Светлана Верескун
Сценарий мероприятия к Дню здоровья для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия для подготовительной группы на тему :
«Здоровые зубы- красивая улыбка»
Цель: формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у воспитанников детского сада.
Задачи:
• Расширять знания детей о гигиене полости рта.
• Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
• Воспитывать доброжелательное отношение к посещению врача стоматолога.
Публикация «Сценарий мероприятия к Дню здоровья для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- День здоровья в детском саду
- День здоровья. Сценарии развлечений
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Воспитывать у детей личную ответственность за сохранность своего здоровья.
• Выяснить, как состояние зубов влияет на общее состояние здоровья человека.
Ход занятия:
Воспитатель:
Пусть сегодняшний урок всем ребятам будет впрок.
Для начала вы, ребятки, отгадайте-ка загадку:
В красном домике уют,
И в нём дружно все живут.
За розовыми губками
Беленькие (зубки)
Воспитатель:
-Ребята, вы отгадали загадку. Речь на нашем занятии пойдёт о зубах.
- Для чего людям нужны зубы? (Заслушиваются варианты ответов детей).
- Жевать, откусывать пищу
-Правильно говорить, отчетливо произносить звуки
- Красиво улыбаться.
- А что же такое зуб? Из чего он состоит? (Дети комментируют).
Рассказ воспитателя: Беседа о зубах.
Зубы - самые твёрдые части нашего организма. Та часть, которая находится над десной, называется коронка. Сверху зуб покрыт эмалью - твёрдым, гладким, блестящим веществом она то и является главным защитником зуба, хотя и очень тонким. Эмаль состоит из кальция. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба -пульпа- мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Каждый зуб расположен в зубной ячейке - специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами. Очень важно, чтобы десны были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Иначе она может распространиться на зуб и разрушить его.
Здоровые зубы являются украшением человека. Белоснежная улыбка, ровный прикус и розовые десны свидетельствуют о том, что человек обладает хорошим здоровьем.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, человек рождается с зубами или нет? (ответы детей).
-Правильно, ребенок рождается на свет без зубов, они начинают появляться у него примерно с 4 месяцев. Это- молочные зубы, их-20
-А Вы знаете, сколько зубов будет у вас, когда вы вырастете? (32 зуба).
- У каждого из вас есть свои зеркальца. Посмотрите в зеркальца на свои зубы.
- Ваши зубы одинаковые или разные?
- Кто же знает, как называются передние зубы? (Резцы). Что мы делаем с помощью передних зубов? (Откусываем пищу, как будто отрезая её)
- Как называются расположенные рядом с резцами конусовидные зубы с концами? (Клыки). Для чего они нужны? (Клыки удерживают пищу при пережёвывании)
- А как называются боковые зубы? (Малые коренные и большие коренные зубы. Они служат для размельчения, перемалывания пиши)
Вывод: какие названия имеют зубы (резцы, клыки, большие и малые коренные.) Обычно их расположение на обеих челюстях записывается при помощи так называемой зубной формулы, обозначаются при помощи латинских цифр
-Со до 12 лет временные зубы меняются на постоянные. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни временных зуоов растворяются, и временные зубы выпадают. К 14 годам должны прорезаться постоянные зубы, кроме так называемых «зубов мудрости», которые появляются у людей в возрасте 16-26 лет.
Зубы помогают пережевывать пищу. Они измельчают пищу, которую человек ест. Например, если кусочки мяса прожевать тщательно, то оно хорошо переработается организмом. Если же мясо плохо жевать и быстро глотать, то может разболеться живот, потому что желудок в этом случае усиленно трудится и тратит больше сил на его усвоение. Поэтому пережевывать пищу нужно медленно и тщательно. Челюсть дана человеку для пережевывания еды, а не для открывания бутылок, разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как карандаши и ручки. Многие ребята из нашей группы грызут ручки, карандаши, ногти. Сейчас модно носить пирсинг на языке и губах. Все это царапает зубную эмаль и может привести к болезни зуба. Воспитатель:
Правило 1
ЧТОБЫ ЗУБЫ БЫЛИ РОВНЫМИ И КРАСИВЫМИ, НИЧТО НЕ ДОЛЖНО МЕШАТЬ ИХ РОСТУ.
