Татьяна Сагацкая
Сценарий музыкальной пьесы-сказки «Халима» по мотивам башкирской народной сказки «Почему гуси стали пестрыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Халима по мотивам башкирской народной сказки Почему гуси стали пестрыми
Сценарий музыкальной пьесы-сказки «Халима» муз. Ф. Гершовой по мотивам башкирской народной сказки «Почему гуси стали пестрыми»
Цель:
Инсценировать башкирскую музыкальную пьесу-сказку «Халима» или «Почему гуси стали пестрыми» на новый лад.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства.
- Научить детей передавать в театрализованной деятельности характеры героев произведения.
- Познакомить детей с башкирской народной сказкой.
Развивающие задачи:
Публикация «Сценарий музыкальной пьесы-сказки „Халима“ по мотивам башкирской народной сказки „Почему гуси стали пестрыми“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Гусь, гусенок. Все о гусях для детей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Песни-переделки. Тексты переделанных песен
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Развитие мышления и воображения.
-Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствования грамматического строя, развитие связной речи).
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие артистических способностей
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви к башкирскому народному творчеству, а также к башкирскому музыкальному инструменту – кураю.
- Воспитание интереса к театрализованной деятельности
- Воспитание любви к театрализованным играм.
- Воспитание чувства коллективизма, сплочение детского коллектива.
Предполагаемый результат:
- Дети научатся передавать в театрализованной деятельности характеры героев произведения.
- Получат представления о театре, о его разновидностях;
- Познакомятся с многообразием музыкальных инструментов, в том числе и с кураем;
- Повысится интерес детей к башкирскому народному творчеству.
- Научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов.
- Разовьют умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности.
Действующие лица:
Рассказчица
Халима, она же гусенок
сяй
Атай
Айдар, брат Халимы
Подружки Халимы
Кутуй – злой человек
Волшебные камни Кутуя
Злые гуси
Добрые гуси
Пролог.
Рассказчица: В далекие времена жила-была в деревне девочка Халима. Она была доброй и работящей девочкой, которую все очень любили.
Появляется Халима (поет):
1. Полы помою дома,
Воду я принесу,
Кур, уток, накормлю я
Корову подаю.
Припев:
Очень, очень я люблю трудиться
И люблю я дома маме помогать.
На лужайке на зеленой
Я люблю с подружками играть.
2. Корову отправлю в стадо
Маме обед сварю,
Все, что мне делать надо,
В песенке я пою.
(довольная оглядывает комнату).
Всю работу выполнила по дому. Можно и погулять. сяй, можно мы с Айдаром побежим к подружкам на лужок.
сяй: Хорошо, Халима, идите, только будьте осторожнее.
Халима: Айдар возьми Курай, пойдем на лужок с ребятами поиграем.
Айдар: Пойдем.
(Отбегает от юрты и зовет) Подружки, подружки!
(выбегают подружки)
Подружки: Халима, Халима пришла.
Подружка 1: Давайте поиграем.
Все: Давайте.
Игра «Курай»
Атай: Айдар, улым, вернись домой, помоги мне.
Айдар: Хаубылыгыз, кызлар.
Подружки: хаубылыгыз,
Подружка 1: Подружки, а пойдемте в лес, за ягодами.
Все: Пойдемте.
(Под музыку девочки начинают собирать ягоды, постепенно расходятся в разные
стороны и уходят. Халима, увлеченная сбором ягод, уходит через речку за дерево.)
Халима: Ау… (из-за дерева)
(Звучит тревожная музыка. Выбегают девочки, ищут Халиму, и бегут в
деревню.)
Подружки: Ау, ау, Халима….
Подружка 2: Ау, Халима, ты где, отзовись…
Подружка 3: Нет нигде Халимы
Подружка 4: Побежали домой.
(Подбегают к юрте,.)
Подружки: (наперебой кричат): Халима, Халима пропала!
сяй: Как пропала? Атай!
Атай: Что случилось?
Все: (наперебой кричат): Халима, Халима пропала
Атай: Айдар улым, седлай коней, собирайся в дорогу.
Подружки (бегут за кулисы и кричат): Халима, Халима пропала….
(Атай, Айдар скачут на поиски Халимы. сяй машет им в след.)
Вторая картина.
(Наступила ночь. Музыка меняется, гаснет свет.
На сцене появляется Кутуй, который выкатывает пещеру-клетку.)
Песня Кутуя
1. Я - Кутуй, Кутуй – злодей.
Мой хозяин – Бармалей.
Бармалей детей берет,
Много денег мне дает.
2. Каждый день в один присест
Бармалей ребенка ест.
Я – Кутуй, Кутуй – злодей,
Для всех маленьких детей.
Кутуй.
Волшебные камни
Силы тьмы
Придите мне на помощь
Танец Камней и Кутуя. (под музыку появляются камни и танцуют с Кутуем)
(В конце танца камни замирают.)
Халима: Подружки, ау….
(Кутуй тихо подкрадывается к Халиме, хватает ее за руку и быстро убегает,
уводя за собой упирающуюся Халиму в клетку.)
Халима (пытаясь вырваться): Помогите! Спасите!
Кутуй (кричит): Волшебные камни! (камни отмирают). Стерегите эту девчонку, чтобы она не убежала! (Волшебные камни окружают Халиму, начинают петь и танцевать.) А я пойду к Бармалею! (Кутуй уходит)
(Халима понимает куда она попала, начинает горько плакать, но
слезы не трогают Кутуя.)
Волшебные камни (поют) №5:
1. Мы детишек сторожим.
Мы во все глаза глядим.
