Приложение МААМ

Сценарий билингвального конкурса «Мой край — Кабардино-Балкария»

Мамрешева Алла
Сценарий билингвального конкурса «Мой край — Кабардино-Балкария»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий конкурса «Мой край - Кабардино-Балкария»

Составила и провела воспитатель ДО МКОУ «СОШ №1 СП Плановское» Мамрешева Алла Калмыкхановна

Ход мероприятия

Вход под песню «Кабардино-Балкария»

Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости и участники нашего конкурса! Фи махуэ ф1ыуэ, ди ныбжьэгъу льап1эхэ! Фыкъеблагъэхэ!

Публикация «Сценарий билингвального конкурса „Мой край — Кабардино-Балкария“» размещена в разделах

Мы рады видеть Вас в нашем зале! Сегодня необыкновенный день. Сегодня мы проводим конкурс. Сегодняшний конкурс «Мой край – Кабардино-Балкария посвящаем нашей любимой Родине, краю, в котором мы живём. Велика и прекрасна наша страна. Каждый человек должен знать и любить свой родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю.

Между Черным и Каспийским морем находится обширный горный край, который называется Кавказ. От моря и до моря, с запада на восток тянется высокий хребет с вершинами, увенчанными белоснежными шапками вечного льда и снега. С давних времен здесь живут кабардинцы и балкарцы, русские и другие нации, живут как добрые соседи, как хорошие друзья.

.

Ребенок: Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами

С твоей великою рекой Зурьяна

И неоглядными полями!

Ребенок:

Привет тебе, народ родимый!

Герой труда неутомимый.

Среди зимы и в летний зной, Мурат

Привет тебе, мой край родной!

Ребенок:

Республика чудесная

Жемчужина краса

Эльбрус и реки быстрые

И горы и леса, Ариана

С волшебной облепихою

Родные берега,

И с тучными отарами

Альпийские луга.

В Кабардино-Балкарии

Много нации живут,

Меж собой они дружат

И о мире поют.

Ходят в гости друг к другу, Эмилия

Каждый гостю здесь рад,

Уважают традиции

И обычаи чтят

Хэт ди хэкур зымыц1ыхур,

И дахагьэр зымыщ1эр?

Щэхэу, минхэу кьак1уэ ц1ыхур

Щ1охьуэпс щахьын мыбы гьащ1эр. Мирон

Ди адыгэр, ди балькьэрыр

Зэкъуэшит1у исщ зы хэкум.

Зэкъуэшыгъэр ягъэльап1э Идар

Ныбжь дидзынкъым а т1ум я кум

Здравствуй родина моя!

Бесконечные поля! горы реки и луга! Алина

Это моя земля!

Мы живем в таком краю

И об этом я пою

Как безумно я люблю

Кабардино-Балкарию!

Ведущая Адыгэщ1 лъахэ, псори къуохъуапсэ

Хьэщ1эхэм к1уап1э уащ1ащ,

Къабэрдей лъахэ уэрщ си нэ,си псэ

Гуф1эгъуэу си1эр уэращ!

Песня «Си псэ си адыгэбзэ» (Дети)

Сэ си нанэр папэ я нэщ

И псэр адыгэпсэщ,

Сэ си дадэр папэ ядэщ

И бзэр адыгэбзэщ

Ежьу Адыгэпсэ- нанэ и псэ

Сыту у псэ дахэ!

Адыгэбзэ дадэ и бзэ

Сыту у бзэ дахэ.

Фщ1эрэ фэ а бзэм и л1ыгъэр

Ар йопсалъэ дыгъэм,

Сыту ф1ыщэт уэ ди дыгъэр

Узэрыадыгэр!

Дети на свои места садятся

Как в любом конкурсе, у нас есть участники, зрители, и справедливое жюри которое будет оценивать участников по номинациям.

Встречаем участников: Команда «Налкъут» и

Команда «Налмас»

Под музыку в зал заходят участники (Мамы)

Представляем команды.

- Команда «Налкъут» :

- Команда «Налмэс» :

Представляем жюри конкурса.

- Ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите и мне представить наше жюри:

Заведующий детским садом_Казиева Фатима Мухарбиевна

Директор Дома культуры СП Плановское – Хатухова Л. Г.

