Астафьева
Сценарий игрового познавательного развлечения в старшей группе «Веселая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические цели: - создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам,
- познакомить с обрядовыми традициями русского народа во время празднования Масленицы,
- приобщение к истокам русской народной культуры, воспитание любви к семье, Родине.
Задачи: - уточнить и закрепить знания детей о народном празднике Масленице, её традициях;
- формировать представление о жизни своих предков и народной культуре.
Участники: Все дети группы.
Оформление: - элементы русских народных костюмов для детей,
Публикация «Сценарий игрового познавательного развлечения в старшей группе „Веселая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2021
- русский народный костюм для воспитателя,
- распечатанные фото детей с блинами для оформления зала, видео клип с участием детей, Стол, самовар, скатерть, чашки с блюдцами, блюдо с блинами (импровизированными, вырезанными из бумаги), конфетами, баранками на ленточке, Чучело Масленицы.
Оборудование: - музыкальное сопровождение,
- спортивный инвентарь: мягкие шарики или сшитые из ткани и ваты шарики – для игры в снежки,
- 2 сковороды и 2 мешочка с песком или вырезанные из желтого картона 2 круга (блины) по диаметру сковороды – для игры «блины»,
- канат,
- 2 деревянных коня – «Конкурс «Скачки на конях» - конкурс для мальчиков
- моталочки (палочка на ленточке) на количество девочек в группе. - конкурс для девочек. (В моей группе 6 девочек, у меня было 6 моталочек)
- 2 корзины и мешочки с песком – для игры ; «попади в цель»,
- цветные ленточки по количеству детей - для игры «Карусель».
- чучело масленицы,
• Понедельник – "Встреча". В этот день проходит встреча Масленицы. Люди делают соломенное чучело Масленицы, на месте для гуляний сооружают горки, снежные крепости. Также в этот день заготавливают продукты к праздничному столу. Хозяйки пекут блины. Первый блин отдают нищим, чтобы они помянули души умерших родственников. Невестки навещают своих родителей.
• Вторник – "Заигрыш". В этот день начинаются масленичные гулянья : народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, свадьба как раз на Красную горку скажется.
• Среда – "Лакомка". В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение.
• Четверг – "Разгуляй". В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться : устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.
• Пятница – "Тещины вечерки". В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.
• Суббота – "Золовкины посиделки". В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки.
• Воскресенье – "Прощеное воскресенье". В этот день заканчивается масленичная неделя. Все просят друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Вечером этого дня проходят широкие гулянья со сжиганием чучела Масленицы.
Звучит веселая русская народная музыка, дети входят в зал и становятся в хоровод.
Ведущий.
Собирайся, народ! В гости Масленица ждет…
Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название и свои традиции. Сегодня мы с вами проиграем все 7 дней масляной недели.
Звучит наигрыш веселой народной русской песни, появляется Масленица.
- Как же созывали народ на Масленицу : (стихи детей)
Ребё нок 1:
Эй! Веселей собирайся народ,
Нынче Масленица идёт
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собою захватите.
Ребё нок 2:
Тары - бары, тары- бары,
Заходите во дворы
Будем пляски начинать,
Будем Масленку встречать.
(Внести в зал чучело масленицы и поставить возле стола с самоваром)
Вед:
Что встречает Масленица? (Весну)
А что провожает? (Зиму.)
Правильно! молодцы! А какие самые любые зимние игры? (Снеговика лепить, снежки….)
Ребенок 3:
Масленица! В гости к нам пришла!
Масленица! Счастья принесла!
Масленица! Зиму унеси!
Масленица! К нам весна приди!
Ребенок 4 :
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
Вед: И так, у нас наступил первый день масляной недели, «ВСТРЕЧА», и встречать мы его будем веселой и задорной игрой «СНЕЖКИ». Под веселую музыку, мы с вами, будем бросать друг в друга снежки, а когда музыка закончится, быстренько соберем наши снежки обратно в корзинки и займем свои места.
ИГРА «СНЕЖКИ»
Вед: Весело поиграли. А наше празднование продолжается. «ЗАИГРЫШ».
Ребенок 5 :
Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости
Вед: В этот день начинаются масленичные гулянья : народ катается с горок, на санях и на каруселях. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА». С правилами игры мы с вами знакомы, но напомню, что после игры мы с вами становимся снова в круг.
ИГРА: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Вед; Ну вот и подошел к концу наш второй день развлечений. А на очереди у нас новый день. И называется он «СЛАДКОЕЖКА».
Ребенок 6 :
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Ребенок 7:
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий —
Это лучшая еда!
