Радецкая Ирина Сергеевна
Сборник Речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник
Речевых игр на основе детского фольклора
Для детей
младшего дошкольного возраста
Содержание
Пояснительная записка. 3
Раздел 1: Колыбельные песни
«Котенька-коток»…. 4
«Ой, люли, люли, люленьки»…. 4
«Бай-бай…»…5
«Баю, баю, баиньки»…. 5
«Спи, сыночек мой, усни»….5
Раздел 2: Потешки
«Пошел котик на торжок…»….6
«Водичка, водичка, умой мое личико…»…6
«Наши уточки с утра….»…. 7
«Петушок, петушок….»….7
Публикация «Сборник Речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
«Тень- тень – потетень»….8
Раздел 3: Заклички
«Солнышко»…. 9
«Жаворонки - жавороночки»….9
«Дождик, дождик, веселей…»…. 9
«Радуга - дуга»…. 10
«Божья коровка»…10
Раздел 4: Считалки
Считалки-числовки…. 11
Заумные считалки…. 11
Сюжетные считалки…. 11
Авторские считалки….12
Раздел 5: Скороговорки…. 13
Раздел 6: Загадки…. 14
Раздел 7: Прибаутки…. 15
Раздел 8: Приговорки…. 16
Пояснительная записка
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложений, они осваивают навыки разговорной речи. Использование различных жанров детского фольклора способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата детей, совершенствует речевое дыхание, слуховое восприятие. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Использование различных жанров детского фольклора в работе с детьми будет способствовать формированию их правильной речи и предупреждению речевых дефектов.
Данным материалом могут и воспользоваться родители, занимаясь с детьми младшего дошкольного возраста развитием речи в домашних условиях.
3
Раздел 1: Колыбельные песни
«Котенька - коток»
Цель:Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.
Ход:Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.
«Уж ты котенька - коток,
Котя - серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Ты же ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси»
«Ой, люли, люли, люленьки»
Цель:Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащатьречь детей ласковыми словами.
Ход: Воспитатель предлагает детямпредставить, что у них на руках любимая игрушка и они ее качают.
«Ой, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Они стали ворковать,
Мою детку усыплять»
4
«Бай-бай…»
Цель:Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.
Ход:Дети поют вместес воспитателем и повторяют движения за по тексту.
«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)
Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)
Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)
Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)
А наш мальчик будет спать, (сложенные вместеладошки под щёчку)
Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)
«Баю, баю, баиньки»
Цель:Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.
Ход:Воспитатель в русском народном костюме, качая колыбель, напевает песню. Дети встают в круг берутся за руки поют с воспитателем покачиваясь в такт песни.
«Баю, баю, баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет Ванечка ходить
Новы Валенки носить!»
«Спи, сыночек мой, усни»
Цель:Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.
Ход:Воспитатель читает и поясняет детямо чём говорится в песне.
«Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдёт,
Красно солнышко взойдёт.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветёт,
Вольна пташка запоёт.
Люли, люшеньки, люли,
Ты сыночек крепко спи»
Раздел 2: Потешки
«Пошел котик на торжок…»
Цель:Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.
Ход:Выразительноечтениепотешки воспитателем. Инсценировка потешки детьми.
«Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Кате снесть?
Я и сам укушу
Да и Кате принесу»
«Водичка, водичка, умой мое личико…»
Цель:Развитие микромоторики, обогащение словарного запаса.
Ход:Воспитатель читает потешку и вместе с детьми проделывает движения.
«Водичка, водичка (дети имитируют стряхивание воды с ладоней,
Умой моё личико (показывают, как умывают лицо)
Чтобы глазки блестели (на каждую строку загибают по одному пальцу наобеих руках,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
«Наши уточки с утра….»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря.
Ход:Воспитатель читает потешку, дети произносят звукоподражание.
" Наши уточки с утра:
“Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”
Наши гуси у пруда:
“Га-га-га! Га-га-га!”
Наши гуленьки вверху:
“Гру-гру-гру-гру!”
Наши курочки в окно:
“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”
«Петушок, петушок….»
Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звука. У в словах и словосочетаниях. Развивать умениепроговаривать окончание предложений в потешке.