Педагог - психолог - Болова Майя Безировна

Музыкальный руководитель - Балкарова Ирина Ахмедовна

Ведущая. Итак, мы начинаем. 1 конкурс «Конкурс чтецов»

У каждого человека есть Родина. И у каждого она своя. У одного – это Москва – ее широкие улицы и высокие дома, у другого – это небольшое село, с березовым лесом и чистыми водами, улица, дом, где он родился. И трудно сказать, чья родина лучше, красивей, дороже.

Село Плановское, где мы живем, этот маленький уголок земли – тоже Родина, часть большой и необъятной нашей страны. Кавказ – прекрасная горная страна. Здесь побывали многие великие люди. О Кавказе написано много стихов, поэм. Красота гор не может никого оставить равнодушным.

А сейчас команды прочитают нам стихи о родном крае на родном и русском языках.

Кабардино-Балкарии славу

Воспевают во многих стихах,

И признаюсь, что слава по праву

Не померкла ни капли в веках!

Команда «Налкъут»

Дружат здесь и народы, и веры, Саньят

Чтят родителей - мать и отца.

Здесь распахнуты настежь все двери

В каждый дом и в людские сердца!

Здесь ущелья, долины, озера,

Водопадов несметный каскад!

Здесь Кавказский хребет как в дозоре,

И гостям стар и млад очень рад!

Кабардино-Балкария чудо земное,

Дивный край водопадов и скал,

И жемчужину эту, как сказку,

Наш великий поэт воспевал.

Земля моих предков – моя Кабарда,

Люблю я тебя и горжусь я тобой,

Всей жизнью своей и всем счастьем Марьяна Казиева

Я слит неразрывно с твоею судьбой.

Связала нас дружба, мы трудимся, строим, -

Дружны кабардинец и русский всегда.

Живет под счастливой кремлевской звездою

Средь братских республик

Моя Кабарда.

Команда «Нэлмэс»

В Кабардино-Балкарии

Много нации живут,

Свой Кавказ они любят,

Ему песни поют,

Закон горцы все знают;

Стариков уважать Альбина Болова

И в беде друзей близких

Никогда не бросать!

Как славно, что на свете

Невзгодам вопреки

Русские, балкарцы,

казаки, кабардинцы

Друг другу так близки,

Си хэку дыщэу си Хэку лъап1э,

Анэ бгъафэу сыщыпсэху,

Си жьэгу пащхьэ, си гущап1э

Уэ си гъащ1эм уринэхущ!

Уи щ1ымахуэри - гъэмахуэщ Ася Таова

Пхуэдэу гуапэ щымы1эн,

Къабэрдейуэ си 1умахуэ,

Си уэрэдыр сф1эф1щ жыс1эн

Ведущий: пока члены жюри подводят итоги по данному конкурсу слово предоставляется нашим детям.

1. Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,

И на добро ответь добром.

Но глуп, кто любит всех подряд,- Дисана

Так кабардинцы говорят.

2. Все на земле имеет вес.

Слова свои сначала взвесь,

Тогда они и прозвучат,- Инал

Так кабардинцы говорят.

3. В беде любому помоги,

Не лги врагу, себе не лги,

Ложь – не спасенье, а яд, - Дамир

Так кабардинцы говорят.

4. Оставь свой след в чужой судьбе.

Пускай же в память о тебе

Деревья весело шумят,- Дарина

Так кабардинцы говорят.

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри

(итоги по конкурсу чтецов)

Ведущий: Ди 1уэры1уатэм и жанр гъэщ1эгъунхэм ящыщщ къебжэк1хэр, джэгузэхэшэхэр, щ1энэк1алъэхэр, псалъэзэпыдзхэр. Абыхэм я нэхъыбэр гушы1эу,ауану зэхэльщ. Нобэ ди анэхэм я ц1ык1ухэм я гъусэу драгъэдэ1уэнущ абыхэм щыщ

Иджыпсту ди гупхэр зэрызэпеуэм иц1эр «Псалъэзэпыдзщ». Деплъынщ хэт нэхъ шэрыуэу къеджэфми.

Ислам Ш. Уакъ-уакъ жызы1эр бабыщщ,

Тощ-тощ жызы1эр джэд анэщ,

Джэд анэжьыр пшэрыщэщ,

Хуэуэгушу зэк1жыр мэз джэдщ,

Адэжынэр лъакъуэпц1эщ,

Жылэгъапц1эр к1ыгуугущ.

Дыгъужьыжьыр мэлырыхьщ,

Хьэ къарэжьыр ираущт.

