Лариса Криворучкина
Сценарий игры-занятия для детей и родителей «Здоровье в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий игры – занятия для детей и родителей
«Здоровье в наших руках»
Цель:
для детей уточнение и закрепление знаний о необходимости беречь природу для сохранения своего здоровья.
для родителей привлечение внимания родителей к проблемам экологии и здоровьесбережения.
Задачи:
расширять знания детей о взаимосвязях в природе;
развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, активизировать мыслительную деятельность;
воспитывать бережное заботливое отношение к своему здоровью, ответственное и действенное отношение к природе.
Оборудование:
Публикация «Сценарий игры-занятия для детей и родителей „Здоровье в наших руках“» размещена в разделах
Картинные ребусы для слов «человек» и «природа»;
мягкая игрушка «волшебный цветок»;
таблички с картинками «воздух», «вода», «пища», «дом», «солнце»;
иллюстрации или видеоряд «Пожар в лесу», «Вырубка леса», «Свалка мусора», «Загрязнение воздуха автомобильными выхлопами»;
костюм и оборудование для эксперта – эколога: белый халат, резиновые перчатки, трёхлитровая банка с водой, две литровых банки, грязная тарелка, щепотка земли, щепотка стирального порошка, гуашь, грязная тряпочка; несколько слоёв марли, песок и древесный уголь – для изготовления фильтра, картинка «очистные сооружения»;
костюм Незнайки для родителя, 3 шарика с записками;
презентация «Человек и природа»;
материалы и инструменты для изготовления плаката «Береги природу»;
мешки для мусора.
Предварительная работа:
Проведение занятий и бесед «Что такое природа?», «Живая и неживая природа»;
в ходе наблюдений, опытов и экспериментов выявить необходимые условия для всех живых организмов;
выявить черты сходства и отличия человека от животных;
рассматривание картин и фотографий о вреде, наносимом природе человеком, обсуждение их;
проведение экологических бесед,
труд в природе по облагораживанию территории вокруг детского сада и на участке;
подготовка наглядного материала, разработка презентации;
подготовка наглядно-информационного материала для родителей /буклеты/ и детей /презентация, иллюстративный материал/.
Презентацию можно посмотреть по ссылке http://www.maam.ru/users/files/download3018.html
Ход игры – занятия
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Мы рады видеть вас у нас в гостях.
Дети: Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о двух вещах. А о каких, узнаете, разгадав ребус и составив слово из первых букв предложенных картинок.
Команде родителей слово «ЧЕЛОВЕК» /картинки в следующей последовательности: черепаха, енот, лось, олень, ведро, ель, карандаш/
Детям слово «ПРИРОДА» /картинки в следующей последовательности: паук, рысь, иголка, ракета, облако, дом, акула/
Команды называют слова.
Воспитатель: Давайте подумаем, как могут быть связанны эти два слова? (Высказывания детей и родителей по этому вопросу. В ходе обсуждения совместно приходят к выводу, что человек – часть природы).
Воспитатель: Я предлагаю вам назвать предметы природы, передавая «волшебный цветок» (игра в кругу «Что такое природа?» совместно дети и родители).
Воспитатель: Мы с вами знаем что, природа бывает живая, и не живая. Какие объекты живой и неживой природы вы знаете? (Дети по очереди называют живые объекты, а родители - неживые).
(После этого все садятся на свои места).
Воспитатель: Дорогие родители, ваши дети в ходе наблюдений, опытов и экспериментов выяснили и уже знают, какие условия необходимы для жизни всех живых организмов, а вы попробуйте выбрать нужные таблички.
(На столе перед родителями лежат таблички с картинками: воздух, вода, пища, солнце, дом. Родители выбирают и выставляют на доску 3 основных таблички: воздух, вода, пища).
1 ребёнок: Все живые организмы:
Будь то бабочки или слоны –
Все чистым, свежим воздухом,
Как мы дышать должны.
2 ребёнок: Вода есть в каждом из нас,
Вода всем живым нужна.
Если б не было воды,
То мы бы жить не могли.
3 ребёнок: В нашем доме есть еда –
Без неё прожить нельзя.
Нужно питание зверушкам,
Цветочкам, бабочкам и мушкам.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
На земле он всех умней,
Потому что всех сильней.
Отвечай-ка побыстрей,
Кто же умней и всех сильней? /Человек/
Воспитатель: Правильно вы сказали, человек всех сильней и умней, но если посмотреть вокруг, то можно сказать, что некоторые люди поступают неразумно и даже порой жестоко по отношению к природе. Вот послушайте истории, которые нам расскажут ваши родители.
(Родители рассказывают подготовленные заранее истории о негативном влиянии человека на природу с выставлением фотографий, иллюстраций или с демонстрацией видеоряда)
-Рассказ «Пожар в лесу».
-Рассказ «Вырубка леса».
-Рассказ «Свалка мусора».
