Ирина Пурытина
Сценарий досуга «На завалинке»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досуга «На завалинке»
Старшая, подготовительная группы
Авторы Пурытина Ирина Ивановна, Харитонова Татьяна Дмитриевна
Цель: Закрепить представление детей о русских народных традициях.
Задачи:
Формировать средствами фольклора нравственное начало у детей: доброту, трудолюбие.
Развивать коммуникативные навыки.
Предоставить детям возможность выразить себя в различных видах
Деятельности.
Развивать творческую самостоятельность.
Публикация «Сценарий досуга „На завалинке“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2016
___
Зал оформлен в русском стиле: изба, плетень, на плетне петух, колодец, вёдра, коромысла, скамья….Дети в нарядных русских костюмах.
Звучит русская народная музыка, входит Ведущая - Хозяйка.
Хозяйка: Ах, как вечер, тёмен, долог, насчитала сорок ёлок!
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-ка я гостей к себе на завалинку
Обращает внимание на гостей.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости, Удобно ли вам, всем видно, всем
слышно?.
Один из гостей: Гостям- то известное дело, места хватило! Не тяжеловато ли
хозяевам?
Хозяйка: Не волнуйтесь, в тесноте да не в обиде.
Другие гости: А нам можно побыть у вас в гостях?
Хозяйка: О чём разговор, оставайтесь. Да послушайте побасенки наши
смешные, наши шутки – прибаутки. Пора и начинать.
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, долгий вечер скоротать.
Звучит русская народная музыка, входят мальчики, прогуливаются, останавливаются, здороваются, кланяются, садятся на скамейку.
Ребята разыгрывают попарно смешные фольклорные диалоги, мимически и пантомимически их сопровождая:
1.- Брат Иван, ты где?
-Я в горнице.
-А что ты там делаешь?
-А я Петру помогаю
-А Пётр, что делает?
-Да на печке лежит.
Выходят следующие два парня:
2. -Приятель, есть хочешь?
-Спасибо, друг, а то я очень голоден.
-Да разве ты не ел?
-Да не ел, перекусил только.
-А что же ты перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.
Выходят следующие два парня, один становится в середине зала, а второй за дерево, из-за которого выглядывает.
3. -Эй, друг, чего к нам не идёшь?
-Я медведя поймал!
-Так веди его тоже сюда!
-А он не идёт.
-Так сам к нам иди
-Да он меня не пускает.
4. -С праздником тебя!
-Да? С каким это?
-Как с каким? Со мной повстречался.
Мальчики приуныв, опускают головы.
Хозяйка: А что, ребятушки, взгрустнули?
Один из мальчиков: Да без девчат никакого веселья!
2 мальчик: А что, парни, поехали в Ольховку, там девчата хороши.
Мальчики присаживаются на колени, кладут руки на плечи друг - другу.
Исполняются песня «Телега» М. Минкова
Имитируют движения, «приезжают», подходят к дому.
1-й мальчик: Дома ль Марья?
2-й мальчик: Дома ль Дарья?
3-й мальчик: Дома ль Душенька – Катюшенька?
Девицы как бы выглядывают из окошка.
Девицы: Мы туточки! (выходят из домика)
Мальчик: А мы к вам в гости заглянули, не прогоните?
Девочка: Да зачем же прогонять, коли гости добрые?
Все дети участвуют в коммуникативной игре «Гости» Коротаевой С. А.
Все свободно рассаживаются.
Хозяйка: А с чем вы, девицы пожаловали?
Девочка: С пословицами, да с поговорками.
Хозяйка: Ну, кто пословицы, да скороговорки мастак рассказывать?
Кто- то из гостей: Долог день до вечера, коли делать нечего. ….
Дети (поочерёдно) :
1. Без труда и отдых не сладок.
2. Если идёт работа, спать неохота.
3. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
4. Умелые руки не знают скуки.
5. Что припасёшь, то и на стол принесёшь.
6. Есть терпенье – будет и уменье.
7. Была бы охота, будет ладиться работа.
Хозяйка (детям и гостям) : Молодцы, сколько пословиц и поговорок знаете.
А я вот, что хотела сказать: издавна на Руси девушку называли ласково голубушкой, лебёдушкой.
Вдоль по улице лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Выходите, красны девицы, выходите,
Хоровод свой заведите.
Девочки исполняют хоровод «Вологодские кружева»
(Можно пригласить гостей)
Хозяйка: Ну что, парни, понравился вам хоровод?
Ничего, сейчас и вы себя покажете. Недаром в народе говорят: «И мы не лыком шиты».
Девочка: Выхожу и запеваю, опускаю глазки вниз.
Как увижу, как услышу, что проехал тракторист.
Исполняется композиция «Трактористы» сборник «Ку-ко-ша» 2009г.
Выбегает мальчик с дудочкой: Собирайся, народ в хоровод, кто с дудочкой играть пойдёт?
Дети встают в круг, мальчик с дудочкой считает:
Катилась торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться.
(отдаёт дудочку водящему)
Дети приглашают гостей на игру с дудочкой. Исполняется любая народная музыка 2х-частной формы. На 1-ю часть музыки водящий идёт внутри круга, имитируя игру на дудочке. Дети противоходом идут по кругу. С окончанием 1-й части музыки водящий останавливается между двумя детьми, которые поворачиваются спиной друг к другу. На 2-ю часть музыки они бегут в разные стороны, остальные хлопают в ладоши. Тот, кто первый возьмёт дудочку, становится водящим.
Хозяйка: Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышлёней - погляжу.
Гости помогают отгадывать, если дети затрудняются, так же могут загадать.
1. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар).
2. Без рук, без ног, а дверь в избе открыть смог. (Ветер).
3. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар).
4. Шёл, долговяз - в сыру землю увяз. (Дождь).
5. Слышать слышу, а видеть не вижу. (Эхо).
6. Золотое коромысло над рекою повисло. (Радуга).
Хозяйка: Молодцы, какие все смышлёные.
Мальчик с вё драми: А я Катеньке с утра купил вот эти два ведра.
Чтоб к колодцу ходить, да водицу носить.
Девочки берут ведёрки и коромысла, мальчики ставят колодец на середину зала.
Инсценировка песни «У колодца» журнал «Колокольчик» №28 2003г.
Девочка: Мы на лавочке сидим, весело играть хотим.
Русская народная игра «Лавочка» журнал «Муз. Палитра» №6 2010год.
Дети сидят на лавочке и поют: На лавочке, на берёзовой,
Мы дружно сидим,
На тебя, дружок, глядим
Раз, два, три – беги.
(игра проводится несколько раз)
Один из мальчиков встаёт и начинает смотреть по сторонам, остальные спрятались за плетень.
Хозяйка: Что-то наш Тимошка глядит по сторонам?
Тимошка: Девочки красивые сидят и тут, и там.
Уходит за плетень.
Дети исполняют композицию «Деревенские фантазии»
Хозяйка: Славно мы с вами повеселились.
А сейчас, гости дорогие, приглашаем вас на чай душистый с пирогами. Угощайтесь на здоровье.
Звучат русские народные мелодии, все угощаются.
Хозяйка: Делу время, потехе час, ждём вас на завалинке в другой раз.