Танэжь ц1ык1ур губгьэрытщ,

Ущурэ зек1уэр къыдырщ,

Къырым исыр къурш ажэщ,

Мэз бжэн ц1ык1ур чыху хэсщ,

Псышхуэм хэсыр бдзэжьейщ.

Наужь ц1ык1ур джэд гъащтэщ,

Хадэ къыщащтэр щ1ы гъунэщ,

Щыгъын зэрабзыр лэныстэщ,

Мастэм иридэр хъыджэбзщ,

У1эгъэм тралъхъэр шэхудэщ.

Дыдыр фащ1эм и 1эщэщ,

1эщыр гъатхэм мэбагъуэ,

1эщыр багъуэм бын гъатхэщ.

Болов Салим

-Си къаз плъэгъуа?

-Слъэгъущ.

-Дэнэ к1уа?

-Абгъуэм исщ.

-Сыт къик1эц1?

-Джэдык1э.

-Хэт ишх?

-Малыхъуэм.

-Сыт кърит?

-Хъуырыфэ.

-Хэт игъэтэдж?

-Тэджырей.

-Хэт иригъэбз?

-Бзэрей.

-Хэт иригъэд?

-Дэрей.

-Хэт щит1агъэ

-Уи шыпхъум.

-Дэнэ ук1уэ?

-Хьэщ1ап1э.

-Сыт ирагъэшх?

-Щыхь куц1рэ фо ц1ынэрэ.

-Си 1ыхьэр –щэ?

-Гъунэм илъщ

-Илъыжкъым?

-Дэнэ к1уа?

-Къуанщ1эм ешх.

-Къунщ1эр –щэ?

-Жыгым пысщ.

-Жыгыр-щэ?

-Джыдэм пеупщ1.

-Джыдэр-щэ?

-Пщ1ащэм щ1эльщ.

-Пщ1ащэр-щэ?

-Лыгъэм ес.

-Лыгъэр-щэ?

-Псым егъэунк1ыф1.

-Псыр-щэ?

Хьэм иреф.

-Хьэр щэ?

-Л1ым щ1ыгъущ.

-Л1ыр щэ

-Мэкъу йоуэ,

-Мэкъур щэ?

-Шхальэм дэльщ.

-Шхальэр-щэ?

-Жэмым бгъэдэтщ.

-Жэмыр-щэ?

-П1ап1у къехь.

-П1ап1ур-щэ?

-Джэдум иреф.

-Джэдур-щэ?

-П1экум исщ.

-П1экур-щэ?

-Уэ уисыжщ

Ведущий: ди жюри гупым зы унафэ ящ1ыху ц1ык1ухэм утыкур хуит яхуэтщ1ынщ.

Ведущая: Дунейм зы лъэпкъи тету къыщ1эк1ынкъым щ1эблэ узыншэ щ1эблэ гъэса ди1ащэрэт жимы1эу. Щ1эблэ гъэсэным адыгэхэм мыхьэнэшхуэ иратырт. Щ1эблэр щагъасэк1э адыгэхэм 1эмал зэмыл1эужьыгъуэхэр къагъэсэбэпырт. Абыхэм ящыщ зыт джэгук1э зэмыл1эужьыгъуэхэр. Иджыпсту ди ц1ык1ухэм дагъэлъэгъунщ зы джэгук1э «Джигиты»

Ведущий: Жюрим псалъэ идот.

Ведущий: Следующий конкурс – конкурс песен.

Команда «Нэлмэс»

Песня «У адыгов обычай такой» (Мамы)

1. Если где-то в кругу молодых,

Держит речь седовласый адыг

Ты не вздумай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой.

У адыгов обычай такой!

Да-да-дааа да-да-даа

У адыгов обычай такой!

Мис аращ, мис аращ

Дэ адыгэм ди хабзэр аращ

2. Если заново строишь ты дом,

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой.

У адыгов обычай такой!

Знай мой друг дорогой!

У адыгов обычай такой!

Мис аращ, мис аращ

Дэ адыгэм ди хабзэр аращ

3. Если гость постучит у двери,

Свое сердце ему отвори

И полдома на время отдай

И джэдлибжем его угощай,

Напои ключе---вою водой.

У адыгов обычай такой!

Да-да-да да-да-даааа

У адыгов обычай такой!

Мис аращ, мис аращ

Дэ адыгэм ди хабзэр аращ Проигрыш

4. Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой!

У адыгов обычай такой!

Знай мой друг, дорогой!

У адыгов обычай такой!