- Поэтому появление вредных привычек, таких, как:
держание во рту различных предметов (ручки, пальца и пр.)
давление языком на зубы
прикусывание губ может сдвинуть зубы, и они встанут в неправильное положение.
- Но не только это может повредить зубам.
Во рту у каждого человека есть бактерии. Они кормятся остатками пищи, которая оседает на зубах. Чем больше пищи для бактерий, тем активнее они размножаются. Пока микробов немного, организм справляется с этой опасностью -специальные вещества, содержащиеся в слюне, нейтрализуют их «зловредность». Но если бактерии не удалять, они продолжают налипать на зубы как пластилин. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. Бактерии выделяют огромное количество кислоты, которая разрушают зубы и десны.
Воспитатель:
- С помощью липких веществ бактерии прикрепляются на поверхности зуба, образуя зубной налёт.
1-ребенок:
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках!
2-й ребенок:
Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом—
Злым врагом твоих зубов.
3-й ребенок: А закончена работа-
Полощи водой, тогда
От противного налёта
Не останется следа!
Воспитатель:
-Мы прослушали стихотворение о том, что нужно удалять зубной налёт.
А для чего это надо делать? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Совершенно верно, ведь зубной налё т сначала почти незаметен: только поверхность зуба становится чуть желтоватой и шершавой. Бактерии, которые образуют зубной налёт, превращают сахар, содержащийся в пище, в кислоту, которая разрушает эмаль зуба (растворяет её) в течение 18-28 часов. Так начинается болезнь зуба.
Правило2
ЕСЛИ УДАЛЯТЬ ЗУБНОЙ НАЛЁТ ЧЕРЕЗ 12 ЧАСОВ (2 РАЗА В ДЕНЬ, ТО МОЖНО СНИЗИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Воспитатель:
Когда болят зубы люди становятся раздражительными, нервничают, злятся, потому что зубная боль очень сильная и кажется, что болит не только зуб, но и все тело.
Серьезная задача стоит перед каждым человеком, ведь он должен сохранить свои зубы на всю жизнь здоровыми и крепкими.
-Что нужно для этого знать?
(Дети рассуждают.)
Воспитатель:
-Правильно. Состояние зубов зависит от множества факторов: правильного питания, перенесенных и сопутствующих заболеваний, посещения стоматолога, качества лечения зубов и- особенно гигиены полости рта.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, а когда нужно чистить зубы?
Воспитанники:
-Утром, вечером, в обед, после еды….
Воспитатель:
- Молодцы, вы все знаете, что зубы нужно чистить утром и вечером. А в обед, после еды, нужно чистить зубы?
Воспитанники: ответы
Воспитатель:
-Чистить зубы нужно как минимум 2 раза в день. А точнее - столько раз (пусть даже 5, сколько нужно для достижения чувства комфорта и свежести в полости рта. Всё зависит от того, что мы едим, от общего самочувствия. Во время болезни зубы нужно чистить с особой тщательностью.
-А как мы будем удалять зубной налёт? С помощью чего?
-Верно, в этом нам помогают зубная щетка и зубная паста.
-А теперь проверьте свои знания, найдите правильный ответ:
зубная щётка должна быть с твёрдой щетиной
зубная щётка должна быть с мягкой или средней щетиной
Ответ: средней щетиной (чтобы не повредить дёсны)
хранят щётку щетиной вниз
хранят щётку щетиной вверх.
Ответ:(хранят щётку щетиной вверх)
щётку моют перед чисткой зубов
щётку моют после чистки зубов
Ответ :до и после чистки зубов
щетина у щетки лучше искусственная
щетина у щетки лучше натуральная
Ответ (лучше искусственная натуральная быстро изнашивается, на ней скапливается больше микробов)
меняют зубную щётку раз в 5-6 месяцев
меняют зубную щётку раз в 2-3 месяца
Ответ (и после инфекционных заболеваний)
Воспитатель:
-Какой должна быть зубная щётка, мы выяснили. А какой должна быть зубная паста? (Заслушиваются ответы детей).
