Банникова Елена Владимировна
Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам сказки «Лиса и Казак»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для приобщения детей к культуре, средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Обучать детей речи через театрализованную деятельность.
• Создать условия для формирования понятий о добре и зле, в процессе театрализованной деятельности;
• Учить подбирать выразительные жесты, мимику посредством создания игрового образа.
• Познакомить детей со средствами эмоциональной выразительности, используемых в театрализованной деятельности (мимика, жест, движения, интонации)
Развивающие:
Публикация «Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам сказки „Лиса и Казак“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
• Содействовать развитию интереса дошкольников к музыкальной и театральной культуре Донского края.
• Развивать творческие способности детей в театрализованной и музыкальной деятельности : выбор детьми, в соответствии с образом, выразительных средств передачи образов героев кубанского фольклора: жестов, мимики, интонации, музыкально ритмических движений.
• Способствовать развитию характерных движений казачьих танцев, побуждая детей сочетать движения с музыкой.
• Развивать выразительность речи, расширять словарный запас детей.
• Речевого дыхания, артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи в процессе воплощения образа персонажа;
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию любви к родному краю.
• Воспитывать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию;
• Активизировать эмоционально-чувственную сферу ребёнка в процессе восприятия казачьих песен и танцев.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление доставлять своей игрой радость окружающим посредством театрально-игровой деятельности.
Образовательные области: приоритетные – художественно-эстетическое и речевое развитие, в интеграции- социально- коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная.
Оборудование и материал: Декорации: казачий курень, плетень, ёлки, подсолнухи, пенек, прутик, молоток, скамейка. Костюмы птиц, животных, казачьи костюмы. Набор народных музыкальных инструментов.
Музыкальное сопровождение : композитор О. Полякова «Казачата», р. н. п. «На горе-то калина», «Музыкальный оркестр», в современной обработке композитор Римский-Корсаков Н. (сороки)
Предварительная работа :
Выбор и работа над художественным произведением: Слушание сказки «Казак и лиса», беседа по произведению, рассматривание иллюстраций, разбор характеристик персонажей. Слушание аудиозаписи с голосами птиц и животных, введение в словарь новых оборотов речи.
Знакомство с народными музыкальными инструментами, способами игры на них.
Разучивание музыкального материала : частушки, танец «Курочек», «Сорок», «Музыкальный оркестр».
Предполагаемый результат : Дети будут использовать мимику, жесты в соответствии с образом героя, сочетать движения с музыкой
Роли:
Рассказчица – казачка
Д е т и:
Казак –Семён А
Лиса –Варя Я
Петух- Толя К
Курочки- Вера Х, Катя В, Настя Б.
Пес – Дружок – Максим С
Сороки - Даша Г, Арина Б, Лиля К
Зайцы- Дима Ж, Дима К, Артём Т, Артём М, Даниил С, Руслан М
Казаки- все мальчики
Ход
(закрыты первые шторы)
Рассказчица : Здорово дневали!
Зрители: Слава богу!
Рассказчица : Не скоро дело делается, да скоро сказка сказывается.
Вы сейчас, друзья, не в зале, в сказку попали.
Расскажу вам, казачата, про Лису, про Казака,
Про житье - бытьё казачье, да про казачьи дела
Заходит казак за плетень.
Любит Казак поработать, любит песни поиграть,
Любит и с казачками поплясать.
(выход казачат в казачьих костюмах, берут стульчики выстраиваются в 2 линии в руках шашки)
Казачий танец «Эх, казачата»
(после танца забирают стульчики свои, ставят возле стенки и уходят переодеваться)
(Звучит казачья музыка)
(Открывается занавес, на заднем плане курень лавочки, баз для птиц, пенёчки, ёлочки)
Рассказчица :
Вот и потанцевали казаки, пришло время казаку и поработать.
(казак берёт молоток, сапог в доме и садиться на лавочку возле дома и подбивает сапог).
(под музыку)
Казак : Вот беда, сапог износился. Да, плох конь, коль не скачет.
Плох Казак, коли плачет. (разводит руками)
Рассказчица : А наш Казак – удалец! И певец, и жнец, и на дуде игрец,
и в бою молодец!
Сядет, инструмент возьмет и беда отойдет.
(Сидит на скамейке, снимает сапог, берет шило, «ремонтирует» сапог).
(Фонограмма стук молотка).
(Из-за 2 шторы выходят Петух, Курочки. Петух идёт важно выпрямил грудь вперёд поднимая высоко колени, а курочки за ним)
Фонограмма выход птицы.
(птицы выходят, идут по кругу машут крыльями, становятся в линию)
Танец домашних птиц
(звучит музыка гогот птицы)
(Казак заканчивает работу надевает сапог, встает со скамейки, берет прутик для загона птицы.)
Казак : На базу с утра шум и суета.
(Птицы ходят по кругу клюют зернышки машут крыльями)
Казак прутиком загоняет «живность» во двор, закрывает ворота.
Фонограмма скрип дверей.
(Заходит в курень.)
Рассказчица : Тут как раз Лиса бежала, нос по ветру держала, себе поживу искала.
Фонограмма бежит Лиса.