Мис аращ, мис аращ

Дэ адыгэм ди хабзэр аращ

Команда «Налкъут» Песня «Кабардино-Балкария» (мамы)

Гор белоснежных поэты

Стать воспевали в стихах,

Солнцем кавказским согрета

Ты утопаешь в цветах.

Припев:

Кабардино-Балкария

Гордая, сильная, славная!

Кабардино-Балкария -

Рек быстротечных прибой!

Кабардино-Балкария -

Песня в судьбе моей главная!

Кабардино-Балкария,

Знай, мы гордимся тобой!

Каждому гостю ты рада,

Ты, словно сказочный рай,

Счастье мое и отрада,

Мой удивительный край!

Горный хрусталь водопадов,

Тайна озер голубых,

Высится в тучах Эльбрус могучий -

Крепость джигитов лихих!

Припев:

Край мой любимый и сильный,

В радости вечно цвети!

Знаю, навеки с Россией

К счастью мы будем идти!

Припев:

Горный хрусталь водопадов,

Тайна озер голубых,

Высится в тучах Эльбрус могучий -

Крепость джигитов лихих!

Ведущий: пока наше жюри совещается на сцену приглашаем наших детей

Танец «Кафа»

Ведущий: И под стать красоте своего края адыги создали прекрасные обычаи, правила и нормы поведения. Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.

Когда говорят, что у кабардинца или балкарца есть нэмыс (намыс, это означает, что для этого человека моральные требования Адыгэ хабзэ, стали основой его поведения.

ЦIыхур дунейм къытохъуэри гъащIэу къыхуиухьар къегъащIэ. ЦIыхуи, лъэпкъи щыIэкъым езым игъэувыжа хабзэхэм темыту, щхьэрыхъу къудейуэ псэууэ. Лъэпкъ къэси езым и хабзэ иIэжщ, абы къинэмыщIауэ унагъуэ къэси езым игъэувыжауэ, а унагъуэм исхэм я зэхущытыкIэр, мардэу зэбакъуэ мыхъунухэр жыпхъэ гуэрым игъэувауэ хабзэ цIыкIуфэкIухэри яIэжщ. Хабзэр цIыху къэс, унагъуэм, лъэпкъым я напэщ, я набдзэщ, я бзыпхъэщ, я нэмысщ, я гъащIэ гъуазэщ. Лъэпкъым пщIэ зэрыхуащIыр зэрихьэ и хабзэрщ. Лъэпкъым хабзэфI иIэмэ, узыншэщ, щIэблафIэщ, къэкIуэн иIэщ. Адыгэ хабзэр илъэс минхэм къыпхрыкIа, гужьеипIэми, кIуэдыпIэми сыт щыгъуи адыгэр къизыша лъэпкъ фIыгъуэщ, напэщ. Адыгэ хабзэм уригушыIэ хъуну зыри хэлъкъым, ар цIыху гъащIэм и сыт хуэдэ джылъ цIыкIуми чэнджэщ IущкIэ бгъэдыхьэ узэщIакIуэ- гъэсакIуэщ.

Адыгэ хабзэр ткIийуэ, псоми я зэхуэдэу зэрыщытам и щыхьэту псалъэжь I эджэ ди деж къэсащ: «ХабзэмыщIэ емыкIухьщ», «Хабзэм къемызэгъыр и бийщ», ХабзэмыщIэ щIыкIейщ», «Хабзэр убзэкъым, акъылыр къалэмкъым». «Хабзэ мыщ1э жьэнт1ак1уэщ»Хабзэр лъэпкъым я набдзэщ, я бзыпхъэщ, я нэмысщ, я гъащ1э гъуазэщ. Лъэпкъым хабзэф1 и1эмэ, узыншэщ, щ1эблаф1эщ,къэк1уэн и1эщ. Фэ фщ1эхэр къытхэфлъхьэфыну п1эрэ нобэ…

Зэпеуэм зэреджэр «Хабзэ»

Хабзэм теухуауэ уп1щ1эхэр

1. Адыгэ 1энэм ехьэл1а хабзэхэр:

1энэм зэрыт1ысыпхъэм нэхъыщхьэу хэлъыр:

(Нэхъыжьыр жьант1э дыдэм гъэт1ысынырщ. Абы ягъэт1ысым зэреджэр тхьэмадэщ).

Дэнэ деж жьант1эу ялъытэр (пэшым, губгъуэм, нэгъуэщ1ып1э деж)

Ц1ыхухэр здызэхэт1ысхьа пэшым и бжэм нэхъ пэжыжъэ пл1анэпэрщ жьант1эу ялъытэр.