Лучше лечебно-профилактическая, с фтором детская.
Воспитатель:
- А как правильно надо чистить зубы нам расскажет медицинский работник? Техника (методика) чистки зубов.
Правило 3.
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ЧИСТКИ ЗУБОВ.
1. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен.
2. Движения щётки- сверху вниз.
3. Внутреннюю поверхность зубов очищают снизу вверх.
4. Жевательную поверхность зубов очищают движениями вперёд — назад.
5. Передние зубы чистят изнутри круговыми движениями.
4-й ребенок: Как поел - почисти зубки.
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
5-й ребенок: Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год 2 раза на приём.
Воспитатель:
есть много заболеваний, начальные проявления которых увидеть может только стоматолог после тщательного обследования.
Правило 4.
ПОСЕЩАТЬ СТОМАТОЛОГА 2 РАЗА В ГОД НЕОБХОДИМО!
-Наши зубы постоянно подвергаются опасности: они не любят, когда по ним стучат, когда ими грызут орехи, пьют очень холодную или очень горячую жидкость.
Воспитатель:
Задание: если правильно отгадаете все загадки, то в вертикальном столбике сможешь прочитать слово.
-Чем могут заболеть наши зубки? (Ответы детей.)
1. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень,
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная (щетка)
2. Я и круглое, я и гладкое,
Но не румяное и не сладкое.
Глядят на меня, а видят себя. (Зеркало)
3. Он вылечит корь, и бронхит, и ангину
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
4. Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (Ноги)
5. Вафельное, полосатое, гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою, что это такое? (Полотенце)
6. Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста)
7. Бывает "Мятная", "Блендомед", "Лесная". (Паста)
Воспитанники читают ответ: кариес.
Воспитатель:
-Что такое кариес?
Воспитанники:
Кариес — это процесс разрушения твёрдых тканей зуба, который приводит к появлению полости (дырки, оно вызывается бактериальным зубным налётом.
Воспитатель:
-Что такое зубной налёт?
-Это липкая тонкая плёнка на поверхности зубов, Бактерии налёта питаются сахарами и выделяют кислоту. С кислотой справляются специальные вещества, содержащие в слюне. Но когда их слишком много, слюна не справляется со своей задачей и кислота начинает разъедать слой коронки - эмаль. Вот тогда на зубе образуется кариес.
Воспитатель:
-Кстати, кто привык кушать много сладкого, придется расстаться с этой вредной привычкой или с зубами.
Физкультминутка «Буратино потянулся»
Дидактическая игра:
«Предметы индивидуального пользования»
Зубная паста, зубная щетка, кукла, расческа, полотенце, машинка, носовой платок, книга, и. т. д.
Воспитатель:
-Что нужно ещё знать, чтобы зубки были здоровыми? (рассуждение детей).
-Воспитанники:
ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ.
Задание 1:
- На доске рисунки различных продуктов. Вы будете выходить по одному (по цепочке) к доске и делить их на 2 группы :
ВРЕДНЫЕ и ПОЛЕЗНЫЕ.
Воспитатель: Неправильное питание приводит к потере зубов. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций., есть продукты, которые любят не только дети, но и «вредные» бактерии. Это - сладости, продукты, которые прилипают к зубам (например ириски, бананы, чипсы, газированные напитки и особенно, энергетические напитки. Зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.
Воспитатель:
Мы выяснили, что вредно для зубов есть много сладкого, что ещё вредно для зубов?
-я вам буду читать предложения. Если вы согласны, что это вредно для зубов, хлопните в ладоши:
грызть орехи
есть яблоки
есть очень горячую пищу
щёлкать семечки
пить молоко
есть очень холодную пищу
есть огурцы и помидоры
есть леденцы
есть много острых приправ, специй
Завершающий этап:
Просмотр мини-сценки «Сказка о царе, который не любил зубы чистить»