(под музыку выбегает Лиса, машет хвостиком, оббегает ёлочки, останавливается по середине и говорит).
Лиса : По степи я пробегала, все лапки истоптала. (показывает свои лапки)
Стрекотанье сорок услыхала. (прикладывает лапку к ушку)
Рассказчица : А сороки-тараторки тараторили на горке.
Фонограмма вылет сорок.
(Выбегают из главного входа, пробегают по кругу, становятся лицом друг - другу машут крыльями, меняются местами, поворачиваются лицом к зрителям.)
Танец Сорок
(подходят к лисе)
Сорока1: Здравствуй, лисонька-кума! Ты откуда и куда? (машет двумя крыльями, потом по очереди)
Сорока 2: Расскажи нам поскорей, свой секрет ты нам доверь. (Машет крыльями по очереди)
Лиса : По секрету вам скажу, что в станицу я спешу (Лиса прикладывает лапки к мордочке)
Баз казачий посетить петушка себе добыть. (показывает рукой, потирает лапки)
Сорока 3: Ну, прощай, кума-лиса, нам в гнездо уже пора. (машет одним крылом, потом другим)
Фонограмма сороки улетают.
(Лиса перебегает к елочке, бежит по кругу останавливается по середине.)
Лиса : От кургана к кургану пробежала, всю шкурку об терны обтрепала.
Зайцев быстроногих повстречала. (прикладывает лапки ко лбу)
Фонограмма вход зайцев
(в прыпрыжку, прыгают по залу потом выстраиваются в линию)
Рассказчица : А зайчата весело скакали, в лапках инструменты держали.
Игра на музыкальных инструментах
Заяц 1: Здорово дневала, кумушка (наклоняется)
Заяц 2: Хорошо ли спала, голубушка? (показывает на лису лапкой
Лиса : Всю ночь я звезды считала, о петушке лишь мечтала (лапки вверх поднимает, потом к мордочке)
А вы, зайцы, с дороги уходите, мне дорогу поскорей освободите. (Машет на зайцев лапкой, грозит)
Фонограмма уходят зайцы.
(Лиса прогоняет зайцев по кругу и возвращается на середину зала.)
Лиса : Сяду на пенек, отдохну, частушку заиграю.
Фонограмма частушки.
Лиса исполняет частушки.
1. Ночь кругом темна, темна,
мне лисице не до сна.
Обмануть бы казака.
Утащить бы петуха.
Ух-ух ля ля ля ля ля.
2. Я лисица боевая, боевая ну и что-ж,
Всё хвостом я заметаю,
ты меня не проведёшь
Фонограмма лиса бежит.
Рассказчица : Отдохнула, дальше поспешила. (идёт по лесу)
У двора Казака бег остановила. (останавливается у двора Казака)
Увидала баз богатый, хвостом закрутила (обрадовалась базу, хвостиком завиляла)
Завиляла, захромала, с Казаком заговорила. (подходит к казаку, хромая)
Лиса : Бог в помощь, добрый человек (жалобно говорит)
Казак (из-за плетня) : Спасибо! Куда Лиса путь держишь?
Лиса : Я иду издалека, да заблудилась. (показывает лапкой на лес)
Обходить далеко, а я уморилась. (лапкой вытерает лоб)
Ты воротца отвори, к околице пропусти. (показывает на ворота, жалобно говорит)
Казак : Проходи, да не спеши, птицу не всполоши (грозит пальцем)
Фонограмма скрип дверей.
(Казак открывает ворота. Лиса заходит во двор).
Рассказчица : Казак – добрый человек, пожалел плутовку.
Отворил ей ворота, пропустил воровку.
(Лиса зашла в баз, взела петушка и потащила его)
Лиса : Моя хитрость меня кормит, поит и к доверчивым людям водит. (держа петушка говорит перед базом)
Фонограмма петух кричит- после захода лиса к птицам.
Фонограмма лиса убегает.
(Лиса останавливается и говорит.)
Лиса : Спасибо, Казак за Петушка, будет еда хороша!
Забегу ещё, готовь Курочку! (показывает на курочку)
(Лиса и петух прячутся за ёлочкой. Вся «птица» прячется за куренем.)
Рассказчица : А Казак очнулся, как от сна встрепенулся!
Фонограмма испуга.
Казак : Дело валится из рук, знай, тебе поможет друг! (разводит руками)
Казак : Дружок, Дружок, поспеши, ты Лису догони! (казак машет ему рукой, показывает на лес, куда лиса убежала)
Фонограмма выбегает пес.
(выбегает из 2 шторы и бегит к казаку)
Пё с: Не уйти тебе Лиса, верни на баз Петуха! (грозит лапой)
На чужой кусок не разевай роток! Гав! Гав!
Фонограмма Пёс бежит в догонку.
Фонограмма крика петуха. Лиса бросает Петуха и убегает. Пёс приводит Петушка к Казаку. Выходит вся птица во двор.
Пё с: Ты не верь Казак Лисе она всегда хитрит, везде! (смотрит на казака и говорит)
Казак : Казак без друзей, что дуб без корней! (показывает на всех)
Спасибо, Дружок за службу. (покланился)
(выходят все актёры и выстраиваются в линию)
Рассказчица : Тут и сказке конец, а мне мёду корец!