Наталья Владимировна Беляева
Сценарий игры-путешествия по истории Саратова «Машина времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие "Машина времени" (подготовительная группа)
Задачи:
- расширять кругозор детей, в доступной форме обобщить и расширить представления детей об историческом прошлом и настоящем родного города Саратова на материале экспонатов областного музея краеведения и мини-музея детского сада;
- развивать фразовую речь, побуждать детей использовать предложения различной структуры;
- воспитывать любознательность, любовь к родному городу.
Предварительная работа:
Публикация «Сценарий игры-путешествия по истории Саратова „Машина времени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Саратовская область, Саратов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- совместная с педагогом продуктивная деятельность по созданию мини-макетов «Динозавры», «Стоянка первобытных людей», «Древний русский город»;
- посещение музея краеведения;
- беседы, просматривание презентаций на темы «Кто такие динозавры», «Первобытные люди», «Путешествие по страницам истории государства Российского», «Наш город родной»;
- подготовка выставок иллюстраций совместно с родителями «Мое любимое место в Саратове», «Экскурсия по городу Саратову»;
- рисование на тему «Будущий Саратов».
Оборудование: открытки с видами города, макеты «Динозавры», «Стоянка первобытных людей»,
«Древний город», панно «Город будущего».
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим еще одно путешествие на машине времени. На этот раз мы побываем и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
А сначала не было ничего: ни солнца, ни неба, ни времени, потому что некому было его отмерять. Появилась вода. Только вода. Мировой океан.
(запись звуков океана)
Но все менялось на планете Земля: отступил океан, и появилась суша, растения, животные. Давайте отправимся в это время.
(дети, двигаясь по кругу, говорят слова)
Раз, два, три, четыре, пять
Машину времени включили мы опять.
Завертелось, закружилось колесо,
Мы увидим то, что будет, что прошло.
Реку времени мы с вами перейдем,
В прошлое и будущее попадем…
(дети подходят к макету «Динозавры»)
Воспитатель: Мы попали с вами в эру динозавров. Вы так много интересного о них знаете. Но нам здесь задерживаться нельзя. А для того, чтобы благополучно вернуться из этого времени и попасть в другое, вы должны ответить на эти вопросы.
(дети читают вопросы и отвечают на них)
1. Кто такие динозавры? (гигантские ящеры)
2. Где жили динозавры? (в воде, на земле, в воздухе)
3. Чем питались динозавры? (мясом других животных, растениями)
4. Почему погибли? (предполагают, что из-за метеорита)
Воспитатель: А если бы вдруг ожили динозавры, могли бы они жить в наше время? Как вы думаете?
(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Молодцы! Крутим машину времени дальше.
(дети произносят слова, подходят к макету «Первобытные люди»)
Воспитатель: А здесь нас ждет игра «Правда-неправда». Если вы вспомните макет в нашем музее, экскурсию в краеведческий музей, посмотрите на этот небольшой макет, то легко справитесь с этим заданием. Итак…
… правда ли, что первобытные люди шили одежду из ткани? (нет, они делали одежду из шкур убитых животных) А что они еще делали из шкур?
… правда ли, что первобытные люди использовали кости, камни для того, чтобы сделать различные предметы? Что, например?
…правда ли, что люди принесли первый огонь с пожара? А как потом научились они добывать огонь?
Воспитатель: Вы и здесь справились с заданием. Молодцы!
Шли годы. Люди многому научились: шить удобную обувь, делать предметы быта из различных материалов. Появились разные поселения, крепости, а потом и города. А путешествие наше продолжается по воде, по великой реке Волге. Поплыли.
(дети «плывут» как гребцы к макету на малой сцене «Русский город»)
Воспитатель: И приплыли мы к хорошо знакомому граду. Укрепленные деревянные поселки в это время называли градами, отсюда происходит хорошо известное слово «город».
(дети садятся на стульчики около макета, воспитатель задает вопросы детям)
1. Для чего построили град?
2. Каким был древний Саратов?
(воспитатель с помощью опорных вопросов помогает детям составить рассказ о древнем Саратове)
…Если мы хорошо рассмотрим крепость, вспомним древний Саратов, который мы видели в краеведческом музее, то увидим, что здесь все сделано так, чтобы раньше заметить врага и лучше защищаться от нападений. Город окружали стены из высоких, толстых бревен, был ров, земляной вал, чтобы труднее было добраться до воды. Около стен стояли бойницы. Что это?
…Вот колокольня. Расскажите, для чего нужна было большая башня с колоколами? Зазвони громко колокол, зажгли на возвышенностях костры. В чем же причина?
…Вот здесь дома, колодец. Это пассад. А кто же жил в пассаде? (стрельцы, военные люди).
…Сначала жили только военные. Но потом град стал расти. И это уже не крепость, а центр ремесла и торговли. Расскажите, чем занимались жители нашего города? Вам помогут фигурки, которые вы рисовали.
Как много мы смогли рассказать о нашем родном городе, о том какой он был в древности. Но на Волге появлялись и другие города. А как же называют жителей городов, деревень на Волге? (волжане). Вот мы с вами сейчас и побудем немного волжанами…
ФИЗ. МИНУТКА «ВОЛЖАНЕ»
1. Мы стоим на бойнице. Мы – дозорные. Смотрим, откуда мчится вражеская конница (налево-направо) (повороты головы – 4-6 раз).
2. Враг приближается. Заряжаем пушки. Заряжаем, стреляем: «бух». (наклоны влево-вправо, движения двумя руками – 4-6 раз).
3. А теперь мы гребцы на большой лодке. Взяли, раз, взяли, два (движение гребцов).
4. Сели на коней, преследуем конницу врага, чтобы неповадно было возвращаться… (бег)
А теперь снова садимся в машину времени. Время не ждет…
(дети двигаясь по кругу, произносят слова)
Воспитатель: И мы снова попали в настоящее время, в сегодняшний Саратов. Представьте себе, что приехали гости из другого города или даже из другого государства и просят вас рассказать, что интересного есть у нас в городе. Сможете?
Вам помогут уже знакомые открытки. Выберите любые, их много, о которых хотите рассказать. Запомнили свои открытки? Теперь поставьте их на полочки и садитесь.
(дети рассказывают о достопримечательностях Саратова)
Воспитатель: Вы очень много знаете о своем городе, это хорошо… Но я вам обещала, что будет сюрприз. Отправляемся в будущее.
(дети двигаясь по кругу, произносят слова «машины времени», воспитатель снимает покрывало с макета «Город, который постоим сами»)
(дети рассматривают макет, узнают свои рисунки, рассказывают что и почему они нарисовали для города будущего)
Воспитатель: Мне понравился ваш рассказ. Но это будущее, а что же мы сегодня может сделать, чтобы наш город стал лучше?
(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Я думаю, что вы любите свой город, а когда вырастите, сделаете все, чтобы он стал лучше и краше. Таким, какой и у вас получился город будущего.
ИТОГ.
-Понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего?
-Конечно, это не последнее путешествие в другие эпохи и мы обязательно будем путешествовать во времени. А куда бы вы хотели отправится в следующий раз?