Ход: Воспитатель читает первые слова предложения, дети договаривают:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь»
7
«Тень- тень -потетень»
Цель:Учить с помощью воспитателя инсценировать не большиепотешки.
Ход: Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.
«Тень - тень -потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему миру я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубки хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Удивила их коза:
- Лучше всех мои глаза!»
Раздел3:Заклички
«Солнышко»
Цель: Учить наизусть закличку «Солнышко». Развивать интонационную выразительность речи.
Ход:Воспитатель показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает детям посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Деточки играют,
Тебя ожидают!»
«Жаворонки - жавороночки»
Цель:Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.
Ход:Дети сидят полукругом, воспитатель рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает детям послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам, принесите нам:
Весну теплую,лето плодородное,
Весну с дождем,лето с травами.
Весну с солнышком,лето с зернышком.
«Дождик, дождик, веселей…».
Цель:Познакомить с содержанием русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей…».Продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.
Ход:Воспитатель читает детям закличку, затем задаёт детям вопросы по содержанию, дети отвечают.
9
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
«Радуга–дуга»
Цель: Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение.
Ход:На прогулке после дождя дети с воспитателем наблюдают за радугой и произносят закличку.
Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко -
К нам в оконышко!
«Божья коровка»
Цель:Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с детьми с целью активизации их речи.
Ход:Воспитатель выразительно читаетзакличку, беседует с детьми о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.
«Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной»
Раздел 4: Считалки
Считалки-числовки
Цель:Формировать у детей умение вести счет, применять сформированные навыки в разных видах деятельности.
Ход:Воспитатель предлагает детямс помощью считалки выбрать «кота» для подвижной игры «Кот и мыши». Сначала дети проговаривают считалку вместе с воспитателем, затем воспитатель предлагает проговорить считалку кому-то из детей.
«Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга»
Заумные считалки
Цель:Развивать у детей интерес к играм с необычными словами.
Ход: Воспитатель отчётливо, внятно проговаривает каждое слово и побуждает детей к повторению.
«Эни-бэне-рэц,
Квинтер-минтер-жец,
Эни-бени-раба,
Квинтер-минтер-жаба»
Сюжетные считалки
Цель:Развивать у детей воображение, память и чувство ритма.
Ход: Воспитатель предлагает детям заучить наизусть новую, интересную считалку.
«Под горою у реки
Живут гномы - старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-дон, диги-дон -
Выходи из круга вон!»
11
Авторские считалки
Цель: Развитие памяти и чувства ритма.
Ход: Воспитатель, произнося считалку, указывает на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.
«Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!»
12
Раздел 5:Скороговорки
Цель: Вырабатывать четкое и внятное произношение слов и фраз. Развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.
Ход:Воспитатель произносит скороговорку - дает речевой образец, ребенок повторяет.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
В огороде у Федоры – помидоры,
За забором у Федоры – мухоморы.
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Печка печет,
А речка течет.
Печка молчит,
А речка журчит.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
13
Раздел 6: Загадки
Цель:Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных.
Ход:Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, предлагаетвнимательно слушать и отгадывать, о каком животном он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку.
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…. (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — красота!
Как зовут её? (Лиса)
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)Рыжая, пушистая
На ёлочке живёт.
Крепкими зубками
Орешки грызёт. (Белка)
Раздел 7:Прибаутки
Цель:Приобщать детей к устному народному творчеству.
Ход:Воспитатель читает детям прибаутки,совершая различные движения, соответствующие прибаутке. Показывает детям игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.
«Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!»
«Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!»
«Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»
«Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!»
15
Раздел 8:Приговорки
Цель:Развитие речи детей средствамиознакомления их с фольклорным жанром : приговорки.
Ход:Воспитатель используя красочные иллюстрации читает детям приговорки, объясняет значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.
«Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
"Ах, какая наша пчелка работящая!"
«Птичка-птичка - соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет веселей!»
«Уж ты, заинька, скок-скок,
Уж ты, беленький хвосток!
Ты не трогай, не дери наше деревце,
Нашу яблоньку, нашу девицу!
Расцветет весной краше всех она,
Соберем большой урожай сполна!»
«Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!»
«Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча - нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!»