Ирина Субботина
Сценарий игровой обучающей ситуации «Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
игровой обучающей ситуации
«Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями»
(для детей средней группы)
Цель: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;
Публикация «Сценарий игровой обучающей ситуации „Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Сценарии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
расширять представления детей о комнатных растениях, о том, в каких условиях они хорошо себя чувствуют, как правильно за ними ухаживать.
Задачи:
-уточнять названия комнатных растений уголка природы группы;
-закреплять умения детей поливать растения из лейки, рыхлить землю в горшке, протирать листья растений влажной салфеткой;
-вызывать у детей интерес к растениям и желание ухаживать за ними.
Предварительная работа: просмотр фрагментов из м/ф «Малыш и Карлсон», показ презентации о комнатных растениях «Наши зелёные друзья», экскурсия в зимний сад детского сада, рассматривание комнатных растений в уголке группы; рассматривание алгоритма ухода за растениями.
Оборудование: комнатные растения группы, новое растение в горшке (цветущая бегония, лейки с длинным носиком, лопатки для рыхления, опрыскиватель, сал-фетки; алгоритм ухода за комнатными растениями.
Словарная работа: фикус, герань, кливия, бегония, опрыскиватель,
овальные широкие листья, круглые листья, длинные узкие листья; ухаживать, за-ботиться.
Связь с другими видами деятельности: экскурсия в зимний сад детского сада, наблюдения за комнатными растениями в группе и дома, разучивание стихотво-рений о цветах, аппликация «Цветы для мамы, сестрички и бабушки», разнооб-разные поручения.
Ход игровой ситуации
1. Создание игровой обучающей ситуации.
В отсутствие детей воспитатель создает игровую ситуацию : устраивает бес-порядок (снимает цветы с подоконника и как попало расставляет на полу и стуль-ях. Возле горшка с новым цветущим растением насыпает немного земли). Где-то рядом на прячется Карлсон (взрослый герой).
2. Вводная часть ИОС.
При входе в игровую комнату воспитатель обращает внимание детей на беспоря-док, проговаривая всё, что видит: растения стоят не на месте, рассыпана земля, разбросаны лейки, лопатки…
- Что же случилось? Кто устроил этот беспорядок? Дети, давайте поищем вместе. Идёт вместе с детьми по комнате и находит Карлсона. Дети, кого мы нашли? (Карлсона). Обращается к Карлсону : «Сознавайся! Это твои проделки?»
-Карлсон отвечает, что он летал неподалеку и захотел заглянуть к детям, но рас-тения мешали ему открыть окно, и он стал сбрасывать их на пол.
-Воспитатель говорит: «Карлсон, наверное, ты не знаешь, что комнатные расте-ния
живые. Они очень нежные, так с ними обращаться нельзя. Дети, давайте
осторожно поставим цветы на место и расскажем Карлсону, как надо заботиться о комнатных растениях.
(Дети и Карлсон собирают оборудование и ставят комнатные растения на места).
3. Получение детьми нового знания.
При уборке воспитатель обращает внимание детей на новое цветущее рас-тение и спрашивает Карлсона, не знает ли он, откуда оно появилось и как назы-вается.
Карлсон отвечает, что, собираясь в гости к детям, он решил подарить им что-то красивое и выбрал вот этот цветок, а как он называется, не знает». Воспи-татель говорит, что она поможет всем вместе узнать, как называется это растение.
Рассматривание слайда на интерактивной доске с изображением нескольких растений, имеющихся в группе (фикус, кливия, герань, бегония) и спрашивает де-тей, какое из них похоже на цветок, подаренный Карлсоном. Дети показывают и повторяют название. Карлсон ты тоже запоминай. Повторяй за детьми назва-ния….
Дидактическая игра «Покажи и назови правильно». По изображению на слайде дети подходят к выбранному растению и проговаривают его название. Один раз Карлсон выбирает растение неправильно. Дети его поправляют. Воспи-татель: «А сейчас мы покажем Карлсону, как мы умеем ещё играть и превра-щаться в цветочки. Поиграй с нами, Карлсон!»
Физминутка: Наши алые цветочки
Распускают лепесточки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки,
Закрывают лепесточки,
Тихо засыпают, головой качают!
4. Трудовая деятельность детей.
Воспитатель: «Карлсон, а сейчас, как мы и обещали, дети расскажут и по-кажут, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Слушай внимательно, смотри и запоминай. Дети потом у тебя спросят, как ты всё запом-нил.
Рассматривание слайда с алгоритмом по уходу за комнатными растениями.
(По желанию дети рассказывают по картинкам алгоритма, что и как нужно де-лать)
Воспитатель расставляет комнатные растения на столах и на полу так, чтобы де-тям было удобно и безопасно к ним подходить.
Работа детей в парах (работает одновременно 10 детей).
Во время работы воспитатель с Карлсоном выполняют действия вместе с детьми, передвигаясь от пары к паре. Карлсон задаёт вопросы, произносит ре-плики, хвалит детей, высказывает своё мнение.
Уход за фикусом, стоящим на полу.
1 – 2 пара. Протирание листьев у фикуса.
