жулидова светлана ивановна
Сценарий весеннего праздника «Казачий праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Казачий праздник»
МБДОУ № 50
Город Оренбург
Музыкальный руководитель высшей категории
Жулидова Светлана Ивановна.
Пояснительная записка
Дошкольное учреждение располагается в поселке Берды, в исторической части города Оренбурга, где ярко выражена культура и традиции оренбургского казачества. Жители поселка чтут традиции и обычаи казачества. Музыкальное развитие воспитанников идет в процессе ознакомления с культурой, бытом, традициями казачества в п. Берды, Оренбургском крае. Дети посещают музей МОАУ «СОШ» № 63,14.; МУК БИС филиала №1.
Публикация «Сценарий весеннего праздника „Казачий праздник“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
Уральский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный, и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Культура казаков обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало
Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Оренбургской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.
Задачи:
1. Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры.
2. Приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.
3. Создание радостного настроения.
Воспитатель: (на фоне музыки) :
Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и… любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли,
С хоровода наш зачин! Дети заходят, ведут хоровод.
Выходят три девушки в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.
1. Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Казачки принесли хлеб и соль
На посиделки русские.
2. Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
3. И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль! Отдают хлеб и соль.
4. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
5. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
6. А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
7. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач, своих квартир.
8. Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
9. Так начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Будем весну закликать да в игры играть!
10. Ты проснись скорей, земля – матушка,
Зашуми листвой, лес наш, батюшка.
Пробудись, взбурли, речка быстрая,
Засверкай волной серебристою.
11. Вы порадуйте всех, проталинки,
Голубым ковром цветов аленьких.
Прилетайте к нам, птицы вешние,
И запой, скворец, над скворечнею,
12. Ты сияй, свети, солнце яркое,
За собой веди лето жаркое.
Пусть поля, леса улыбаются,
Земля – матушка просыпается!
Хоровод «Ивушка» Сели.
Воспитатель: Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
Воспитатель: «В тесноте - не в обиде». Мы собрались с вами на весенние посиделки.
Какие вы знаете весенние приметы.
Весенние приметы
*Как в марте зима не злится, а весне покорится.
*Ранний прилёт журавлей - ранняя весна.
*Длинные сосульки к долгой весне.
*Из берёзы течёт много сока – к ненастью.
*Весной берёза раньше ольхи листья распустит – лето
будет сухое; ольха опередит берёзу – мокрое.
*Синие облака – к теплу или дождю.
Воспитатель: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки».
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
Воспитатель:
«Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах».
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти.
Воспитатель: Казачий народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
Все дети поют песню, ведут хоровод: «Посею лебеду на берегу»
Посею лебеду на берегу, посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку, мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя, погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка, моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду, пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки, ни воды не ни молоденького.
Посею лебеду на берегу, посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку, мою крупную зеленую.
Воспитатель: Да вот они хороводы водят, друг к дружке присматриваются.
Игра «Казаки»
Дети водят круг казак стоит в центре
В хороводе были мы,
Казака там видели.
Видели, видели,
Видели, видели,
Казака-молодчика,
Казака-молодчика,
Молодца, молодца,
Молодца, молодца,
Казачок, подбодрись,
Два-три раза повернись,
Казачку в круг выводи
И как любишь покажи. Дети встают спиной друг к другу, считают:
Раз, два, три, голову ты поверни. Если в одну сторону повернули голову - обнимаются,В разные пожимают руку друг, другу.
Поиграем ещё в одну игру «Заря зареница» Сели
Две девочки и мальчик, читают частушки перед исполнением пляски:
1. – Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
2. – Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Мальчик: Эх, подгорка моя, подгорушечка!
Попляши ты со мной, моя душечка! Пляска «Варенька»
Ребё нок: Мы немножко притомились.
Вместе с вами посидим.
А кто шутку нам расскажет,
Тот свой ум покажет! Сели
Мальчик.
Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть,
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.
Ребёнок Это, дети, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Воспитатель: Сошёл снег со двора, приниматься за работу пора.
А в старину ох и тяжело поливать было. Посадят целое поле огурцов и поливают их ведрами.
Ребёнок.
Пошла млада за водой.
Коромысел золотой,
Коромысел золотой,
Ведерки дубовые.
Наши коромысла хоть и не золоченые, а тоже в дело пойдут! Кто ловчей да проворней воду перенесет да ни капли не разольет? Проводится игра с коромыслами.
Хозяйка: Кто-то еще в гости пожаловал, входите люди добрые!
Сценка «Коровушка» к песне «Ой вставала я ранёшенько»
Хозяйка: Кто-то еще в гости пожаловал, входите люди добрые!
(Входит девица с коровушка)
Хозяйка: Ты чего корову – то привела, продавать что-ли?
Девица: Да вот, хочу продать, такая корова капризная и упрямая и бодается и доиться не хочет
Хозяйка: Да у тебя просто подхода к ней нет, надо корову развеселить, а потом и доить можно, смотрю я и сдается мне, что ведь эта корова не простая, небось ученая какая. Может говорить умеет, надо что-нибудь спросить. «Коровушка, как тебя зовут?»
Корова: МУ_У_У_У_У!
Хозяйка: Говорит Буренка. А что ты хочешь пожелать всем в такой праздник?
Корова: МУ_У_У_У_У!
Хозяйка: Вот какая Буренушка, желает всем здоровыми быть, да молоко пить!
А вот я её уговорю, она и спляшет нам и споёт!
(Шепчет корове на ухо, корова кивает головой)
Песня -пляска девицы с коровой «Ой, вставала я ранешенько»
Девица: Вот, корова у меня, так корова! Ни корова, а клад. Зачем я Буренка, тебя продаю? Пойдём –ка домой Я тебя подою!
(Уводит корову)
Воспитатель: По весне молодых казаков забирали на службу. Мини сценка «Проводы»
Сценка «Проводы».
Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).
Отец: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, как и деды и отцы твои служили.
Сын: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!
Казачка- второй воспитатель : По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.
С нетерпением ожидали возвращения сына из похода домой, устраивали торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали сына. Трижды сын кланялся в ноги родителям и целовал их.
Невестка: Кланяюсь я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа. (Герои уходят)
Воспитатель: Первым помощником и другом был, как вы думаете кто?
Любили казаки коней.
Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты)
Игра «Наездник»
Ребё нок:
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем песню играть,
Казаков прославлять! ДМИ «Казаки»
Ребё нок:
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Это дружба, это встречи,
Это искренние речи,
Это праздник, увлеченье,
В нашей жизни наслажденье.
Финальная песня.
Ребё нок:
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе –
Удели счастливый час!
Воспитатель:
Пусть дружбу нашу Бог хранит,
И мы ее беречь пообещаем.
Ведь мы с тобою не разлей вода.
Всегда друг друга любим и прощаем!
Ребё нок: Казак без друзей, что дуб без корней.
Интернет ресурсы:
https://www.yandex.ru/search/
https://pensionerka.net/pozdravit_stihi/platok_stih/platok_stih.html
https://kanevskadm.ru/index
https://melody24.net/search/несе+галя++воду
https://www.doshkolniki.com/plyaski/horovod_u_kalinushki.html