Гупыр губгъэм щызэхэт1ысхьэн хъумэ, псы ежэхыр къыздиж лъэныкъуэрщ жьант1эу ялъытэр.

Псы ежэх здумылъагъум гуп щызэхэт1ысхьэм деж дыгъэм и нурыр къыздидз (дыгъэр къыздепс е жэщу щытмэ, мазэ нурыр къыздидз лъэныкъуэрщ жьант1эр.

Гупыр 1энэм и т1ысык1эр.

Зэхэт1ысхьэр хэгъэрей гупмэ, нэхъыжъагъэк1э къык1элъык1уэр тхьэмадэм и ижьырабгъумк1и и сэмэгурабгъумк1и т1ыс мэхъу, ауэ хьэщ1э яхэту щытмэ,ар,хьэщ1эр, тхьэмадэм и ижъырабгъумк1э ягъэт1ыс. Езы хьэщ1эр хуитщ тхьэмадэм и ижьырабгъумк1э мык1уэу (и ныбжь елъытауэ) и сэмэгурабгъумк1э т1ысыну. Куэдрэ щыт1ыс къохъу хьэщ1ит1ым яку тхьэмадэр дэсу. Хьэщ1э нэхъыжъыр ижъымк1э, абы къык1эльык1уэр сэмэгумк1э игъэт1ысу. Ар хьэщ1ит1 зэбгъэдамыгъэсын щхьэк1эщ. Тхьэмадэмрэ хьэщ1э нэхъыжьымрэ т1ыса нэужь,мыдрейхэр –хьэщ1эхэри хэгъэрейхэри –нэхъыжь – нэхъыщ1эк1э мэт1ыс.

2. Нахъыжъым хуащ1 пщ1эр, нэмысыр.

Нэхъыжь гъуэгу техьауэ, ежъауэ к1эльыджэркъым, ат1э к1элъок1уатэ, к1элъожэри зыхуейр жра1э, къыщыгъупщар иратыж.

Нэхъыжь и псалъэ т1у ящ1ыркъым, абы и унафэ хэпсэлъыхьыжыркъым, якъутэжыркъым.

Тутын я1урылъу, фадэмэ къажьэдихыу, я 1эр я жыпым илъу е ахэр я шхужьым

ирагъэувауэ нэхъыжь пащхьэм щыпсалъэркъым.

Нэхъыжь блэк1ыу нэхыщ1эхэм щ1ык1эншэу защ1у,ину псальэу, къыщиуду дыхьэшхыныремык1у дыдэу ябж.

Нэхъыжъыр бгъэлъап1эмэ, абы хуэфащэ пщ1э хуэпщ1мэ, уэ жьы ухъуа нэужьк1э,апхуэдэ дыдэ пщ1э бгъуэтыжынущ.

Ц1ыхубзым ятеухуа хабзэхэр.

Ц1ыхухъумрэ ц1ыхубзрэ зэгъусэу щытмэ -ц1ыхубзыр данэкэ здэувын хуейр?

Ц1ыхухъумрэ ц1ыхубзрэ зэгъусэу щытмэ, щысмэ е гъуэгу теувэмэ, ц1ыхухъум ц1ыхубзыр и ижъырабгъумк1э егъэув (егъэт1ыс, ауэ и гъусэр и щхьэгъусэмэ, здигъэувыпхъэр (здигъэт1ысыпхъэр) сэмэгумк1эщ. Абык1э къащ1эу щытын хуейщ ахэр зэрызэщхьэгъусэр.

Ц1ыхухъуищ е ц1ыхубзищ зэгъусэмэ – ахэр зэрыувын хуейр?

Ц1ыхухъуищ е ц1ыхубзищ зэгъусэмэ, нэхъыжь дыдэр яку дэтщ, нэхъыщ1э дыдэр ижьырабгъум щытынущ. Ар зыбгъурыт нэхъыжъым и жы1эщ1эу (1уэхутхьэбзащ1эу) арщи,абы и унафэк1э зыщ1ып1эк1э зэры1ук1ыу ижъырабгъур нэхъыжъым къыхуэнэжын хуэдэу.

Ц1ыхухъурэ ц1ыхубзырэ гъуэгум щызэблэк1ын хъумэ?

