МААМ-картинки

«Обычаи и традиции русского народа». Сценарий итогового открытого занятия в средней группе

Иванова Ольга Вячеславовна
«Обычаи и традиции русского народа». Сценарий итогового открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Участники

Воспитатель и воспитанники средней группы.

Цель Презентовать результаты исследовательского проекта «Традиции и обычаи русского народа».

Задачи

Закрепить знания воспитанников о жизни, быте и творчестве русского народа; повторить с детьми разные формы русского фольклора – загадки, пословицы, народная игра; продолжать развивать внимание, память, мышление; закрепить новые понятия в активном словаре дошкольников: россияне, столица, президент, ухват, изба, коромысло, чугунок, рубель, прялка, лапти; повторить факты о стране, исторических символах, современных госсимволах.

Темочки:

Оборудование

Ложки.

Примерное время 50 минут.

Предварительная работа

Открытое занятие – формат презентации результатов деятельности детей и педагогов.  Воспитанников можно нарядить в элементы народных костюмов. Например, девочкам повязать ленты и платки, мальчикам надеть картузы. Костюмы воспитатели могут сшить самостоятельно, либо привлечь к этому родителей, либо приобрести уже готовые элементы.

Занятие проходит в группе. Перед ним дети и педагог надевают элементы народных костюмов, освобождают ковер для игры, берут деревянные ложки по две на ребенка.

Перед открытым занятием гости познакомятся с музеем старинных вещей. Во время занятия дошкольники «подглядывают» в нем подсказки, чтобы отгадать загадки. После занятия воспитанники проводят экскурсию по музею старинных вещей для гостей группы. Они показывают выставку «Русские народные сказки» и свои поделки.

По согласованию с родителями воспитатель готовит детям сладкие леденцы на палочке, которые раздает в конце занятия.

Музыкальное сопровождение

Подготовьте композицию «Жили у бабуси…» из м/ф «Два веселых гуся» (реж. Л. Носырев, комп. В. Купревич, 1970) для игры с ложками.

Ход занятия 10 минут

Воспитатель

На занятии сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о стране, в которой мы живем. Как она называется? Как называют одним словом людей, которые живут в России? Что вы можете рассказать о России?

Дети отвечают на вопросы.

Пример ответа.

Дети

Россия – самая большая страна в мире. В ней много лесов, много городов. Здесь находится самое глубокое озеро мира – Байкал, течет очень большая река Волга. Россия – очень красивая страна.

Воспитатель

А как называется столица России? Что такое столица?

Пример ответа.

Дети

Столица России – Москва. Это главный город страны, в котором работает Президент.

Воспитатель

Молодцы! А как зовут нашего Президента? Какие государственные символы России вы знаете? Что можете рассказать о них?

Дети отвечают.

Пример ответа.

Дети 

У флага три цвета: белый – цвет чистоты, синий – цвет неба, красный – цвет силы. На гербе России изображен двуглавый орел. Двуглавый он потому, что наша страна очень большая, и орел должен следить за порядком везде. Гимн – это главная песня страны. Когда звучит гимн, нужно вставать.

Воспитатель

Наша страна очень большая и красивая. Россия – это наша Родина! А какие пословицы о Родине вы знаете?

1-й ребенок

Нет в мире краше Родины нашей.

2-й ребенок

Жить – Родине служить.

3-й ребенок

Одна у человека мать, одна и Родина.

Воспитатель

Молодцы! Россия появилась очень давно. Называлась она тогда Русь. Сегодня мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Древнюю Русь.

 Русь деревянная, край мой родной,

Где исстари русские люди живут.

Они прославляют дом дорогой

И песни душевные звонко поют.

Воспитатель читает четверостишие

Воспитатель

Ребята, а как вы думаете, почему Русь называют деревянной?

Дети отвечают.

Воспитатель

Конечно, потому что раньше люди строили себе дома из дерева. А как называется деревянный дом Руси?

Дети отвечают.