Вед: Сегодня все пекут блины. Мы с вами поиграем в эстафету, чья команда быстрее напечет блины. Вам нужно разделиться на 2 команды. У капитана команды в руках сковорода с блином. Напротив каждой команды стоит стул (наша импровизированная печь, ваша задача: добежать до стула, поставить сковороду на «печь», обежать вокруг стула, и вернуться в команду. Следующий игрок бежит к плите, переворачивает блин, обегает вокруг стула, берет сковородку и возвращается в команду. Передает сковородку следующему игроку. Все поняли?.
(музыкальное сопровождение)
ЭСТАФЕТА «СЛАДКОЕЖКА»
Вед: Молодцы! Блинов напекли, всех накормили, а у нас на подходе новый день!
Ребенок 8:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
Вед: А в эту пору народных гуляний проходили состязания, кулачные бои и молодежь весело штурмовала снежную крепость. Давайте и мы повеселимся и устроим масленичные состязания. И сейчас у нас с вами будет перетягивание каната. Задача участников перетянуть противоположную команду за линию, с равных сторон которой, стоят команды.
Можно усложнить задание. Конкурс “Кто быстрее”. Двое участников держатся одной рукой за концы каната с разных сторон. На расстоянии метра от каждого участника лежит кубик (или любой другой предмет). По сигналу нужно дотянуться и взять рукой кубик, не отпуская канат.
(Под музыкальное сопровождение проходит эстафета «Перетягивание каната»)
Вот такие сильные и ловки у нас команды. А мы продолжаем наши гуляния дальше. И следующий день у нас ПЯТНИЦА. А это значит у нас день «ТЕЩЕНЫХ ВЕЧЕРИНОК»
Ребенок 9:
«Тещины вечёрки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
Вед: и у нас с вами опять командная эстафета. Сначала у нас участвуют девочки. Вам нужно на время сматывать моталочки. Кто первый смотает ленту, тот победиьель.
(Музыкальное сопровождение)
А теперь к участию приглашаются мальчики. Вам нужно разделиться на 2 команды. У каждой команды есть вороной конь. У нас с вами будут скачки на конях. На против каждой команды, на расстоянии 5-7 метров стоит стул. Ваша задача: сесть на коня, доскакать до стула, обежать стул и вернуться в команду. Побеждает та команда, чьи игроки быстрее справятся с заданием.
(Музыкальное сопровождение)
Вед: молодцы! Участники обоих команд проявили себя на все 100 %.
А следующий день наших гуляний – СУББОТА.
Ребенок 10:
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
Вед: И следующая Эстафета : “Попади в цель”. Выкладываем на расстоянии 3-5 метров от линии обручи (можно одного или разного диаметра). Дети стараются попасть мешочком (или снежком) в обруч. Вместо обруча можно нанести любую разметку подкрашенной водой. Броски можно осуществлять правой/левой рукой, спиной к мишени, из под ноги и так далее…. (музыкальное сопровождение….
ВЕД: Молодцы! Очень ловкие и меткие наши игроки.
А мы подошли с вами к заключительному дню наших масленичных гуляний. ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Ребенок 11:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения.
Вед: В этот день просили прощение, пели частушки, танцевали, катались на каруселях, веселились до позднего вечера. А в конце всего веселья сжигали чучело масленицы, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
А сейчас и мы с вами пропоем частушки и покатаемся на карусели….
(музыка для частушек)
Ребенок 12:
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Ребенок 13:
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
Ребенок 14:
Семь блинов я слопала,
На мне юбка лопнула,
Пойду юбку зашивать,
чтобы есть блины опять.
Ребенок 15:
Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов,
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую!
Ребенок 16:
Кабы, кабы, да кабы,
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
Ребенок 17:
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера,
А вы сидите до утра,
Коли делать нечего!.
Вед: спасибо, ребята! Здорово и весело пропели частушки! А сейчас :
Ради ярмарки большой есть сюрприз у нас такой
Всех на радость и веселье покатают карусели!
Игра «Солнцеворот»
В центре круга ведущий с обручем, на котором привязаны цветные ленты.
«Гори, гори ярче, летом будет жарче,
А зима теплее, а весна милее»
За ленты водят хоровод, ближе подходят к солнцу. На слово – ГОРЮ, «солнце» ловит детей. (Под музыкальное сопровождение проиграть 2 раза)
ВЕД: Повеселились мы на славу, да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Но, к большому сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Увозят чучело Масленицы.
Вед:
Будем мы Весну встречать.
И блинами угощать!
И всем на удивленье!
Для вас готово угощенье! (на столике стоит корзина с конфетами и связка с баранками)