Ц1ыхухъурэ ц1ыхубзырэ гъуэгум щызэблэк1ын хъумэ, ижъырабгъур ц1ыхубзым ират. Ц1ыхухъу нэхъыжьри ижьырабгъумк1эщ здыблагъэк1ыр.

Ц1ыхухъурэ ц1ыхубзырэ 1эпл1э зэхуащ1ын хъумэ,ц1ыхубзырщ жэрдэмыр зейр. Ц1ыхухъум япэ ц1ыхубзым 1эпл1э иришэк1ыныр емык1уу къелъытэ адыгэ хабзэм. Ц1ыхухъум япэу 1эпл1э зыхуищ1ыпхъэр анэшхуэ, анэ шыпхъу, езым и шыпхъу дыдэхэрщ.

Ведущая: Ди жюрир чэнджэщэху, ц1ык1ухэм утыкур хуит яхудощ1.

Ведущая: Еп1уэтыл1эу уи мурад,

Же1э Хэкум уи уэрэд.

Уи нэ, уи псэу ар уэ лъагъу,

Сытым щыгъуи абы щ1ыгъу!

Уи Хэку-анэр уи псэм пэщ1,

Уардэу дамэр уэри шэщ1,

Жи1э псалъэр т1у умыщ1,

Ц1ыху фэрыщ1ым дзыхь хуумыщ1!

Музыкальный номер Песня «Ди адыгэбзэ, ди хабзэ дахэ» (дети)

1Ди уэрэд ц1ык1ур къыхэдзэнщ

Дэ ттеухуауэ нывжет1энщ

Дэ дыадыгэу, ди бзэр дымыщ1эу,

Ар емык1у 1ейкъэ уей.

2 Анэдэлъхубзэу бзэм я лей,

Ди гущэ къуапэм и уэрэд

Укъыддалъхуащи ди псэм ухуэдэщ

Ди адыгэбзэ, уей.

3 Ди хабзэ дахэр тхуэхъумэжынщ

Лъэпкъым хуэфэщэу дыкъэхъунщ,

Ди адыгэбзэ, ди хабзэ дахэ,

Уэ ди лъэпкъ напэ, уей

Дэ дыадыгэу хабзэр дымыщ1эм-

Ар мы лъэпкъ напэ, уей.

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.

Ведущий:

Красив наш край! Прекрасны Кавказские горы. Наша земля дает богатые урожаи. Чистые воды в наших быстрых реках.

Много у нас городов и сел. Трудолюбивые люди живут на нашей земле. Они растят хлеб, фрукты и овощи. Они работают на фабриках и заводах, в магазинах и на дорогах. Они учат детей. Они изучают мир. Они хотят, чтобы наш край был еще краше!

Красив и богат этот горный край Кабардино-Балкарии. А на сколько хорошо вы знаете свой край сейчас мы узнаем.

Итак конкурс «Блиц-вопросы»

Наминация «

Вопросы.

1. Символом Кабардино-Балкарии являются горы, а точнее самая высокая гора. О какой горе идет речь? (Эльбрус)

2Как Эльбрус называют в народе? (Двуглавый)

3 Как кабардинцы называют Эльбрус? (Ошхамахо)

4А как балкарцы называют Эльбрус? (Минги тау)

5. Кто первым покорил восточную вершину Эльбруса? (Килар Хаширов, в 1829 году). А кто первым покорил западную вершину? (Ахия Соттаев, в 1874 году)

6. Вопрос зрителям. Назовите имя первого из русских покорителей Эльбруса, который дважды совершил восхождение на обе вершины и составил первую карту ледников. (Андрей Васильевич Пастухов)

7. Назовите самую многоводную реку нашей республики. Куда она впадает? (Терек, в Каспийское море)

8. Самая длинная река КБР, самый большой приток Терека. Она вобрала в себя почти все реки Кабардино-Балкарии. Что это за река? (Малка)

9. В нашей республике более 100 озер. Это удивительное озеро расположено в обширной степной котловине. Растительный и животный мир озера очень беден. Ценную лечебную грязь добывают здесь. Как называется это удивительное озеро? (Тамбукан)

10. Это одно из глубочайших озер мира. А находится оно у нас в Кабардино-Балкарии. В него не впадает ни одного ручейка, а ежесуточно вытекает 70 миллионов литров воды. Температура воды на всех глубинах и зимой, и летом постоянная. Что это за озеро? (Голубое озеро)

11. Поселившись на Кавказе, казаки переняли у горцев этот удобный вид одежды. Что это за одежда? (Черкеска)

12. Во многих селениях почти все – от мала до велика – исполняли танец горцев. О каком танце идет речь? (Лезгинка).

