Елена Галактионова
Сценарий музыкально-театрализованного представления «Зимние забавы донских казачат»
▼ Скачать + Заказать документы
высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с № 27
Галактионова Елена Васильевна
Цель: Создание условий для приобщения детей к истокам донской культуры посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:- формировать у детей представления об обрядовых праздниках на Дону;
Публикация «Сценарий музыкально-театрализованного представления „Зимние забавы донских казачат“» размещена в разделах
- Зимние забавы и игры
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2019
-закрепить знания детей о зиме, о зимних играх, забавах.
. развивать у детей двигательные качества; учить координировать свои движения.
- развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствие со словами песни
-воспитывать у детей ценностное отношение к народным традициям.
Ценности: праздники объединяют, снимают напряжение,
создают ощущение психологического комфорта.
Смысл: дети идентифицируют с культурными традициями казаков, проявляют коллективные сопереживания, становятся добрее, отзывчивее.
Социокультурный опыт: дети проявляют совместные эстетические переживания, приобретают певческие навыки, опыт действия, коллективную двигательную культуру, перенимают культурные традиции.
Дети входят в зал.
Здороваются с гостями. Присаживаются.
(на экране картина снежной зимы)
1-й ведущий и 1,2,-реб:
. Зима — трех месяцев владыка. Декабрь начинает стужу, холодную зиму. Все ниже ходит солнце, все короче дни. Все дорожки и пути замела метелица.
Свет гаснет. Кружится зеркальный шар. Звучит фонограмма завывания вьюги, метели.
***Выходит Метелица (к ней подходит ведущая и 3 участники танца «Валенки»)
Ведущий: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во владениях самой Зимы.
Вместе с детьми: Добрый вечер, Метелица!
Ведущая: Что ты тут делаешь?
Метелица : Пряжу пряду.
Ведущий. Зачем столько пряжи?
Метелица: Пусть потеплее природа оденется!
Лягте, мягкие снега, на леса и на луга.
Тропы застелите, ветви опушите
1реб: Подарила нам зима ледяные терема.
В теремах для нас постели взбили тетушки метели.
2Ребенок : Много ты заготовила пряжи.
Белые вещи без устали вяжешь.
Сонным деревьям пушистые шапки,
Елочкам варежки вяжешь на лапки.
Метелица:. Пряжа моя не простая, а волшебная.
Ведущий. Помоги нам, Зимушка, найти путь - дорожку в казачью станицу, а мы тебе песенку про зимушку споем и спляшем!
***Звучит «Ой, вы Морозы» казачья песня (дети выходят в центр зала инсценируют песню) после песни
1-ый казак: Здравствуйте, девчата! Чьи же вы будете?
1-ая казачка: Мы не мамкины, мы не тятькины,
А мы на улице росли
И нас курицы снесли!
2-ой казак: Ой, девчата, хороша милая та, хороша и эта!
2-ая казачка: А у нас в станице все красавицы девицы!
3-ий казак: А куда же вы девчата идете?
3-ья казачка: На горке кататься, да к т. Аксинье колядовать. А вы куда?
1-ый казак: Мы тоже ть, в снежки играть, да под окошечком колядовать!
1-ая казачка: А чем посыпать будете?
2-ый казак: Зерном, да пшеном!
2-ая казачка: Мы тожить зерном!
3 казачка: У нас на Дону - Зимушка славная пора,
Любит зиму детвора!
Санки, лыжи, снегопад – все поспело для ребят.
Метелица : Друзья, Вам, пора в валенки принарядиться,
И морозным ясным днем в пляске закружиться!
***Пляска «Валенки
Метелица. Ну что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет в станицу. Крутись скорей, мое колесо, чтоб прялась ниточка не короткая — длинная, не простая — серебряная.
***Танец «Серебрянные нити» (исп. девочки) (после танца дает клубочек)
Метелица: Возьмите волшебный клубочек, да поторопитесь.
Ведущий (берет клубок). Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.
***Дети исполняют «Белая дорожка»-2куплет (затем садятся на стульчики).
Ведущий: Ребята, а мороз, то все сильнее, сугробы все выше вот бы погреться у костра!.Да песню сыграть.
*** Песня «Шел со службы казак»- подгруппа ст. гр
Сцена 2 «Солдат» (в зале у окон декорация зимнего леса)
о***Выходит служивый под строевую казачью песнюСолдат: Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Ну, а здесь кто в моей помощи нуждается?
Ведущий. Разведи нам костер, служивый, а то в степи холодно. А наши казачата у твоего костра погреются, потанцуют.
***Дети исполняют танец «Огонь», в руках у них красные шелковые лоскутки ткани. .
Ведущий. Солдатик, помоги, подскажи как в станицу нам попасть.
Солдат. Хорошо, услужу. Да только сперва пляской казачьей удивите, удаль, радость покажите!
*** «Бравый Атаман» - казачья пляска
Солдат. Молодцы, настоящие донские казачата! Подарю я вам уголек волшебный от костра, он будет дорогу освещать и путь указывать.