Воспитатель

Правильно, изба. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу самой красивой, нарядной. Все украшения избы тоже были деревянными. Все, что было внутри избы, делали из дерева: пол, потолок, мебель, посуду.

Ребята, посмотрите, у нас тоже есть изба, только здесь большой замок. Что же делать? Давайте попробуем снять замок, но для этого нужно встать и немного постараться. За дело!

Дети отвечают на вопрос воспитателя. Далее воспитатель проводит физкультминутку.  

Физкультминутка «Открываем замок» 10 минут

Воспитатель

На двери замок висит – как открыть, раз он закрыт?

Дети шагают.

Воспитатель

Раз – получше потяни.

Дети тянутся.

Воспитатель

Два – попробуй, покрути.

Делают повороты вправо и влево.

Воспитатель

Три – сильнее постучи.

Дети топают ногами.

Воспитатель

Оп! Открылся, посмотри!

На «Оп!» дети один раз хлопают в ладоши.

Воспитатель

Вот мы и открыли нашу избу! Добро пожаловать! Дорогих гостей всегда усаживали возле печки.

Печка-сударушка, нам помоги,

Вкусную кашу нам отвари,

Нам пирогов и хлебов напеки,

Спать на себе в тепле уложи.

С печкой уютно, с печкой тепло,

В доме богатство, здоровье, добро.

Воспитатель читает четверостишие.

Воспитатель

В каждой избе была печка-матушка, печь-кормилица. Ребята, а как вы думаете, почему печку называют кормилицей?

Дети отвечают.

Воспитатель

Умнички, конечно, потому что на ней готовили. А чем еще печь помогала людям? 

Дети отвечают.

Воспитатель

Верно, еще печь давала тепло, и на ней люди спали. А что сейчас у вас дома заменяет печку?

Дети отвечают: плита, отопление, кровати.

Воспитатель

Вот как много всего! Молодцы, все верно говорите. А сейчас давайте проверим, знаете ли вы предметы быта в избе. Я вам буду загадывать загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.

Воспитатель начинает загадывать.

Воспитатель

Замесила мама тесто,

В жаркое поставит место.

Тесто там не испарится –

В хлеб румяный превратится.

Ответ: печка

Воспитатель

В уголке стоит бычок, не бодается,

Он не ест, не пьет, а за еду хватается,

Схватит в печке котелок – отдает

И послушно в уголок отойдет.

Ответ: ухват.

Воспитатель

Стоит медный толстячок,

Поставил ручки на бочок,

Он кипит, шипит, сипит –

Всем чаевничать велит.

Ответ: самовар.

Воспитатель

Носит хозяюшка воду с утра,

Всяко быстрее нести два ведра!

Так на плечах у хозяйки повисло

И ведра держит теперь…

Ответ: коромысло.

Воспитатель

Снизу узок, верх широк,

И с ухватом он дружок.

Пар от каши – в потолок!

Стоит в печке…

Ответ: чугунок.

Воспитатель

Деревянная лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

Ответ: ложка.

Воспитатель

Отлично! Но у нас здесь еще много разных предметов. Давайте расскажем нашим гостям, как они называются и для чего нужны.

Показывает каждый предмет. Сначала спрашивает у детей, что это, затем продолжает показывать и кратко рассказывает про него. Также дети сами могут называть предметы, которые показывает воспитатель, и рассказывать о них.

Воспитатель показывает прялку. Дети отвечают.

Воспитатель

Подскажите, что это? Да, это прялка. На ней женщины пряли пряжу, то есть делали из шерсти от домашних животных нитки, из которых потом вязали теплые вещи.

Воспитатель показывает лапти. Дети отвечают.

Воспитатель

А это что такое? Верно, это лапти – обувь, в которой раньше ходили. Лапти делали своими руками из бересты.

Воспитатель показывает люльку.  Дети отвечают.

Воспитатель

А это что, помните?

