую ты оставил, когда руку ей жал на прощанье.
Казак: Вот с тех пор ищу свою суженую, и нет мне в сердце покоя. Найду её, в ноги поклонюсь, за то, что силу мне дала молодецкую, и будет она мне верной женой.
Девочка, изображающая Улиту, действиями показывает всё, о чём говорил рассказчик.
Улита говорит молодцу: Я твоя суженая, вот и отметина на руке (показывает завязанную руку).
Воспитатель: Обрадовался казак, пригласил всех на праздничный пир.
Казак: Приходите, люди добрые, со мной радость разделить.
Воспитатель: Собрался на пир весь народ: люди служивые, молодицы – красавицы, дети малые.
Дети исполняют танцы: "Парный казачий танец", "Танец с платочками".
Появляется старец.
Старец : Шёл я через леса и горы, луга и пашни и вовремя пришёл. Не началась ещё свадьба, не свершилось дело злое. (Берёт за руку Груню, выводит в круг). Вот, казак, твоя суженая, вот и отметина на руке. Лучше невесты не сыщешь. Доброе сердце – дороже красоты.
Казак: Ну, что ж, будешь мне женой верной, а я тебя никогда не обижу.
Старец (обращается к Улите) : Нельзя с таким лютым сердцем с людьми жить. За то, что смеялась ты над Груниным горем, быть тебе улиткой – горбаткой и не знать тебе в веки веков ласки человеческой и жить тебе на дне Тихого Дона. А тебе, Грунюшка, за сердце твоё доброе, быть красавицей, да такой, что не в сказке сказать, ни пером описать (прикасается к Груне посохом и она превращается в красавицу в нарядном сарафане).
Воспитатель: И стали с той поры молодые жить поживать, да старых и малых уважать. А улитка – горбатка так и ползает по дну Тихого Дона, да в озёрах синих, реках прозрачных. Сказка ложь, да в ней намёк, вам, детушки, урок.
Воспитатель: Да, ребята, Дон наш славится не только доблестью и мужеством своего народа, здесь не только живут добрые и отзывчивые люди, но он славится ещё и искусством ремесла. Давайте оставим памятный подарок героям на счастье. Покажите свои умения и мастерство в любимом деле (дети создают поделки или рисуют для героев сказки, дарят им свои работы).
Проектная деятельность в подготовительной группе «Скоро в школу»
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Рябинка», их родители.
Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности (январь – май).
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Тема проекта: «Скоро в школу»
Проблема:
1. Смена режима дня и питания
2. Смена воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду)
3. Непривычно высокий уровень шума на перемене
4. Увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом
5. Смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту)
6. Необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании
7. Необходимость организовать свое рабочее место за партой
8. Требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции
9. Необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками
10. Возможный неуспех в деятельности.
11. Увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Цель: повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольноговозраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Исходя из этого, были сформированы следующие задачи:
1. формирование у детей правильного представления о школе;
2. способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»
4. развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;
5. тренировка положительной школьной учебной мотивации;
6. предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
Предполагаемый результат:
сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
накопление большого багажа знаний о школе;
снижение тревожности и у детей;
изменение мотивации детей к школьному обучению;
повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта может быть отражена именно в краткосрочном проекте «Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Выполнение проекта (планирование) :
В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:
1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.
2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
3. Самостоятельной деятельности детей.
4 Интерактивной работы с родителями.
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми
• Ознакомление с окружающим
«Экскурсия в общеобразовательную школу» (видеопрезентация)
«Что такое школа?»
«Школьные профессии» (видеопрезентация)
• Развитие речи
«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ,
«Басни учат!»
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
• Лепка
«Лепим буквы»
«Мы школьники!»
• Рисование
«Я в школе!»
«Кем я хочу быть!»
«Мой будущий портфель»
• Социальный мир
«Кто такие первоклассники?»
«Скоро в школу!»
Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)
• Математика
«Работа в тетради в клеточку», «Математическая тетрадь»
Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,
замысловатые вопросы)
2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми
• Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»
• Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,
«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого
и настоящего»
• Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
• Ручной труд
«Закладки для книг»
«Книжки – малышки»
• Чтение художественной литературы
• Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти
• ММР «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам», «Штриховка»
• Развлечения
«Встреча с ученицей школы»
«Просмотр мультфильмов на школьную тему»
«Мультимедийные презентации о школе»
Час загадок и ребусов о школе
• Встречи с интересными людьми. (посещение медицинского кабинета, прачки)
• Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка»,
«Я спортсмен!», «Звучит сигнал!», «Найди!»
3. Интерактивная работа с родителями
• Наглядная информация
Папка «Родителям будущих первоклассников!»
Папка «А вы готовы к школе?»
Папка «Развивающие игры по развитию речи»
Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»
Стенд «Модель выпускника!»
Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
• Родительское собрание «Готовность к школе