Инга Мелкова
Сценарий досуга «Дорога к звездам», посвященный 60-летию полета Ю. А. Гагарина в космос
1. Сценарий
музыкально-литературного досуга, посвященного 60 годовщине первого полета человека в космос "Дорога к звездам".
Актуальность изучения темы. Наши дети много знают о разного рода супер-героях, сражающихся с тёмными силами, но в то же время, несущими в себе агрессию и разрушения. Это увлечение детей постепенно уничтожает в них веру в человека, который может совершать открытия и подвиги без всяких сверхъестественных способностей, а только добиваясь всего своим трудолюбием и настойчивой тягой к знаниям.
Публикация «Сценарий досуга „Дорога к звездам“, посвященный 60-летию полета Ю, А, Гагарина в космос» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Сценарии космических развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Юрий Гагарин
- Темочки
Методическая разработка представляет собой основные содержательные линии патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Цели:
Вызвать интерес к космосу; знакомить с историей развития космонавтики.
Создать социальную ситуацию для всестороннего развития ребёнка, поддержать позитивную социализацию всех детей группы.
Задачи:
Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.
Познакомить с историей развития космонавтики.
Расширить словарный запас детей.
Стимулировать у детей развитие фантазии и творческого воображения.
Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Повысить интерес родителей к данной теме.
Оборудование:
презентация «Космос»;
музыкальный репертуар: фонограммы песен «Я - Земля, я своих провожаю питомцев» ( Музыка: В. Мурадели, Слова: Е. Долматовского); «Земля в иллюминаторе» (сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули, музыка А. Рыбникова «Млечный путь», «Заправлены в планшеты» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича);
блоки мягкого конструктора, обручи, гимнастические палки для постройки ракеты; цветы для танца; звезды на ниточках; плоскостная ракета из картона;
иллюстрации с изображением созвездий, планет, космических кораблей; костюм инопланетянина; угощение для детей.
3.
Ход мероприятия (продолжительность 40-45 минут).
Под песню «Я - Земля, я своих провожаю питомцев» ( Музыка: В. Мурадели, Слова: Е. Долматовского) дети входят в зал. Старшая группа садится на стульчики в зрительном зале, дети подготовительной группы встают около экрана с фотографией Ю. Гагарина. Подпевают слова песни.
Ведущий: Дети! Шестьдесят лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Счастье первым шагнуть в космос выпало на долю гражданина Страны Советов Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года корабль-спутник “Восток”, преодолев земное притяжение, проложил первую космическую трассу. Ю. А. Гагарин облетел нашу планету и увидел Землю из космоса – такой, какой ее не видел еще никто, очень красивой, небольшой и… беззащитной. Он пробыл тогда в космосе всего 108 минут, но от них начался отсчет эры космических полетов.
Этот день стал для человечества праздником – Днем рождения космонавтики.
Открытая гагаринская улыбка, знакомая на всех континентах Земли, призывала народы разных государств к жизнелюбию, дружбе и миру. На многих языках называли его сыном планеты, сыном человечества.
На фоне музыки А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня» демонстрируется первый слайд.
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о первом космонавте планеты Земля - Юрии Алексеевиче Гагарине, о космосе.
Ребенок:
День сегодня не простой.
Это в мире знает каждый:
Впервые в космос полетел
Человек с Земли отважный.
Ведущий:
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Дети читают стихи.
1. Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
2. С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли.
А начинал - советский, славный парень,
Гагарин - первый космонавт земли!
3. В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь,
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.
2 Слайд. Звёздное небо.
Ведущий: Чтобы свершилась мечта людей о полёте в космос, было сделано много открытий и изобретений учёными. Послушайте внимательно и постарайтесь запомнить имена учёных-изобретателей.
Чтение стихов детьми подготовительной группы:
1 ребенок: Сегодняшний праздник считают своим
И физики, и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий День космонавтики.
2 ребенок: Давным-давно считали люди,
Что наша плоская земля,
Ну, а над ней висят все время
Все звезды, Солнце и Луна.
3 ребенок: И даже люди полагали,
Что Землю на своих плечах
Несут Атланты-великаны
Или Земля на трех китах.
4 ребенок: Но был ученый средь людей -
Галилео Галилей.
Он первым доказал тогда,
Что наша вертится Земля.
(На экране появляется портрет Галилео Галилея).
