Айсулу Барлыбаева
«Блокада Ленинграда». Сценарий мероприятия для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда
для воспитанников подготовительной к школе группы
Тема: «900 дней во имя жизни. Блокадной вечности страницы»
Цели:
1. Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,
воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;
2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны,
знакомить с людьми, прославившими нашу Родину.
Задачи:
1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей
Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности
к культурному наследию своего народа;
3. Формировать умение слушать окружающих.
Возрастная категория участников: 6-7 лет
Место проведения: музыкальный зал.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня, макет метронома, буржуйка, макет радио, керосиновая лампа.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме мероприятия.
- прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
- показ иллюстраций о Ленинграде.
ХОД СЦЕНАРИЯ.
Дети под музыку заходят в зал.
Песня Ленинградцы «ТЫ ПОМНИШЬ» поёт Герман Орлов
Чтец.
«Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть… (Д. Попов)
СЛАЙД 1. Военный Ленинград
Ведущий.
27 января - это светлый день, это памятная дата - День полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады.
- А кто знает, как сейчас называется этот город?
Ответы детей. Сейчас город Ленинград называется Санкт-Петербург.
Чтец.
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада.
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА.
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада.
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий.
- Что же такое блокада? Сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех нас.
- Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг…
(Голос Ю. Левитана о начале войны 22.06.41)
- Все изменилось сразу, мирная жизнь отошла в прошлое. Началась война! Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Эта песня называется «Священная война»
Звучит песня «Священная война».
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3
Ведущий.
Враг подступал к городу Ленинграду. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.
На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.
Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км.
А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.
Чтец. «ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ О БЛОКАДЕ»
Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть:
Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.
Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.
Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.
(М. А. Кисилева)
СЛАЙД 4
Ведущий.
- Посмотрите на карту. Слайд 3
- Почему Ленинград окружен черными ломаными крестами?
Ответы детей. Ломаный черный крест – это фашистский знак «свастика», похожая на черного паука.
- Верно, видите коричневую землю? Это значит - ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звезды.
- Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Я сейчас проведу указкой по линии окружения. На что она похожа?
Ответы детей: Линия окружения похожа на кольцо. Блокада – это кольцо, которым фашисты окружили город Ленинград.
Чтец.
Тогда кольцом германской стали
И был закован Ленинград…
Почти два года продержались
Те, кто не отступил назад…
Девочки исполняют песню и мальчики исполняют танец с флажками.
«Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» -
Текст песни:
муз. И. Шварц сл. В. Коростылев
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!
СЛАЙД 5:
Ведущий.
Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная «Дорогой жизни». По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения, стариков и детей.
- Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия.
СЛАЙД 6:
Ведущий.
- Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец. На жителей Ленинграда обрушился голод. Ежедневная норма хлеба составляла всего 125 г. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. А кто знает, как называли такой кусок хлеба?
Ответы детей.
- Блокадный хлеб. Люди голодали и умирали от голода.
Хлеб выдавали по специальным карточкам.
Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день. Если потеряешь свою карточку - останешься голодным.
Ведущий: Сегодня у нас с вами в гостях предметы, которые были помощниками людям в годы блокады.
Индивидуальные рассказы про керосиновую лампу, печь-буржуйку, радио, метроном (домашняя заготовка)
СЛАЙД 7:
Ленинградский метроном
Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно.
СЛАЙД 8:
Керосиновая лампа.
- Особенно тяжело приходилось зимой. В квартирах было отключено отопление, электричество. Керосиновые лампы же позволяли в любых условиях давать свет. Вечером, под свет керосиновых ламп, люди читали письма своих близких с фронта. В Ленинграде керосинка не только озаряла замерзшие дома, но и согревала голодных, измученных людей, дарила надежду.
СЛАЙД 9:
Радио.
- Радио – нить жизни, так называл народ связь города с Большой страной. Это незримая нить, потянувшаяся в окопы на передовую, которой стали улицы, окраины города, промерзшие темные квартиры, в госпитали, на заводы, к станкам, озаряемым разрывами вражеских снарядов.
