Наталья Валентиновна Силаева
Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий беседы к юбилею Н. А. Римского-Корсакова для учащихся 3-5 классов.
Ведущая: здравствуйте! Сегодня мы будем вспоминать удивительного музыканта и человека Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его деятельность охватывает самые разнообразные сферы музыкальной культуры 19 века. Это колоссальная фигура не только в русской музыке, но и во всём просвещённом мире.
Публикация «Сценарий беседы к юбилею Н, А, Римского-Корсакова для учащихся 3–5 классов» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ученик 1: Николай Андреевич родился в Тихвине в 19 веке, в марте 1844 года и дожил до 20 века, до 1908 года. В этом году ему исполняется 180 лет.
Ученик 2: Его фамилия очень древняя. «Римский» связан с итальянскими корнями. «Корсак» звали моряков в старину. Сам юбиляр вспоминал в своей «Летописи музыкальной жизни» : «Отец родом из дворянкой семьи, служил губернатором. Мама хорошо играла на рояле, прекрасно говорила и читала на французском языке. Брат Воин Андреевич служил морским офицером, стал контр-адмиралом, преподавал морские науки.
Ученик 3: Уже с двух лет маленький Ника хорошо различал все услышанные мелодии. Чётко стучал в барабан, когда отец играл на рояле. С шести лет его стали обучать игре на фортепиано. Однако, больше, чем музыка мальчика привлекало море. В своих детских играх Николя изображал мореплавателя, строил модели кораблей. Он мечтал о военно-морской службе.
Ученик 4: В 12 лет отец отвёз подростка в Петербург в Морской корпус. Обстановка была казарменная: за неуспевамость мальчиков секли розгами, ставили на горох на колени. Тем не менее, по окончании Морского корпуса 18-летний гардемарин отправился в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран – Англию, Бразилию, Швецию, Америку, Испанию и ряд других. Но военная служба не оставляла ему времени на творчество.
Ученик 5: С самого детства черты у мальчика проявились черты гения. Удивительная музыкальная память, поразительный «цветной» слух, стремление к сочинительству. Когда семнадцатилетний кадет встретился с Милием Балакиревым, он с восторгом ворвался в новый неведомый мир. В своей «Летописи музыкальной жизни» он отметил: «С каким восхищением я слушал настоящие деловые разговоры об инструментовке, модуляциях, хроматизмах…»
Ученик 6: Римский-Корсаков был не только талантливым композитором, но и великолепным пианистом, а также профессиональным дирижёром. На своих концертах он обычно дирижировал сам.
Ученик: Римского-Корсакова называют “сказочником”. Всё потому, что самые популярные и известные его произведения основаны именно на сказках.
Ведущая: Какие оперы-сказки вы знаете? «Снегурочка» 7 слайд.
Ученик 7: 8 слайд. Виктор Васнецов. Снегурочка. В картине изображено первое появление главной героини в “Прологе” в зимнем наряде на опушке густого занесенного снегом сказочного леса. Этот наряд, богато декорированный орнаментальной вышивкой, дает выразительную характеристику Снегурочки. Вдали едва различимы контуры домов Берендеевской слободы с редкими светящимися огоньками окон. Резкие светотеневые контрасты освещения в сочетании с ярко блестящими на темном небе звездами подчеркивают фантастичность пейзажа.
Ведущая: сюжеты юбиляра этого года А. С. Пушкина часто встречаются в русской музыке. Отгадайте, какую сказку Римский-Корсаков превратил в оперу?
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон»
Слайд 9, 10 «Золотой петушок».
«Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Мимо острова Буяна, в царство славного …Салтана». Слайд 11.
Ученик 8: Сказка о царе Салтане. Молодой Царевич пробуждается ото сна и не может поверить увиденному. Перед ним на пустынном острове возник большой город. Невероятные размеры «чуда» автор подчеркивает при помощи перспективы. Художник Иван Билибин поднимает на возвышенность и разворачивает к зрителю всю городскую панораму: бесконечные маковки церквей, колокольня, многочисленные улицы домов, мощная крепость с бойницами. Одеяние персонажей царское, расшитое золотом и каменьями. Слайд 12.
Ученик 9: Михаил Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, словно тающую в последних лучах заката.
Ведущая: на экране вы видите картинку из оперы-былины «Садко».
Ученик 10: Премьера музыкальной драмы «Садко» вдохновила Михаила Врубеля в конце 1900 года. Слайд 13.
Ведущая: Послушаем «Колыбельную Волховы». Слайд 14.
У композитора есть ещё несколько сказочных опер: «Кащей бессмертный». «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» на сюжеты Н. В. Гоголя.
Ученик 11: Мозг гениального композитора работал очень своеобразно – он утверждал, что видит музыку и звуки в целом, как определённые цвета. Его даже называли «музыкальным маринистом». Слайды 16, 17.
Ведущая: назовите самого известного художника -мариниста. (Айвазовский). Композитор тональность Ми мажор представлял в синем цвете. Поэтому его многочисленные музыкальные морские пейзажи звучат именно в ми мажоре. Послушаем «Шехеразаду».
Ученик 12: Римский-Корсаков являлся основоположником композиторской школы. Он был педагогом у будущих композиторов, дирижеров и музыковедов. Среди его последователей С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, А. К. Лядов, Гнесин. Музыкант преподавал в нескольких учебных заведениях, создал учебники по оркестровке, инструментоведению и композиции. Они актуальны и сегодня.
Слайды 18, 19.
Ведущая: Музыкант бережно собирал народные песни и издал два сборника. Мелодии этих сборников звучат во многих произведениях выдающихся композиторов. Слайд 20.
Ведущая: Н. А. Римский-Корсаков был самобытным творцом, а также музыкальным редактором и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (слайд21, ни многих произведений М. П. Мусоргского (слайд 22) и
А. С. Даргомыжского (слайд 23).
Море людей провожало Римского-Корсакова. (слайд 24).
Ученик 13: Музыка Николая Андреевича широко используются в кинематографе, его музыка звучит в более чем ста пятидесяти фильмах разных жанров, от сказок до антиутопии и фантастики.
Ученик 14 (слайд 25). Его имя присвоено: Санкт-Петербургской консерватории, в которой более 35 лет он преподавал;
• Ленинградскому областному детскому дому музыкального воспитания;
• Санкт-Петербургскому музыкальному училищу;
• Средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории.
• Улицам в Санкт-Петербурге, в Москве, в Новосибирске, в Липецке, в Нижнем Новгороде.
• 30 ноября 1952 года на Театральной площади в Санкт-Петербурге поставили памятник Николаю Римскому-Корсакову у здания консерватории. (27 слайд)
Ведущая: Завершит нашу встречу «Гимн Яриле – Солнцу» из оперы «Снегурочка». Слайд 28.
Ведущая: что вам больше всего запомнилось из жизни и творчества музыканта? Какую музыку вы слышали раньше? Какие музыкальные сказки Римского- Корсакова хотите посмотреть в театре?
Я желаю вам новых удивительных встреч с классическим искусством!