-Проблемная ситуация «Загрязнение воздуха машинами».
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужна вода? /Для питья, приготовления пиши, для отдыха/.
Летом мы ходим на речку, отдыхаем, загораем, купаемся. Можно съездить на море. Почему люди стремятся съездить на море?
Мы с вами говорили, что человеку нужна вода и для питья. Из крана течёт чистая вода? Как очистить? (Фильтруем, кипятим, работают очистные сооружения).
Но, к сожалению, вода не только у нас дома требует очистки. Загрязнена вода в морях и реках.
(Выходит один из родителей /заранее подготовленный/ – он эксперт – эколог. Он предлагает смоделировать процесс очистки воды от загрязнений).
Эксперт – эколог: В трехлитровую банку нальем чистой воды из-под крана. Отольем в литровую банку и сполоснем в ней грязную тарелку (мытье посуды). Добавим щепотку почвы (мытье обуви). Нальем шампунь (стирка, умывание). Добавим гуашь (помоем стаканчики после рисования). Прополощем грязную тряпочку (мытье пола) и т. д. Кристально чистая вода превратилась в мутную жижу.
Какой была вода? (Чистая, ее можно было пить)
А получившуюся воду можно пить? (Нет, она грязная)
В дом по трубам к нам приходит чистая вода из подземных источников, а по канализационным трубам обратно стекает грязная. Очистить такую воду бывает непросто. Для этого строят специальные фильтры (показ картинки «Очистные сооружения»). Сейчас мы попробуем смоделировать процесс очистки воды.
(Демонстрация опыта «Очистка воды» и комментарии эксперта-эколога). Делаем фильтр из нескольких слоев марли, песка, древесного угля. Пропускаем через фильтр грязную воду и видим, что она стала гораздо чище, но еще не такая прозрачная, как в большой банке.
Это доказывает, что очищать воду очень нелегко.
Значит, чистую воду нужно беречь. Следует разумно относиться к запасам воды в природе.
Не забывайте, что воду нужно экономить. Если вы не закроете плотно кран, то за одну минуту вытечет сто десять капель воды, а за сутки мы потеряем два ведра воды.
Игра «Кому, что нужно для жизни?»
Воспитатель: Но вода нужна не только для питья и для хозяйственных нужд человека. А как вы думаете, ребята, зачем нужна вода морским и речным обитателям? (Это дом для них).
Птицам нужен воздух, рыбам – вода, зверям – лес. Я вам предлагаю сыграть с родителями в игру «Кому, что нужно для жизни?».
(Родители делятся на три группы: 1 – будут изображать воду; 2 – будут изображать лес /деревья/; 3 – воздух /облака/. Воспитатель называет обитателя, а дети изображают его в своей стихии).
(После игры все рассаживаются на свои места и появляется Незнайка /переодетый родитель/ у него в руках 3 шарика, а в шариках записки с вопросами).
Незнайка: Ребята, скажите, здесь говорят о том, что нужно беречь природу?
Вот ещё, зачем это природу охранять? Подумаешь, какие пустяки! Где захочу, там и выкину фантик от конфеты! И что тут такого?
Воспитатель: Незнайка, ну разве так можно? Ты как всегда опоздал и много не услышал, не узнал. Но ничего страшного: я тебе помогу. Мы вместе посмотрим презентацию, и, я думаю, ты узнаешь много нового и полезного, присаживайся на стульчик и смотри внимательно.
Просмотр презентации «Человек и природа».
Воспитатель: Ну что, Незнайка, понял, для чего нужно беречь природу?
Незнайка: Конечно, понял, чтобы быть здоровым, нужно беречь природу.
Воспитатель: Теперь ты знаешь – в природе всё взаимосвязано.
Незнайка: Лариса Викторовна, а я принёс вам 3 шарика: они необычные – с хитринкой. Помогите мне, пожалуйста, найти ответ на вопросы, спрятанные в них.
(Шарики по одному лопаются, и родители читают вопрос и отвечают сначала сами, а потом дети).
Вопросы:
-Что делать, если увидел, что ломают дерево?
-Что делать, если увидел, что ребята поджигают сухую траву?
-Что делать, если увидел, что мусор /бумажки/ бросили мимо урны?
Незнайка: Какие вы находчивые и любознательные ребята. Спасибо, что научили меня беречь природу. Помогите мне сделать плакат, с помощью которого я расскажу о значении природы своим друзьям из Цветочного города.
Дети и родители изготавливают плакат «Береги природу».
1 ребёнок: Природа в нашей жизни
Большую роль играет.
Если беречь природу,
Жизнь красивее станет.
2 ребёнок: Нельзя деревья вырубать,
Нужно беречь леса,
Животных нельзя обижать
Они – наши друзья.
3 ребёнок: Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Вместе: Это все для нас навечно!
Трудовая деятельность.
Дети и родители выходят на улицу и убирают мусор в лесном массиве детского сада.