Радио – это труженик-метроном, это тревожный вой сирены, вестник тяжких испытаний и первых побед.
СЛАЙД 10
Буржуйка.
В страшные дни блокады в квартирах ленинградцев не было ни электричества, ни газа, ни отопления. Особенно тяжело приходилось зимой. Спасением стали металлические печки-«буржуйки». С одной стороны, они были единственным источником тепла, местом притяжения всей семьи. На них грели воду, варили похлёбку, подсушивали клейкий хлеб.
Ведущий.
- Как же жили жители блокадного Ленинграда. Перенесемся в те страшные дни и заглянем в квартиру, где живет Ванечка и ее маленькая сестренка Танечка.
Сценка «Один день из жизни семьи блокадного Ленинграда»
Танечка: Холодно то как, и мама не идет. Кушать так хочется.
Ванечка: Подожди, вот мама придет и принесет что-нибудь.
Танечка: Вот, хоть бы крошечку где отыскать.
Ванечка: Вот ты не терпеливая. Сейчас всем тяжело. Ты думаешь, папе на фронте легко? У нас хотя бы пули не свистят, снаряды не взрываются. Крыша есть над головой.
Стук в двери, приходит почтальон с письмом от отца.
Почтальон: Здравствуйте, ребята. Здесь Ивановы живут? Вам письмо с фронта.
Дети: Да, мы Ивановы! Спасибо!
Ванечка: Скорее бы мама пришла и мы узнали, что в этом письме написано.
Танечка: А помнишь Таня, блинчики с малиновым вареньем? А пирог с капустой, который мы так не любили, мама его готовила на каждый праздник. Я наверное, сейчас съела бы его до крошки.
Ванечка: Опять ты о еде заговорила. Ты можешь говорить, о чем-нибудь другом?
Танечка: Не могу, Ванечка. Я только об этом и думаю. Есть так хочется.
Слышны мамины шаги.
Ванечка: Вот уже и мама идет. Не вздумай хныкать о еде. Пусть мама сначала отдохнет.
Мама приходит домой, садится на стул.
Танечка: Мама, ты нам покушать принесла?
Мама: Да, детки. Принесла нам немного хлеба.
Ванечка, иди ставь чайник, сынок, будем ужинать.
Ванечка уходит за чайником.
Мама: Танечка, почтальон приходил?
Танечка: Да, он принес такое смешное треугольное письмо.
Мама: Слава богу, это письмо от вашего папы.
Мама открывает письмо, дети садятся рядом с ней,
слушают звукозапись голоса отца.
«Здравствуйте, мои родные. Простите, что я так долго вам не писал. Меня ранили и я лежал в госпитале. Не переживайте, чувствую себя лучше, чем до ранения. Как бы мне хотелось оказаться рядом с вами и крепко обнять. Мои дорогие, потерпите еще немного. Наши войска уже совсем близко от Ленинграда. Скоро будет наступление и мы освободим город от фашистской блокады. Целую и обнимаю вас, надеюсь, что мы с вами скоро встретимся и никогда больше не разлучимся»
Мама с детьми обнимаются, радуются и плачут от счастья.
СЛАЙД 11
Ведущий.
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив. Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.
СЛАЙД 12:
Трудно было и взрослым, и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.
СЛАЙД 13:
Ведущий.
- Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними рядом кто-то есть. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.
Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в Петербургский «Музей кукол» жители города, которые в годы Блокады были такие же маленькие, как вы.
СЛАЙД 14.
СЛАЙД 15.
- Вот несколько небольших трогательных рассказов о судьбах детей блокадного Ленинграда и их любимых игрушках.
СЛАЙД 16
Чтец.
Сколько ленинградских малышей по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-медвежат в бомбоубежище с собой. Один из них принадлежал Володе Самусову. Вся его семья погибла во время блокады, а сам четырехлетний мальчик вместе с другими детьми через Ладожское озеро был эвакуирован в безопасный район. И мишка вместе с ним. Потом игрушку передали в коллекцию.
СЛАЙД 17.
СЛАЙД 18.
Чтец.