Вопросы Карлсона к детям : как называется это растение? Какой формы листья? Какого они цвета? А вот это цветок? (показывает на молодой листик). Для чего нужно мыть листья? А зачем вы всё время моете салфетку?
Воспитатель комментирует и помогает детям отвечать на вопросы, если необхо-димо. (Листья у фикуса плотные, гладкие, овальные, тёмно-зелёного цвета. Фикус цветёт редко, а это молодой листик, а не цветок. Мы будем за ним хорошо уха-живать и обязательно увидим, когда у фикуса будет цветок).
Рыхление земли у фикуса.
3 пара.
Вопросы Карлсона к детям : Что вы собираетесь делать? Для чего нужно рыхлить землю в горшке? (чтобы воздух попадал под землю и корешки дышали) Почему лопатки деревянные и не острые? (чтобы не повредить корни растения)
Полив растений.
4-5 пара. (поливают герани и кливию)
Карлсон : «Мне нравится поливать. Я беру лейку, летаю и поливаю все цве-ты на балконах!» (берёт лейку и пытается полить).
Воспитатель: «Что ты, Карлсон! Нужно не только уметь правильно поли-вать растения, но и знать, когда их нужно поливать. Вот посмотри, как это дела-ют наши дети». (На двух столах стоят по два горшка с растениями. На одном столе-две герани. На втором столе-две кливии). Дети, какое растение вы сейчас будете поливать? (дети показывают и называют) А вторую герань будете поли-вать? (нет) Почему? Дети отвечают. Воспитатель помогает, если необходимо. В первом горшке земля тёмная. Когда пальчиком потрогаешь, она мокрая. Значит поливать сейчас не надо. Карлсон, а во втором горшке земля какого цвета? (се-рая) Знаешь, почему? Ну-ка, потрогай её… Мокрая земля? (нет, сухая) Значит… это растение нужно полить. Теперь ты понял, как правильно нужно поливать рас-тения?
Аналогичные действия проводятся с кливией.
Воспитатель начинает поливать вместе с детьми и говорит: «Наши дети умеют правильно поливать лейкой».
Вопросы Карлсона к детям : Для чего у лейки такой длинный носик, как хо-бот у слона? (чтобы вода попадала прямо под корешок растения). Как надо пра-вильно держать лейку при поливе? (держать низко над горшком, чтобы вода не разбрызгивалась). Наверно, воды маловато. Надо ещё подлить. Пойду из крана водички наберу, холодненькой!
Воспитатель: Что ты, Карлсон, вода должна постоять немного в комнате и нагреться, а то растение заболеет. Дети, а как узнать, хватит водички растению или нет? (Ответы детей : если на поддоне появилась вода, то хватит) Поэтому надо воду лить медленно, чтобы смочилась вся земля сверху и смотреть на поддон. Как появилась вода, поливать больше не надо.
Рыхление почвы.
Вторые дети из 4-5 пары приступают к рыхлению землю у политых ранее герани и кливии.
Карлсон : «Я уже знаю, для чего нужно рыхлить землю у растений, чтобы корни дышали. Но ещё ни разу не пробовал это делать сам. Дети, можно, я вам помогу? Выполняет работу вместе с детьми.
Опрыскивание растений.
6 пара.
Воспитатель: Дети, нам Карлсон подарил замечательное растение. Как оно назы-вается) (бегония). Красивые яркие цветочки какого цвета? (розовые). У бегонии очень нежные листья и протирать их сложно. Для мытья растений с маленькими и тонкими листьями у человека есть помощник. Может кто-то знает, как называется этот предмет? (опрыскиватель) Этот опрыскиватель большой и тяжёлый. Чтобы он заработал, надо накачать в него воздух. (выполняет все манипуляции и пока-зывает, как работает опрыскиватель).
Воспитатель поручает Карлсону помыть бегонию. Дети становятся полу-кругом и наблюдают за работой взрослого. Воспитатель комментирует действия Карлсона.
Затем взрослые предлагают детям собрать всё оборудование в контейнер, помыть руки. Пока дети выполняют поручение, взрослые расставляют все расте-ния по местам.
5. Рефлексия.
Воспитатель обращает внимание детей на чистоту и свежесть всех растений в группе. Благодарит всех детей и хвалит каждого отдельно, отмечая его умения и старание. Благодарит Карлсона за подарок и помощь в труде вместе с детьми.
Карлсон благодарит детей за то, что они многому его научили. Он узнал но-вые названия комнатных растений. Научился правильно поливать, рыхлить, мыть растения. И даже сам побрызгал растение из опрыскивателя.
Карлсон : «Скоро я прилечу к вам снова и принесу очень интересный подарок, который пригодится вам для ухода за растениями. Но это сюрприз! До скорой встречи! В следующий раз я постучу в окно, чтобы вы мне открыли. Я теперь бу-ду бережно обращаться с растениями. Пока, пока!»
Воспитатель вместе с детьми прощаются с Карлсоном, обходят комнату и лю-буются своими зелёными друзьями.
Диалог о проделанной работе: кто что делал? Как получилось? Что больше понравилось? Что хочется сделать в следующий раз? С кем понравилось рабо-тать?