5 ребенок: Доказал Джордано Бруно,
Что кроме "матушки-Земли"
В космосе таком огромном
И другие есть миры.
(На экране появляется портрет Джордано Бруно).
6 ребенок: Время быстро пролетало,
И наука шла вперед.
И поднялся вскоре в небо
Самый первый самолет.
7 ребенок: Покорить простор вселенной
Очень человек хотел.
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.
8 ребенок: А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.
9 ребенок: Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень.
Он первым в космос полетел
Его зовут
Все дети хором: Гагарин!
(На экране появляется портрет Гагарина).
10 ребенок: И Циолковский, и Королёв
Много приложили трудов
Чтоб Гагарин совершил
Знаменитый свой полет.
(На экране появляются портреты Циолковского и Королёва).
Ведущий:. А вы хотите стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Выслушиваем ответы детей). Верно. Он должен быть смелым, крепким, здоровым, выносливым, спортивным, много знать и уметь.
А что надо делать, чтобы стать таким? ( Выслушивает ответы детей: делать зарядку, заниматься спортом, учиться хорошо, правильно питаться).
Ведущий: Я хочу проверить что вы знаете о космосе. Вас ждут загадки,
да не простые, а космические.
Если отгадаете, отгадка появится.
(После каждой загадки на экране появляется иллюстрация с изображением отгадки).
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный
(Телескоп)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя
(Астроном)
3. Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше всех видна
В небе полная
(Луна)
4. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая
(Ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски
(Космонавт)
Ведущий: Молодцы! Все загадки отгадали.
А какие планеты, кроме Земли, вы знаете? (Ответы детей).
У каждой планеты свой путь – орбита. Поэтому планеты никогда
не сталкиваются друг с другом.
Вокруг нашего Солнца астрономы обнаружили восемь планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно – знать, есть ли жизнь где-нибудь ещё?
Слайд. Солнечная система.
Ведущий: Ребята, расскажите всем про планеты солнечной системы.
Ребята старшей группы расскажут нам про эти планеты.
1. Меркурий – Ближайшая к солнцу планета
Жара нестерпима! Изжарит в котлету.
Повёрнута к солнцу одной стороной
С другой страшный холод и мёртвый покой.
2. Венера
Очень близко к нам, но всё же
С несусветной высоты
Смотрит вниз на нас Венера
Названа планета эта
В честь богини красоты.
3. Земля
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры воют с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
4. Марс.
Марс красноватый на землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя он носит в честь бога войны,
И охранять его вечно должны.
Все эти четыре планеты имеют твёрдую почву, как и Земля, поэтому их так и называют - планеты Земной группы.
5. Юпитер- это газовая планета –гигант.
6. Сатурн, Уран и Нептун – ледяные планеты, где царство льда и вечная зима.
7. Плутон – Самая удалённая от солнца планета, она в пять раз меньше Земли. Из всех девяти планет только на Земле есть условия для жизни.
Про звёзды (слайд)
Ведущий: Вы видели звёзды – они жёлтые, белые и голубые. Звёзды представляют собой шары из раскалённого газа, как и Солнце.
Красные звёзды холодные. Жёлтые звёзды – горячие, они похожи на Солнце. Белые звёзды ещё горячей. Самые горячие – голубые звёзды.
Млечный Путь (слайд)
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Стихи о звездах
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
(Слайд) «Полярная звезда»
Есть на свете звёздочка одна,
Какая не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Что же это за звезда, которая указывает направление строго на север?
( Ответ: Полярная звезда, которая находится в созвездии «Малая медведица».)
Ведущий: Можно долго наблюдать за звёздами на небе, а сегодня они спустились к нам на землю. Давайте полюбуемся их волшебным танцем.
Звёзды на небе, всё небо для нас!
Звёзды поют нам свой звёздный романс!
Ты только взгляни,
Как прекрасны они!
Думать о нас, наши тайны хранить -
Как удивительно звёздами быть.
Исполняется танец звёзд под музыку А. Рыбникова «Млечный путь».
Ведущий. Да! Какие яркие на небе звезды! Как их много! А давайте соберём маме звездный букет.
Проводится игра «Кто больше соберет звезд»
В игре участвуют 3-4 ребенка. На потолке на веревочках висят звезды, дети подпрыгивают и срывают их. Побеждает участник, сорвавший наибольшее количество звездочек.
Ведущий: Молодцы. Вы показали свои знания.
Герои- космонавты
Летали на ракетах.