- Этот мишка спас девочку от болезни.
Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
СЛАЙД 19.
Чтец.
- А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница по имени Майя, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. Девочка сделала для них персональные рюкзаки, в которых хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных нарядов так много времени, что, пережив блокаду, стала модельером.
Эти и многие другие игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.
Дети исполняют танец с игрушками
Ведущий:
В блокадном городе оставалось много детей, которые переживали все тяготы, доставшиеся на долю ленинградцев. Это были обыкновенные дети, которые любили рисовать, играть, шалить, смеяться, бегать. Голод и холод истощили их силы. Дети блокадного Ленинграда знали муки лютого голода и промозглой стужи, ужасы воздушных тревог, страх потери родных и близких, но они любили Родину и готовы были самоотверженно бороться с неприятелем. Они тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков – диверсантов, помогали людям выстоять. Но у детей еще оставались силы на борьбу с врагом.
СЛАЙД 20.
Весь мир знает печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Чтец.
Пишет вам девочка,
Пишет вам Таня.
Вас письмо обожжёт,
словно жаркое пламя…
Леденеет рука,
рядом рвутся снаряды,
Но письмо к вам дойдёт,
Но письмо к вам дойдёт
Из войны, из блокады:
«Савичевы умерли все,
Савичевы умерли все». Осталась только Таня.
Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Чтец.
Хоть ни кровинки нет в лице,
Но ждёт победу Таня,
Верит в ясное солнце.
Пусть живётся несладко,
Ленинград не сдаётся!
Ленинград не сдаётся!
А она Ленинградка!
Пишет вам девочка,
А кому – и не знает…
Пишет вам девочка,
И она призывает,
Чтобы мы берегли мир
И жизнь на планете,
Чтоб вблизи и вдали,
Чтоб и вблизи и вдали
Были счастливы дети.
(Крючков В. Письмо из блокады.)
Ведущий.
- После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Дневник Тани находится в Музее истории Ленинграда.
Ведущий.
Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
СЛАЙД 21:
СЛАЙД 22:
СЛАЙД 23:
Ведущий.
Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Благодаря силе советских войск кольцо блокады удалось разорвать. Этому историческому моменту посвящен мемориал «Разорванное кольцо».
Ленинград был полностью освобожден от блокады - 27 января 1944 года.
Городу Ленинграду и ленинградцам посвящаются эти строки.
Чтец.
Голод и холод. Война и разруха.
Сильный был город, не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк, стакан кипятка.
Вот жизни глоток, потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город стоит!
Никуда не исчез!
Чтец.
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен,
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо мы говорим!»
СЛАЙД 24
Чтец.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди… (Юрий Воронов)
- За массовый героизм его защитников городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».
СЛАЙД 25
III. РЕФЛЕКСИЯ – подведение итога занятия.
Ведущий: Давайте же сегодня, в День освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вспомним о тех, кто погиб.
Ведущий: Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
- Почтим их светлую память минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий: Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
«Пока не поздно»
Музыка: Александры Пахмутовой
Слова: Николая Добронравова
1. Пока планета ещё жива,
Пока о солнце мечтают вёсны,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
Земля, как сердце, у нас в груди…
Здесь наше небо и наши гнёзда…
Ещё не поздно её спасти,
Ещё не поздно, ещё не поздно!
Припев:
Рядом, рядом Радость и беда.
Надо, надо Твёрдый дать ответ:
Солнечному миру — Да! Да! Да!
Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!
2. Всё злее атом и всё страшней,
Всё ближе ужас разрывов грозных.
Ещё немного ночей и дней —
И будет поздно, и будет поздно…
Планета крикнет: «Укрой меня
От этой тучи от смертоносной,
Укрой от грозной волны огня,
Пока не поздно, пока не поздно!»
Припев.
3. Неужто завтра замрут моря,
Умолкнут птицы, застынут сосны,
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: «Неужто поздно?»
Так поклянёмся, что мы спасём
И это небо в надеждах звёздных,
Спасем планету — наш добрый дом,
Пока не поздно, пока не поздно!
Припев.