Мы Кутую служим,
Никогда не тужим.
2. Бросимся мы догонять,
Если вздумает бежать.
Беглеца поймаем,
В клетку вновь сажаем.
Халима (поет) №:6.
Где мой милый дом,
Мама где моя?
Страшный человек
Утащил меня.
Припев: Не увижу я
Милые края…
До свиданья, мамочка,
Милая моя.
(На запев второго куплета Халима говорит.)
Ах, если бы мне удалось превратиться в маленького гусенка, я смогла бы уйти из клетки и никогда не попала бы в руки злого Бармалея!
Припев: Не увижу я
Милые края…
До свиданья, мамочка,
Милая моя.
Рассказчица: Халима, обессилившая от слез склоняется на руки и вдруг превращается в маленького гусенка. Она в удивлении смотрит на свои руки, превратившиеся в крылышки, осматривает платье, превратившееся в перышки.
Халима: Я превратилась в маленького гусенка!
Рассказчица: Халима сначала робко, потом все смелее пробирается сквозь прутья клетки, быстро пробегает между камней и убегает. Волшебные камни оживают и видят, что Халима исчезла.
Волшебные камни: Девчонка, сбежала! В погоню!
(Берут клетку и увозят ее.)
Третья картина.
Рассказчица: На берег реки прилетают Злые гуси. Им навстречу радостно выбегает гусенок-Халима.
Злые гуси (наступая и шипя на Гусенка-Халиму говорят.).
Щиплите гусенка!
Щиплите гусенка!
Нам чужие не нужны,
Гнать, щипать мы их должны!
(Злые гуси щиплют Халиму, а она пытается увернуться и молит,
чтобы они приняли ее в свою стаю.)
Гусенок-Халима (поет) №9.
1. Не гоните меня,
Не щиплите меня!
Где мой дом, не знаю я.
Пожалейте вы меня.
2. Не гоните меня,
Не щиплите меня!
Если камни меня найдут,
Снова в клетку отведут.
(Но Злые гуси, шипя на Халиму, уходят.)
Халима (на фоне музыки) №10.
Гуси не приняли меня в свою стаю! Как же я буду жить одна? Я не знаю где мой дом, где моя мама, где мои подружки…. Стало совсем холодно…. Речка замерзнет, травка уснет до будущей весны… И придется мне одной погибать…
Таней лебедей.
Лебедь: Откуда взялся такой пестрый, такой красивый гусенок?
Гусенок-Халима (на фоне мелодии).
Я была девочкой, жила с мамой, водила хоровод с подружками, и похитил меня злой человек по имени Кутуй. Он приказал волшебным камням стеречь меня. Я превратилась в гусенка и ушла от камней. Злые гуси, которые паслись на берегу, не приняли меня в свою стаю и стали меня щипать и прогонять, и вот я и стала пестрой и осталась совсем одна. Речка замерзнет, травка уснет до будущей весны и придется мне одной погибать.
(Плачет.) (Гуси окружают ее, гладят по голове, успокаивая ее.)
Лебедь: Не плачь, милый гусенок.
Добрые гуси.
1. Мы летаем высоко,
Мы летаем далеко.
Халима ты не грусти,
Мы поможем тебе в пути.
(Гуси взлетают и берут Гусенка-Халиму в свою стаю.)
Четвертая картина.
Добрые гуси(на фоне музыки летят перед занавесом).
Рассказчица:
За морем далеко гуси зимовали,
А весной в дорогу собираться стали.
Мчались над горами, бурными морями,
Но с пути не сбились, только утомились.
В небе пролетали, весело кричали:
Мы летим с чужбины! Здравствуй, край родимый!
(Гуси опускаются на берег реки и засыпают.
Мимо них скачут после поисков Атай с Айдаром.)
сяй: Ну что, вы нашли Халиму?
Атай: Везде искали,
Айдар: Нигде ее нет.
(Все заходят в юрту, а сяй идет на берег реки. Она все еще ждет
свою дочку.)
сяй: (зовет) Халима! Доченька моя! Отзовись!
Где ж ты, дочка моя? Отзовись!
Халима ты моя, отыщись!
Мама ищет тебя день и ночь.
Ах, никто мне не может помочь….
Материнское сердце, сотвори волшебство, верни мою Халиму!
(гром, молния, свет выключается, сяй падает от страха на землю,
гусенок превращается в девочку. сяй и Халима с удивлением
осматриваются, гуси тоже удивленно переглядываются)
Халима (бежит к маме). сяй, я нашлась!
сяй: Доченька моя! (Они обнимаются). Как я рада, что ты нашлась. (плачет)
Халима: Не плачь, сяй. Мы снова вместе, а помогли мне в этом Добрые гуси.
сяй: Спасибо вам, Добрые гуси, что не бросили мою дочь в беде.
Добрые Гуси: (улетая) До свидания, Халима! Будь счастлива!
Халима и сяй: До свидания, добрые гуси. Счастливого вам пути!
сяй: Халима, пойдем скорее домой. Атай с Айдариком ждут. Да и подружки твои по тебе скучают. (они идут в сторону юрты, сяй кричит) Атай, Айдар… Халима нашлась.
Атай: Халима, доченька.
Айдар: Халима.
На сцену вбегают подружки.
Подружки: Халима! Халима нашлась!
Все (окружая Халиму поют) № 13.
Подружка1: Халима домой вновь вернулась,
Подружка 2: Халима нам всем улыбнулась,
Подружка 3: Халиму мы рады встречать.
Айдар: Будем песни петь и плясать!
сяй: А давайте танцевать!
Все: Давайте.
Башкирский танец.