Ольга Тарасенко
Сценарий литературного вечера «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста
составлен воспитателями 1квалификационной категории
Тарасенко О. П., Ярошенко О. П.
МБДОУ№6 «Улыбка», Г. Пролетарск, Ростовская область.
Цель: знакомить детей с творчеством поэтов.
Задачи:
- закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений
- формировать связную речь, обогащать словарь детей;
- развивать у детей творческие способности;
- развивать коммуникативные навыки общения.
Ход мероприятия:
Ведущий(- Пушкин) :
Публикация «Сценарий литературного вечера „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по -настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Давайте послушаем, как об этом говорится в стихотворениях поэтов. Дети очень любят стихи Ирины Токмаковой, послушаем?
Ребенок:
-СЕНТЯБРЬ (И. Токмакова)
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
Ведущий:
- Давайте послушаем стихотворение Елены Трутневой, как она говорит нам о наступившей осени.
Ребенок:
- Е. Трутнева
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Ведущий:
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение (Ответы детей.). Да, хочется самим улететь вместе с листиками, закружиться… Какими словами мы можем описать это время года?.
Ведущий:
- А вот какие изменения в природе происходят в каждом осеннем месяце, мы можем узнать из коротких стихотворений Анжелы Бертовой.
Ребенок:
- СЕНТЯБРЬ (А. Берлова)
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.
ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты
НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Первый снег и первый лед.
Ведущий:
-А вот как об осени говорится в стихах Юлии Каспаровой. Послушаем?
Ребенок:
- СЕНТЯБРЬ (Ю. Каспарова)
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги»
ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принё с подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
Ребенок:
- ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ (Ю. Каспарова)
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ребенок:
- ОСЕННЕЕ УТРО (Ю. Каспарова)
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
Ведущий:
- Я предлагаю послушать стихотворение Михаила Садовского «Осень»
ОСЕНЬ (М. Садовский)
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
-Давайте послушаем стихи русских поэтов. Кто знает стихотворения Константина Бальмонт.
Ребенок:
- ОСЕНЬ (Константин Бальмонт)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Ведущий:
- А как композиторы описывают с помощью музыки прекрасное и очень разное время года осень? П. И. Чайковский «Времена года» (Слушание аудио записи)
Пушкин :
- Но есть и другая осень, менее красочная, печальная, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя.
Ребенок:
- Листопад (Иван Бунин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Ведущий:
- Грустная осень, печальная пора и в стихах Алексея Плещеева.
Ребенок:
- Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребенок:
-Осенняя песенка (Алексей Плещеев)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Ребенок:
- Осень (Алексей Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Ведущий:
- А сейчас послушаем стихотворение Николая Некрасова
Ребенок:
- Несжатая полоска (Николай Некрасов)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Ведущий:
- Давайте послушаем стихотворение Афанасия Фет
Ребенок:
- Афанасий Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Ведущий:
-А вы знакомы с творчеством Аполлона Майкова
Ребенок:
-Аполлон Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Ведущий:
- А теперь послушайте мое стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин)
Воспитатель:
- Сегодня мы послушали стихи об этом удивительном, загадочном и прекрасном времени года.
В любое время суток, в начале осени или в конце, нам надо просто найти время, чтобы полюбоваться окружающей нас природой, найти в ней положительные стороны. Я уверена, что прослушанные произведения помогут вам передать это чудесное время года в своих рисунках.