Конечно, это люлька. Это кроватка для малышей, ее тоже делали из дерева и вешали рядом с печкой, чтобы малышу было тепло.

Воспитатель показывает рубель. Дети отвечают.

Воспитатель

А вот это что такое интересное? Молодцы, узнали рубель. Рубель использовали при стирке белья.

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ответы: стиральная машина, чайник, водопровод.

Воспитатель

Скажите, а вы знаете, что сейчас используют люди вместо рубеля? А вместо самовара? Вместо колодца? Ребята, какие вы молодцы, как вы много всего знаете.

А теперь я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи». Выходите на ковер.

Игра «У бабушки Маланьи»

10 минут

Дети с помощью считалочки выбирают водящего. Он встает в центр круга. Остальные дети идут по кругу. Воспитатель произносит текст игры. Дети, которые тоже знают текст наизусть, говорят вместе с педагогом.

Воспитатель и дети

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей.

Останавливаются.

Воспитатель и дети

Вот с такими ушами!

Прикладывают ладони к ушам, направляют ладони вперед.

Воспитатель и дети

Вот с такими глазами!

Немного наклоняются вперед, широко раскрывают глаза.

Воспитатель и дети

Вот с такой головой!

Поднимают округлые руки над головой, соединяют средние пальцы.

Воспитатель и дети

Вот с такой бородой!

Делают наклон вниз, медленно поднимаются.

Воспитатель и дети

Ничего не ели,

Медленно поворачивают голову и смотрят вправо, потом влево.

Воспитатель и дети

На нее глядели,

Разводят руки в стороны.

Воспитатель и дети

Делали вот так!

Дети, которые стоят по кругу, присаживаются на корточки. Затем водящий показывает любое движение, дети встают и повторяют за ним.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель

Как хорошо мы с вами поиграли. Теперь садитесь на свои места.

Игра с ложками

10 минут

Дети отвечают на вопрос воспитателя о ложках.

Воспитатель

В старину на Руси было очень много умельцев! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать картину, игрушки или шкатулку. А какую необычную посуду делали из дерева? Ими можно было и есть, и играть. Точно! Русские люди обратили внимание на то, что деревянные ложки издают очень приятный звук. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Воспитатель включает композицию «Жили у бабуси…». Дети под нее ритмично отбивают ложками.

Заключительная часть

10 минут

Воспитатель

А еще русские люди сочинили много хороших сказок. Как называются сказки, которые придумал народ? Правильно, народные сказки. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Пример ответа.

Дети

«Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка».

Воспитатель

Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием! А что такое заклички?

Дети

Это маленькие стихи, в которых люди что-то просят.

Воспитатель

Какие заклички вы знаете?

1-й ребенок

Иголка-иголка, не коли мне пальчик, сшей мне сарафанчик.

2-й ребенок

Дождик-дождик, лей, лей, лей, никого не жалей.

3-й ребенок

Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко-толоконнышко.

4-й ребенок

Солнышко, покажись, красное, нарядись. Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей

5-й ребенок

Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба черного и белого, только не горелого.

Воспитатель берет корзинку с леденцами в форме петушков по числу детей.

Воспитатель

Молодцы! А я тоже знаю одну закличку: петушки на палочке – сахарные, пряничные, с крылышками гладкими, с головками сладкими! Посмотрите, какие у меня конфетки – петушки на палочке! В старину такими конфетами угощали детей, и я тоже хочу вас сегодня угостить такими конфетками. (Раздает детям леденцы.) На этом наше занятие закончено. Ребята, спасибо вам, вы молодцы! 

Воспитатель показывает и раздает детям леденцы. В конце занятия дети и взрослые аплодируют друг другу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Фотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группе Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обычаи и традиции русского народа». Сценарий итогового открытого занятия в средней группе
Опубликовано: 6 января 2025 в 22:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Обычаи и традиции русского народа». Сценарий итогового открытого занятия в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Ольга Вячеславовна (УИ 1675814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД