Ирина Курмышова
Сценарий фольклорного праздника «Русская изба» для дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская изба-всему свету краса» Подготовительная группа
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях современного детского сада.
Задачи:
· Закрепить знания детей об обычаях и традициях русского народа, их быта;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
Темочки:
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская изба
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
· Доставить детям радость.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.
Ход мероприятия
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
/Выходят хороводом дети, встают в круг/
1 реб: Хоровод мы заведём
В старину мы попадём
Во времена стародавние
Интересные, забавные.
ХОРОВОД «Перевоз Дуня держала» рус. нар. песня
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева,: и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко начинает примораживать, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю. И вы инструменты разбирайте.
2 реб: Русь деревянная- края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /вся группа/
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу. Только моя изба-то совсем старая стала. И решила я пока силы есть, новую построить. А с чего начать, не знаю. Вы мне не поможете? /ответ/
-А как выбирали место, где строить избу? / показ на экране: поле, темный лес, гора дети выбирают правильный ответ, обосновывают/
Реб: На опушке леса, возле шумной речки
Где цветет калина, изба моя стоит
Выйдешь за околицу, там поля широкие
И тропинка милая вдаль меня манит. …
-Из какого леса строилась изба? Какими инструментами? Были ли гвозди? (ответ)
Реб: Дружно мы взялись за дело, быстро выросла изба
Всем окресностям на диво, без единого гвоздя.
-С чего начинали строить дом? (ответ) -Как делали фундамент? (ответ)
- А вот как у моих соседей дом строили. (кадры из м/ф. «Кошкин дом», обсуждение)
-Дом построили, а что в доме должно быть, знаете?
-Игра с клубочком. Ведущий кидает клубок, ребенок загадывает загадку. Как загадку отгадываете, то сразу и появляется в избе. Вы уж, повнимательнее будьте, чтобы в избе красиво было и всякой утвари хватало.
Загадки /предметы появляются на экране после отгадок детей/
Среди предметов есть решето /в конце/
ИГРА «Решето» рус. нар.
Одна группа детей делает воротики, другая группа детей входит в них и выходит, все говорят слова:
Сею-сею я муку
Пирогов я напеку.
Напеку я плюшек
Для друзей-подружек. /воротики захлопываются, играют 2 раза, кого поймали, танцуют/
Хозяйка : Не хватает еще половичка домотканного, да рушники не вышиты. Поможете?
Тогда принимаемся за дело. Кто сидит у окошка будет делать плетёнки из теста, а остальные пойдемте со мной половички ткать. А чтобы дело спорилось, запоём песню русскую. / Под пение рус. нар. песни «Прялица» /дети занимаются рукоделием, предлагается гостям присоединиться к работе/
Вед:: Давайте покажем, что у нас получилось. Хозяйка оценивает работу.
Ведущий: Хозяюшка, понравилось тебе, как дети украсили твою избу?
Вот спасибо мои милые, украсили избу на славу. Всё мне нравится. А эти красивые плетёночки надо в печи испечь
Реб: Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство неси!
Хозяйка: Давайте в печи самовар поставим. Это ещё одна русская традиция, всем за самоваром собираться. Песни петь, общаться. А заваривали разные травы полезные: зверобой, мяту, душицу. И даже поговорка есть такая: «Чай не пьёшь - какая сила, чай попил-совсем ослаб».
Реб: Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я любимую Хозяйку
Сядем братцы все рядком
Да частушки пропоём.
Частушки
Хозяйка:
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»
Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Девочка: Ох и весело у нас
Ноги сами идут в пляс.
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Исполняется хороводный перепляс «Самовар» (общий танец)
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Голос: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Голос: (обиженно)Вы этим слухам не верьте, я добрый и никого не обижаю.
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте!
Хозяйка: Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте!
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Хозяйка: Замечательно. Так тебя Кузей зовут? Русской избе всегда домовой жил и от беды хозяев оберегал. Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Хозяйка: (выходит с пирогом)
Ну вот и пирог поспел, милости прошу к столу (угощаются)
А теперь пора прощаться
Из старины нам возвращаться.