Мы наших космонавтов
Видали на портретах.
Давайте поиграем:
Ракету смастерим.
Как наши космонавты
В космос полетим.
Дети сидят на стульчиках у центральной стены зала. Среди них – 6-8 «космонавтов» в шлемах и один сигнальщик с флажком в руке. В центре зала стоит большая игрушечная ракета, накрытая покрывалом.
Реб: Что нужно для ракеты,
Достанем мы сейчас.
2. У меня, ребята,
Есть чудесный клей.
3. Я принес с собою
Ящичек гвоздей.
4. Вот картон, фанера,
Всякий инструмент.
5. Смастерим ракету
Мы в один момент.
6. Веселее, детвора,
За работу нам пора!
Под музыку несколько заранее намеченных детей «мастерят ракету», постепенно снимая с нее покрывало.
7. Мы закончили нашу работу!
Вместе: Ракета готова к полету!
Космонавты выстраиваются в шеренгу за ракетой; сигнальщик становится сбоку.
Первый космонавт : Мы сейчас все – космонавты,
Как Гагарин, как Титов.
Дети: Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов!
Космонавты по 3-4 с каждой стороны берутся одной рукой за ракету.
Сигнальщик (поднимает флажок) : Старт!
Диалог «Я – Земля».
Девочка сольно поёт припев из песни «Я - Земля, я своих провожаю питомцев» ( Музыка: В. Мурадели, Слова: Е. Долматовского, все дети подпевают конец припева.
Ведущий: Все к полёту готово! Пошел обратный отсчет:
«Пять, четыре, три, два, один»
Дети все вместе: ПУСК!.
Ведущий: Полетели!
Космонавты с ракетой оббегают зал 2-3 раза (музыкальное сопровождение). С окончанием музыки останавливаются и опускают ракету.
Под песню «Заправлены в планшеты» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича) на экране появляются иллюстрации с изображением космоса, космических кораблей, ракет, станций.
Ведущий: Пять минут, полёт нормальный!
Общий танец с цветами под песню «Земля в иллюминаторе»
(сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули).
Ведущий: Десять минут, полёт нормальный, будьте осторожны,
наша ракета в метеоритном дожде. Мы в метеоритном поле, скорее на подмогу!
Звучит сигнал SOS и входит инопланетянин.
На «своем» языке что-то говорит.
Ведущий: Я ничего не могу понять. Ребята, а вы понимаете, что он говорит?
Дети: Нет!
Ведущий: А что же нам делать? Как же мы будем общаться с
инопланетянином? (Ответы детей, предположения). Ребята, ученые изобрели аппарат, который может с любого языка перевести на русский. Вот этот аппарат. Надо только батарейки вставить и надеть наушники. (Надевает наушники)
Инопланетянин опять что-то «говорит», ведущий «переводит».
Ведущий: Ребята, инопланетянин поздоровался с нами.
Дети тоже здороваются.
Он говорит, что ему очень понравилась наша планета Земля.
Ему нравитесь вы – вы такие веселые и красивые!
Инопланетянин предлагает вам поиграть с ним.
Игра с гостем «Наоборот».
(Инопланетянин показывает движения, а дети выполняют наоборот.
Например, инопланетянин поднимает правую руку вверх, левую вниз, а дети – правую вниз, левую вверх.)
Инопланетянин на «своем» языке опять что-то говорит.
Ведущий: Ребята, инопланетянин просит построить ему ракету,
а то его космический корабль требует ремонта.
Игра-конкурс «Космический корабль для инопланетянина».
Дети старшей группы строят ракету из блоков мягкого строителя.
Ведущий: Молодцы, справились с заданием!
Инопланетянин на «своем» языке опять что-то говорит.
Ведущий: Он говорит, что ему очень понравилась ракета, которую вы
для него построили. И в благодарность он хочет угостить вас.
Инопланетянин раздает детям угощения. Прощается и уходит.
Ведущий: А сейчас дети подготовительной группы прочтут вам стихи
про космос и космонавтов.
Чтение стихов.
Космонавт
Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Ведущий: И нам ребята пора разворачивать нашу ракету и возвращаться
домой. Расчётное время полёта подходит к концу, посадка через 10 секунд.
Приготовьтесь, возьмитесь за руки, начинаем отсчёт.
Дети все вместе считают.
Ведущий: Полёт закончен, с благополучным возвращением на родную землю! С днем космонавтики! Ура!