13. Основное занятие кабардинцев и балкарцев? (земледелие; скотоводство)

14. Назовите главную зерновую культуру у нас в республике. (Пшеница)

15. Какое растение в 18 веке называли чертовым яблоком? (Картофель)

16. В 17 веке в Египте ее называли турецкой пшеницей. А на родине она известна под названием маис. Как это растение называем мы? (Кукуруза)

17. А сейчас поговорим о некоторых животных КБР.

Эта птица водится у нас. Она внесена в Красную книгу и охраняется законом. Ее хвост похож на вилы о двух концах, которыми в старину наметывали сено в стога, на возы. Герой многих сказок, немногословен, быстротой не отличается. (Кавказский тетерев)

18. Представитель силы, зоркости, прозорливости, благородства. Царь-птица. Масса этой птицы до 7 кг, длина – до 95 см, а размах крыльев – до двух метров. Это настоящий охотник, ловкий, сильный. (Беркут)

19Это эндемик Кавказа, то есть нигде больше не встречается. Эти животные – древнейшие поселенцы нашего края. Обитают высоко в горах, занесены в Красную книгу. (Кавказский тур)

20Это могучее копытное животное, обитающее в горных лесах Кавказа. Масса до одной тонны, длина тела – 2-3 метра, рост – до двух метров. О каком животном идет речь? (Зубр)

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри (Итоги конкурса «Блиц – вопросы»)

Жюри:

Ведущий: Л1эпкъым и гупсысэр и дуней еплъык1эр, и акъылыр на1уэу къыхощ псалъэжьхэм.

Мыхэр ижь-ижьыж зэман лъандэрэ лъэпкъым къыдогъуэгурык1э, щ1эблэщ1эр игъэ1ущу,ф1ым хуриджэу, балигъыр иущийуэ. Иджыпсту гупит1ыр зэпейуэнущ хэт нэхъ псалъэжь нэхъыбэ ищ1эми.

Конкурс пословиц

Гугъу уехьу къэблэжъар 1эф1щ.

Зэхьэзэхуэ мэунэри зэижит1 мэунэхъу.

Лэжъыгъэм уегъэлъап1э, щхьэхынагъэм уегъэпуд.

Бзурэ пэт абгъуэ ещ1.

1уху щ1эк1э зымыщ1эр 1уэху щ1эным егъал1э.

Бзур зы1этыр дамэщ.

Ц1ыхур зы1этыр акъылщ.

Гугъуехь зымылъэгъуам тыншыгъуэр ищ1эркъым.

Ф1ым ф1ы пок1уэри, 1ейм 1ей пок1уэ.

Хабзэр ф1ымэ, бзыпхъэ трах.

Зи нэхъыжъ еда1уэ и 1уэху мэк1уатэ.

Ф1ыгъуэм я нэхъыщхьэр зэгуры1уэщ.

Щэным я нэхъ дахэр тэмакъ к1ыхьщ.

Зэхэпх псори уи ф1эщ умыщ1, пщ1э псори жумы1э.

Фащэм я нэхъ дахэр ук1ытэщ.

Гуп зыгъэгупыр гуп и уасэщ.

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри

Следующий конкурс – Конкурс «Умелые руки» «Национальное платье», «Поделки»

Зэман жыжьэм къыщегъэжьауэ мащ1э-мащ1эурэ зэгъэпэща хъуа адыгэ фащэ зэщ1экъуа дахэхэр иджыпсту ди къэфак1уэхэм ящыгъщ. А фащэхэр ящыгъуу хьэгъуэл1ыгъэхэм, гуф1эгъуэ зэхыхьэхэм щыбольагъу. Щхьэж и лъапкъым я1эщ тхыпхъэщ1ыпхъэ дахэхэр. Фэ фи къэлэну щытащ адыгэ ц1ыхубз фащэ вгъэщ1ырэщ1эну. Утыкур идот «Налкъ1ут» гупым. Утыкур идот «Налмэс» гупым.

Ведущая: Слово предоставляется членам жюри

Ведущая:

Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю. Наша маленькая родина Кабардино-Балкария является частичкой большой родины – России. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Но маленькая Кабардино - Балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия.

Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык. И Кабардино-Балкария, находясь в центре Северного Кавказа, тесно связана с казачеством и русским народом.

Наша с вами малая родина – КБР, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов.