Ведущий (берет уголек). Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.
***Дети исполняют хоровод «Белая дорожка»-3куплет, в это время открыть декорацию горницы
Ведущая: Ребята! А вот и станица! (На сцене декорации 2 куреней, 1 подгруппа детей подходит к 1 дому)
Хозяйка : Здравствуйте, колядовщики!
Здравствуйте ряженые!
На дворе мороз, вы не замёрзли?
Колядовщики: Здравствуй и ты, хозяюшка!
Мы сегодня нагулялись,
А теперь сюда добрались,
На людей посмотреть,
Да себя показать,
По станице пройти,
Да поколядовать!
1Ребенок : - Разреши, хозяюшка, под окошко встать, да коляду рассказать?
Хозяйка : К окошку казачата подходите, все колядки говорите!
(дети говоря колядки посевают зерном)
1ребенок: Чтоб неприятности избежать
Нас должна ты привечать
Уйдем с дарами со двора-
Будут полны закрома
Коль нас ты щедро наградишь
Радость в доме сохранишь!
2ребенок: - Коляда колядовала,
Под оконце подбегала.
Что хозяйка напекла,
То всем о отдала!
3-ребенок Не щипай, не ломай,
А по целому давай!
Кто подаст лепёшки - золоты окошки,
Кто подаст каши - золоты чаши!
4-й ребенок: Чашку пирожком помажем?
Про твой дом все расскажем:
В доме твоем 4 угла
В каждом углу по 4 молодца Добро, мир, уют, покой-- живут
Дом от напасти стерегут!
Хозяйка: Да, попели вы на славу,
На потеху, на забаву,
Казачата, где мешок?
- Получайте пирожок!
Гривеннички и конфетки,
Нас не забывайте, детки!
/хозяйка раздаёт угощение, дети складывают в сумки, корзинки и отправляются дальше к другому дому, выходит 2 хозяйка
Ведущий. А теперь настало время у другого куреня колядовать! (идут ко 2 куреню)
Хозяйка: Здорово дневали казачата!
Видать дома не сидится, раз пришли к нам веселиться!
***Дети говорят песенку-колядку «Авсей».
5-й ребенок: Мы пришли колядовать,
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки,
Сеем, веем, посеваем,
С Новым Годом поздравляем!
В доме - добра, в поле - зерна!
(дети говорят выученные по желанию колядки)
Хозяйка:
Казачата! Смотрите-ка снежок развеялся, расходился. На землю падает, мороз зазывает! Заходите в горницу погреться, песни спеть, да в игры поиграть (дети присаживаются)
6 реб. : День продолжается, солнце улыбается! А у нас колядки продолжаются! А давайте ребята и девицы
Расскажем небывальщину,
Да неслыхальщину.
Дети: давайте!
7. Слыхали? Как в старину по синему морю землю пахали. (дев)
8. А по чистому полю лодочки плавали и рыбаки в поле рыбу ловили (девочки)
9. Слыхали? Как в старину на дубу свинья гнездо свила. (мальчики)
10. Да, вывела свинья пару птенцов (мальчики)
11. А вы слыхали, как в старину в небе медведь летал, ушками и лапками помахивал (девочка)
12. Да! Ещё медведь чёрным хвостиком махал, то вправо, то влево поворачивал (дев).
13. А я видел, раз кобыла на лыжах покатилася, а навстречу ей корова с горы несётся (мальчик).
14. В чистом поле корабли сено везут, в море много сена накосили!
Хозяйка: Ох и уморили вы меня, да станишников, ой насмешили. : Собирайся, детвора, ждёт казачья вас игра!
***Игра «Папаха»: Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг пускай идёть!»
Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.
1 каз. : Как у нас на Дону- зорьки ясные!
2 каз. : Как у нас на Дону- ветры ястребы!
Вместе: Как у нас на Дону- дали синие, а казачки у нас говорливые!
Девочка приглашает паренька погутарить:
Д. -Приходи Игнашка, погутарим с тобой.
М. -Меня маменька не пущает.
Д. - А что такое?
М. - Да на плетне повис, и помочь порвал.
Д. - А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.
***Выступление ст. гр. : лирическая песня «Русская зима»
Хозяйка: Засиделись мы с вами, заслушались. А ну хороводы водить, становитесь в круг! (обращается к детям ….
Хозяюшка несет на подносе праздничный пирог. Все дети становятся в большой хоровод и поют песню:
*** хоровод «Как у нас было на Дону» Дети: Спасибо, хозяева щедрые! /дети кланяются хозяйке, благодарят за угощение/.
Ведущая: Снегом все запорошило – и деревья и дома.
Это значит, наступила белоснежная зима! А с зимой и Новый год – пусть он радость людям принесет!
Этим зимним,снежным днем - дружно пляску заведем!
***Танец «Три белых коня»Ведущая: Дорогие ребята! Праздник наш не кончается, «Колядки» по саду продолжаются!
(дети берут корзинки и отправляются колядовать по детскому саду, заходя в группы и кабинеты сотрудников/