Край, в котором живут больше 100 национальностей, и все они стремятся сделать нашу КБР ещё лучше, богаче и красивее.

В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

Ведущая: Девичий танец (мамы)

Ведущий. Нобэрей ди зэ1ущ1эм и к1эухыу ди гупитым зыкъыфхуагъазэхэр хъуэхъ дахэхэмк1э:

Адыгэ лъэпкъым хуэгъэза Хъуэхъу

Уафэ джабэр ди унэ бжыхьу,

Уафэгъуагъуэм дыкъимыгъаскlэу,

Дыгъэ къуэпсым и нэхур къытхидзу,

Ди анэ-адэхэр псом хуэмыдэу тлъытэу,

Ди зэхуаку дэлъыр гулъытэу,

Ди губгъуэ lэнэхэр дыгъафlэу,

Гупсысэ lэфlхэр гухэм щыдгъафlэрэ

Къытпэщылъ lуэхухэр щlыкlафlэу,

Гъуэгу къытпэщылъыр къызэнэкlыгъуафlэу,

Нартхэ я лъэужьыр хэмыгъуащэу,

АдыгэХабзэр ди щlэблэм едгъащlэу,

Шыгъупlастэм зыщыдмыгъащlэу,

Фlы щlэным дыхуэпlащlэу,

Нэщхъеягъуэхэр димащlэу,

Адыгэщlхэм дыщытепщэу,

Ди псыхэр мыутхъуэрэ,

Ди lэнэм тетыр тхъущlэжу,

Ди тхыдэ телъыджэр тщlэжу,

Щlэблэр къуэпс бжыгъэншэу къыткъуэжу,

Сыт тхузэфlэмыкlами зытщlэжу,

Ди напэхэр мылъку щхьэкlэ дымыщэжу,

Тщыгъупщэжар къытхуэщlэжу,

Гъавэр хадэхэм щыгъунэжу,

Ддэр цlыхугъэрэ напэу,

Адыгэ Хэкум и lуэхур тфlэнэхъапэу,

Зэгурыlуэныгъэр ди зэхуакум щыбатэу

Дыгуфlэрэ дыгушхуэу,

Адыгэ лъэпкъыр Тхьэм дигъэпсэу!

Подведение итогов конкурса «Мой край Кабардино- Балкария»

Публикации по теме:

«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж)«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж) Чудесный край, манящий край, Стал очень дорог сердцу моему… Каждый год я провожу свой отпуск в Воронежской области на Дону, в селе Щучье.

«Край ты мой, родимый край!» — фотоотчет«Край ты мой, родимый край!» — фотоотчет Для любого человека край, где он родился, самое милое и красивое место на земле. Здесь все свое, такое родное и любимое. Почему это место.

Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии»Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии» Фотоотчёт: "Чегемские водопады – жемчужина Кабардино - Балкарии" и" Сегодня уважаемые коллеги хочется показать один уголок моей республики.

Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии»Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии» Хочу познакомить, вас с изготовлением макета природных зон. Он знакомит детей с природой родного края. Он изготовлен из коробок из под.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край»Познавательная беседа с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришёл?» Тематическая неделя «Оренбургский край-хлебородный край» Цель:Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания зерновых культур в Оренбургском крае. Задачи:Формировать представление.

Сценарий развлечения «О край, ты мой! О, Родина моя!»Сценарий развлечения «О край, ты мой! О, Родина моя!» (Зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа) 1 ребёнок: Мой край, богатая земля, Народ мордовский,.

Сценарий праздника «Хабаровский край, гостей принимай!» аздника В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными.

Сценарий праздника  «Игра по станциям. Край, в котором ты живёшь» для всех дошкольников ДОУСценарий праздника  «Игра по станциям. Край, в котором ты живёшь» для всех дошкольников ДОУ 11 июня 2020 года прошёл праздник - Игра по станциям - «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ» для всех дошкольников МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного.

Сценарий викторины «Люби и знай свой Пензенский край» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий викторины «Люби и знай свой Пензенский край» для детей старшего дошкольного возраста Задачи. 1. Систематизировать знания детей об истории Пензенского края, его растительном и животном мире. 2. Развивать познавательный интерес,.

Автор публикации:
Сценарий билингвального конкурса «Мой край — Кабардино-Балкария»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 21:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий билингвального конкурса «Мой край — Кабардино-Балкария»» (включая файлы) размещена пользователем Мамрешева Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД